Имя дизайнера Татьяны Волковой-Гафуровой неразрывно связано с Челябинской филармонией, галереей «Каменный пояс», камерным театром... Ее выставки с большим успехом проходили в Москве и за рубежом, а дизайнерские проекты художницы стали визитной карточкой многих зданий и офисов Челябинска. 6 ноября в галерее «Гармония» Челябинского концертного объединения откроется юбилейная выставка Татьяны Волковой-Гафуровой. Она будет не просто разножанровой и разновременной. Эта выставка – своеобразная траектория пути художника.
Я сама
– Татьяна Николаевна, художник в человеке, как правило, проявляется уже в раннем детстве. Что вы помните из детства?
– Была усидчивой девочкой. (Смеется.) Очень любила не просто в куклы играть, а изобретать для них одежду, украшения… Но не могу сказать, что в детстве я рисовала лучше всех своих одноклассников. Напротив, мне всегда казалось, что все они рисуют гораздо лучше меня.
– Однако поступление в училище на художника-оформителя не было случайностью?
– А я не поступила с первого раза, потому что специальной подготовки у меня не было, не занималась в художественной школе, не посещала кружков ИЗО...
– Чем тогда объяснить упорство – через год снова поступаете на ту же специальность?
– Очень хотела стать художницей. И папа мой этого хотел. Правда, умер он, когда мне было всего два года. Но его картины, а он делал копии с полотен известных художников, оставались в доме. А еще он зарабатывал рисованием ковриков, которые тогда были в моде. Об отце я знаю только по рассказам мамы и помню его картины. Сохранилась, к сожалению, только одна, потому что в доме случился пожар и все сгорело. Но работы отца я помню настолько хорошо, что сегодня вижу технику, в которой он работал… Да, спустя год я поступила в училище на ЧМЗ, где открылось отделение художников-оформителей, училась у известного преподавателя Вячеслава Дятлова. И было очень много практики. Я бы даже сказала: использовали нас нещадно. (Смеется.) Меня и Володю Карика, который сейчас работает ювелиром. Мы и оформлением занимались, и мозаики делали – это была моя школа.
– Много практики – плохо или хорошо?
– Хорошо, если бы теорию давали тоже в большом объеме. (Улыбается.) Но теории практически не давали, а потому я считаю себя художником-самоучкой. Мои знания построены на собственных наблюдениях, на прочитанных книгах, на самообразовании. Я немножко завидую своей дочери, которая окончила Челябинское художественное училище, университет… И я вижу, как она работает! Она получила хорошее образование. Да, я могу сегодня и в училище преподавать, и директором галереи быть, но эти университеты я прошла самостоятельно.
– Как утверждают художники, самостоятельность способствует развитию индивидуальности.
– Несомненно, об этом говорит, например, история французских живописцев. Но я не могу считать себя художником, я – дизайнер. Кроме того, необходимость зарабатывать довольно рано развила во мне какую-то коммерческую жилку.
Легкие и стойкие
– С чего начался для вас мир дизайна?
– С одуванчиков. (Смеется.) Где бы я ни работала, всегда стремилась оставить время для собственного творчества. Без этого просто тоска! В начале 90-х в моих картинках – сначала маленьких, потом больших – появилась тема одуванчиков. Это была объемная живопись: я мочила холсты в клее ПВА, создавала формы, а затем расписывала маслом. Объемная живопись стала предисловием к работе с кожей.
– Почему одуванчики?
– Очень легкие, но при этом стойкие, живучие. И очень светлые, радостные. Когда весной зацветают одуванчики, радость пронзает всех – и детей, и взрослых. Эти яркие цветы на фоне нежной весенней зелени... Но для меня это еще и существа, которые объединяют все живое на земле. Владимир Богдановский пригласил меня тогда сделать выставку в галерее «Каменный пояс», и я впервые показала свою объемную живопись.
– Реакция зрителей?
– Хорошая. Это было необычно, ярко. На выставку пришел режиссер Евгений Фалевич и предложил мне попробовать себя как театральный художник. Я даже обиделась: какой я театральный художник?! (Смеется.) Но он принес мне сценарий. Прочитала и мне стало интересно.
– Каким был первый спектакль?
– «Археология». Все декорации я сделала собственными руками. И сразу стала лауреатом первой премии регионального фестиваля «Сцена». (Смеется). К тому времени Евгений Фалевич и его труппа перебрались из института культуры в нынешнее помещение Камерного театра. Именно он был создателем Камерного театра в Челябинске.
– Но безумной любви с театром у вас не сложилось?
– Я – герой-одиночка. (Смеется.) А театр – это коллектив. Но с Фалевичем мы друг друга очень хорошо понимали. Тогда не только спектакли нужно было оформлять, но и ремонт в театре мы собственными руками делали. Денег не было. Я даже не помню, на что же мы жили?! (Смеется.) Все для декораций мы делали сами, и для театра тоже, актеры очень помогали. Кстати, именно тогда мы пригласили стать директором театра Алексея Пелымского. Я его привела, потому что наслышана о нем была, какой он замечательный, какой талантливый! Это щедрый человек, дающий!
– И все-таки вы ушли из театра в галерею «Каменный пояс»?
– Но это произошло уже после отъезда Евгения Фалевича. К тому же мне хотелось создавать свое, самой развиваться. Правда, в галерее на это времени не оставалось совсем, потому что постоянно были презентации, выставки, все время много народу, надо было всех развлекать. Это же было ново для города. Иностранцев у нас было много, и они говорили, что им в «Каменном поясе» очень нравится. Честно скажу, не верила. Пока сама не побывала за границей.
– «Каменный пояс» стал воротами в мир дизайна?
– Да, я начала продавать свои работы для интерьеров. И возник заказ, положивший начало моей кожаной коллекции, – попросили оформить интерьер в Челиндбанке. Там стояла кожаная мебель и над нею – пустая стена. Что ни пытались примерить на эту стену, все не так. А у меня лежали мешки лайковой кожи, муж по случаю купил в «Самоделкине», кожа шести цветовых тонов – от белого до темно-коричневого. Сначала я шила из нее дизайнерские пальто. А тут пришла мысль сделать панно из кожи и металла, Юрий Мусихин стал соавтором. Работа наша понравилась и банк ее купил.
– И пошли заказы?
– Да. У меня состоялись выставки в Москве (в Манеже), за рубежом. В 2002 году я стала лауреатом выставки «Ювелир» в Москве, на ней были все ведущие дизайнеры России. Я представляла «Янтарную комнату» – кожа и янтарь. Светильники, скатерть, люстра... Заказала мне эту работу фирма «Жемчужная орхидея».
– Когда подобные заказы поступают, наверное, сна лишаетесь?
– Раньше со сном проблем не было. (Смеется.) Конечно, когда идеи в голове возникали, я могла не спать сутки, двое, но потом отсыпалась.
– Много в Челябинске интерьеров, оформленных вашими руками?
– Ресторанчики, офисы, квартиры, дома. В свое время я оформляла интерьеры областной администрации, городской. А в Москве – «Жемчужную орхидею», салоны-магазины. Но я всегда занималась интерьером только со своими работами. Потому что интерьер – это не только мебель, стены... В каждом интерьере должна быть точка, и этой точкой становились картины, панно, вазы, зеркала, сделанные моими руками.
– Вероятно, дизайнеру не всегда комфортно в интерьерах, оформленных другими художниками?
– Конечно, куда глаз-то денешь, он всегда работает. Бывает, что-то не в твоем вкусе, но сделано профессионально – тогда никакого дискомфорта. Самое страшное, когда это сделано никак. Пусть лучше раздражает, чем никак. А дело вкуса – очень тонкая вещь.
Остров
– Вы выросли в условиях советского минимализма, хотелось от него уйти?
– Сегодня у многих людей тяга к позолоте, богатому убранству – это все последствия той нищеты. Однажды я поехала в Эмираты за мебелью с хозяином квартиры, которую оформляла. Когда увидела все это разнообразие, у меня чуть крышу не снесло. (Смеется.) И был такой момент, когда захотелось купить мебель с золочеными финтифлюшками и кренделями...
– А нарядить себя дизайнеру тоже трудно?
– Очень трудно, потому что вижу все до шнурка. (Смеется.) Обычно я сама придумываю себе наряды, когда открываю новую выставку, чтобы стать частью этой выставки.
– Как родилась идея создания галереи «Гармония» при Челябинском концертном объединении?
– В то время, когда открылся после реконструкции концертный зал филармонии, я занималась только собственным творчеством. И пребывала в какой-то депрессии, честно скажу. Алексей Николаевич Пелымский тогда и предложил мне открыть галерею в фойе концертного зала, потому что знал, что художники с большим удовольствием будут со мной работать. Я колебалась. Но любопытство взяло верх – как отреагируют посетители? Ведь поток людей здесь очень большой.
– И что?
– Смотрят, интересуются. Иногда даже хотят купить работы художников. Раз в месяц мы меняем выставку.
– А вы сама получаете удовольствие от этих выставок?
– Авторы разные, признаюсь, мне не все нравится. Но я же выставляю не для себя, а для людей. Моя задача – знакомить челябинцев с новыми авторами, с разнообразием современного искусства. Я люблю художников индивидуальных, которые идут своей дорогой, которые не похожи ни на кого. У которых свой ключ, свой взгляд. Таких авторов у нас мало. Иногда именно они шокируют зрителей, но при этом люди не проходят мимо! И это очень важно.
– Что мы увидим на вашей юбилейной выставке?
– Впервые это будет очень разножанровая выставка: и зеркала, и посуда, и столики, и кожа, и живопись... Но дело даже не в том, что техники разные. Пока я остановилась на названии для выставки – «Мир дому твоему», есть у меня такая картина.
– Почему именно это?
– Потому что все вещи, которые будут представлены на выставке, предназначены для уюта дома. Но работы очень разные. В экспозицию войдет и тема «Одуванчики», и «Расцвет умных мыслей» – афоризмы известных людей. Очень люблю работать с афоризмами, коллекционирую высказывания известных людей, а затем включаю их в свои картины. Человек не сразу видит их на полотне, его притягивает яркий цветок или что-то другое. А потом он подходит и начинает читать – главными сразу становятся афоризмы. Такие вещи хорошо иметь в местах, где люди ожидают встречи, приема… Это не только красиво, но человек впитывает прекрасные умные мысли. По-моему, неплохая находка.
– Известно, что излюбленным местом вашего отдыха стал остров на Увильдах, тема природы, озера будет на этой выставке?
– Увильдинская тема? Обязательно! Обожаю это место и наш остров, который носит название Большой змеиный, но сейчас его часто называют Театральным. Если спросите местных жителей, они скажут: да там, на Театральном. Потому что нас там знают абсолютно все. Начиналось все, действительно, с людей театра. Потом мы стали ездить туда с детьми. Вот уже более 30 лет мы отдыхаем на острове. Теперь там есть и баня, и палатки мы ставим на сваи, есть газ, свет, причал – остров оборудован для походной, но комфортной жизни. Можно там рыбачить, отдыхать и зимой, и летом.
– Вы там работаете?
– Только на остров. (Смеется.) Раньше писала, теперь только мету, слежу за порядком и чистотой, готовлю еду... За грибами плаваем, акваторию чистим. У нас все время все в делах, как муравьи.
– Как вам кажется, нынешнее время благодатное для художника?
– Считаю, человек заслужил то время, в котором живет. Из советского времени, когда нельзя было ничего (!), я вынесла характер авантюристки. (Смеется.) А что было делать? Чтобы получить жилье, пошла работать в ЖЭК дворником. Чтобы эту комнату оставить за собой, родила ребенка как мать-одиночка, хотя у ребенка был отец, а у меня – муж. Но мы с мужем не регистрировали брак очень долго, пока эту комнату я за собой не оставила. Потом занималась обменами комнат в коммуналке, чтобы расселить ее. Это же сумасшедший труд! Вот куда энергия уходила! А в новые времена главным стала работа. Есть работа – есть все. Это и называется счастьем. Считаю, что самыми несчастными сегодня становятся люди, которые не умеют или не хотят работать. Для меня же жизнь без работы – это однообразие, которое заест. Особенно это понимаешь с возрастом. Я хочу жить в свое удовольствие, а это значит работать.
Фото: Фото Надежды Пелымской