21 декабря Челябинск будет поздравлять с юбилеем мэтра российского джаза Игоря Бурко и один из старейших диксилендов страны. «Уральскому диксиленду» в этом году исполнилось 45 лет, его лидер 21 декабря отметит 70-летие и 55 лет творческой деятельности. О предстоящем юбилейном вечере, о чествовании юбиляра в Москве, о ностальгии по веку двадцатому мы говорили с народным артистом России Игорем Бурко.
– Игорь Владимирович, кто из российских звезд джаза приедет на ваш день рождения?
– Анатолий Кролл, Давид Голощекин, одна из лучших джазовых певиц в России Ирина Остин, мой любимый коллектив Moscow Ragtime Band & Полина Касьянова, Гасан Багиров и Юлия Касьян из Санкт-Петербурга. И, конечно же, весь вечер на сцене будет мой родной «Уральский диксиленд», наша солистка Кристина Рыжковская и замечательная команда DV-SHOW. Концерт состоится в зале имени Сергея Прокофьева. Программа рассчитана на три часа.
– Ого!
– Но всегда получается больше. (Смеется.) Каждый раз я мечтаю сделать программу заключительного концерта на нашем джазовом фестивале на 3,5 часа. И ни разу это еще не получилось. Перерабатывают ребята, и попробуй ты вытащи их со сцены! (Смеется.) Конечно, тяжело сидеть столько времени в зале, но зрители не уходят! Потому что, как всегда, и мы, и наши друзья работают от души.
– А зрители должны танцевать, тогда точно не заметят времени.
– Нужно! И мы всегда предлагаем! Но люди почему-то стесняются. А в Европе это принято – и танцуют, и подпевают. Надеюсь, и у нас эта традиция все-таки приживется.
– Что будете играть?
– Все самое лучшее! Ностальгические воспоминания из истории «Уральского диксиленда».
– Кстати, совсем недавно был другой замечательный концерт, овеянный ностальгией и посвященный 80-летию фильма «Веселые ребята». Как родилась идея?
– Я давно мечтал об этой программе. Но когда Наталья Риккер, которая прекрасно знает историю джаза, предложила сделать программу в связи с юбилеем фильма «Веселые ребята», мы с радостью согласились – отличный повод вспомнить замечательную музыку первой половины ХХ века. Памятные всем мелодии из «Веселых ребят», конечно же, стали красной строкой. Но в программу также вошла музыка из других фильмов и из репертуара первых джазовых коллективов страны.
– Выход фильма «Веселые ребята» на экраны Советского Союза стал звездным часом Леонида Утесова, но было ведь и бурное продолжение этой истории?
– Конечно! Оркестр Леонида Утесова – практически единственный в СССР коллектив, который, можно сказать, сохранился и сегодня. В 90-е годы он зазвучал с новой силой. Мы даже работали с ним. А в 1973 году мы сделали программу, посвященную Леониду Утесову. Это было еще при жизни мэтра, и мы ее показали в Москве. А режиссером этой программы был Анатолий Морозов. Он сделал шикарный пролог, посвященный Леониду Осиповичу. Текст написал Альберт Лейвин. И весь репертуар Утесова мы тогда сыграли. Слушатели эту программу принимали на ура. Помню, замечательный эстрадный режиссер Виктор Синайский пришел за кулисы после концерта в Москве, он был в восторге от нашей программы.
– Сегодня мэтром называют вас, на недавнем фестивале «Российские звезды мирового джаза» в Москве состоялось чествование легенды диксиленда Игоря Бурко. Волновались?
– Не то слово. (Смеется.) Впервые один день программы этого фестиваля был полностью посвящен диксилендам. В огромном Светлановском зале Дома музыки состоялся грандиозный шоу-парад диксилендов: старейшие в России коллективы «Дикси Smile» Ивана Волкова и «Капелла Дикси» Льва Лебедева. Мы с Львом Лебедевым знакомы на протяжении 40 лет, если не больше. Был Dixie Friends из Ростова-на-Дону, для нас это уже молодежь. И мой любимый Moscow Ragtime Band, с которым я играл на этом фестивале. Челябинцы сегодня знают, что этот коллектив стал неотъемлемой частью наших фестивалей «Какой удивительный мир!». Здорово ребята работают! И было сказано много добрых слов о лидирующем в России «Уральском диксиленде». Это было очень приятно.
– Сегодня «Уральский диксиленд» в числе старейших диксилендов России?
– Так и есть, наш коллектив сейчас упоминается в пяти музыкальных энциклопедиях. Там два старейших коллектива – Ленинградский диксиленд и «Уральский диксиленд». Это были гастролирующие диксиленды, мы объехали весь Советский Союз, всегда были в планах «Росконцерта», «Союзконцерта».
– Игорь Владимирович, есть еще примеры, когда до 70 лет джазовый трубач остается на сцене и активно концертирует?
– Луи Армстронг ушел из жизни в 71 год и почти до самого конца играл, Роберт Андреев больше 70 лет играл. В этом возрасте музыкант играет уже за счет огромного опыта! Рассчитывает силы, дыхание. Музыкант, играющий на духовых, должен чувствовать свою силу, данную природой, и уметь ее расходовать бережно.
– Спортом занимаетесь?
– Нет, никогда. И уже поздно начинать. Но с детства я занимался танцами у Бейлиной во Дворце культуры ЧТЗ, и это до сих пор держит. Одновременно играл в духовом оркестре, в 10 лет начал заниматься на трубе.
– То есть стаж 60 лет!
– Так я с 1991 года пенсионер. (Смеется.) Дело в том, что профессиональная работа у меня началась в 16 лет. Я в 15 лет прослушался в Кустанайскую филармонию, и меня взяли. К тому времени я учился на заочном отделении. Кстати, когда я поступал в музыкальное училище, конкурс был невероятный – восемь с половиной человек на место, нас двоих приняли – меня и Сережу Хилько. А сейчас купи дудочку и скажи: хочу играть! И тебя примут, потому что духовиков сегодня в Челябинске нет! А мы не хотим сберечь биг-бэнд Стаса Бережнова.
– Но основная школа для джазового музыканта – оркестр?
– Если ты хочешь играть по-настоящему, то надо работать в оркестре. В 18 лет я уже был солистом Государственного оркестра Узбекистана. А закалка начиналась в оркестре ДК ЧТЗ, там я натренировался быстро читать ноты, узнал, что такое синкопа, у меня был красивый звук. В этот раз сидел я в Москве на концерте оркестра Анатолия Кролла и понимал, как повезло этим молодым парням. Я просто обалдевал от того, как они научены и что они делают! Они же играют именно в стиле, в манере, заданной Анатолием Кроллом. Он прекрасный дирижер, и он досконально знает оркестр. И ребята так играют! Понимают, что они делают. И все это они получили именно на оркестровых занятиях. Сегодня это уже готовые музыканты, которые могут играть в любом оркестре.
– Значит, смена мэтрам российского джаза все-таки есть?
– Прекрасные ребята, можно гордиться.
«Игорь Бурко – человек-легенда, патриарх российского диксиленда, непререкаемый авторитет в мире джаза, – говорит генеральный директор Челябинской филармонии Алексей Пелымский. – Последние сорок лет фраза «челябинский джаз» у меломанов ассоциируется в первую очередь с ансамблем «Уральский диксиленд» и его бессменным руководителем, а наш челябинский джазовый фестиваль «Какой удивительный мир» был самым грандиозным из подобных зрелищ в стране! Уверен, что замечательный тройной юбилей Игоря Владимировича станет значительным событием в музыкальной жизни города и большим праздником для всех почитателей джазовой музыки».
Начало юбилейного концерта Игоря Бурко и «Уральского диксиленда» 21 декабря в 17:00.
Фото: Фото Алины ЧЕРЕПАНОВОЙ, Надежды ПЕЛЫМСКОЙ и Евгении МАРКОВОЙ