Спустя 30 лет и три года, как обычно говорится в русских сказках, на сцену Челябинского театра драмы вернулся артист Александр Пьянзин – ученик Игоря Перепелкина и Наума Орлова. Кстати, дебютировал он на этой сцене как раз в сказочных постановках, будучи еще студентом. А взрослые театралы конца 70-х наверняка помнят успешный дебют Александра Пьянзина в спектаклях Наума Орлова «Жестокие игры», «Гнездо глухаря», «Берег»... В 1981 году семья артиста из-за болезни маленького сына уехала сначала в Мариуполь, а затем Игорь Перепелкин пригласил своего ученика работать в Могилев. На днях Александр Пьянзин вновь вышел на челябинскую сцену в премьере «Дяди Вани».
Объединяющее звено
– Александр, в одном из интервью вы рассказали, что перед выходом на сцену к вам лучше не подходить...
– (Смеется.) Чистая правда, я очень нервен и вспыльчив в этот момент. Хорошо, что вы не видели меня перед спектаклем «Дядя Ваня». Все было еще сложнее – как будто впервые на сцену выходил. Я же понимаю, что сегодня внимание ко мне очень пристальное. Не только со стороны зрителей. Товарищи по сцене тоже оценивают мою работу. Хотя все, кто знал меня раньше, приняли радушно, хорошо. Спасибо всем.
– Насколько я знаю, ваша связь с челябинской драмой все это время не прерывалась.
– Нет, конечно. Во всякий свой приезд к маме в Челябинск я обязательно приходил в театр. Постоянно общался с Юрием Цапником, Мариной Аничковой, Сергеем Чикурчиковым, с актрисой ТЮЗа Ольгой Теляковой – мы с ней на одном курсе учились. Я вообще стараюсь не терять связей ни с кем. Меня даже проводники поездов запомнили, потому что в Могилеве меня всегда провожала толпа друзей и в Челябинске встречала толпа. Когда приезжал в Челябинск, все собирались – даже друзья детства, школьные друзья, все, с кем занимался в театральной студии ДК «Станкомаш»...
– Большое дело – сохранить друзей детства.
– Они мне всегда говорят: «Без тебя мы не видимся, а когда ты приезжаешь – все собираемся». Получилось, что я объединяющее звено.
Трудная дорога к дому
– Судя по публикациям в прессе, в Могилеве вас очень любили. Чем же тогда объяснить возвращение в Челябинск?
– (Смеется.) Как выяснилось, любили. Очень. Кстати, я вообще не помню, чтобы так провожали актеров нашего театра, когда они уезжали в другие города. На прощальный бенефис собрался весь город, приехал министр культуры Белоруссии, грамоту вручил. Все были в шоке, что я уезжаю. До пенсии год остался! (Улыбается.) Но я всегда был легок на подъем. Новое артиста должно окрылять. Из Могилева обязательно ездил на театральные фестивали в Смоленск, Петербург... Потом приезжаешь домой с такой энергетикой! Это очень важно.
– Вопрос ребром: почему звания не присвоили за 28 лет служения Могилевскому театру?
– Театр посылал документы три раза! Но за 28 лет ни одному артисту нашего театра не дали звания. В Минске дают, а вот в провинции – очень редко. Честно признаюсь, было очень обидно. И я сказал, чтобы больше даже не пытались посылать документы.
– Не жаль было уезжать из Могилева?
– (Вздыхает.) До сих пор снится та сцена. А если еще позвонят... Я уже говорю всем: «Не терзайте вы мою душу!» Там само здание особенное. Театр был построен 130 лет назад, еще в царские времена, купцы и зажиточные горожане на свои деньги его строили. В архивах сохранились записи, кто сколько дал на строительство. В списке есть, например, сапожник, который дал две копейки. Театр маленький, очень уютный и построен грамотно. Да и сам город небольшой – 350 тысяч жителей.
– Какую из ваших ролей зритель принимал с особой теплотой?
– Из последних – главного героя комедии Бернарда Слэйда Скотти Тэмплтона. Он жизнелюб, ловелас и острослов, хотя неизлечимо болен. Здесь, в Челябинске, эту роль играл Юрий Цапник. Мы как-то разговаривали с Юрием Викториновичем о том, почему этот спектакль в Челябинске не прижился, а у нас, напротив, девять лет был в афише. Выяснилось, что зачин спектакля был разный: в челябинском театре зритель с первой минуты понимал, что герой болен раком, и это людей, вероятно, отталкивало. А у нас только к концу первого акта зрителю становится ясно, что герой болен. Но Скотти Тэмплтон к тому времени уже так очаровывает зрителей своей харизмой, что они в него просто влюблены. Поэтому мимо ушей пропускают страшный диагноз.
– Как же вы уехали от такой любви?
– Конечно же, самая важная причина моего возвращения в Челябинск – мама. Ей уже 84 года, и я понимал, что нужно быть рядом. Кроме того, только теперь я узнал, что такое старость, – когда тебя неудержимо тянет на родину. (Смеется.) Поэтому когда меня в очередной раз пригласили в Челябинский театр драмы, я решил, что теперь-то уж точно шанс нельзя упустить. Кстати, до этого я как минимум трижды порывался уехать в Челябинск. Меня Наум Юрьевич несколько раз звал.
Хорошее лицо
– До отъезда из Челябинска какие роли успели сыграть на нашей сцене?
– В 1976 году я поступил на актерское отделение в наше музыкальное училище, а с 1977 года уже играл на сцене будучи студентом. Первым моим спектаклем стала сказка «Происшествие в стране Мульти-пульти». Приглянулся я Науму Юрьевичу, и он сказал: «Все, будешь работать». Потом было еще несколько сказок, затем Наум Юрьевич ввел меня в спектакль «Русские люди». Играл я также в «Жестоких играх», «Гнезде глухаря», «Береге».
– Наум Юрьевич давал играть разные, если говорить о характерах героев, роли?
– Да, за что я ему безмерно благодарен. Он старался раскрыть мои способности, поэтому я играл порой прямо противоположные характеры. А вот в Мариуполе пришлось сыграть целую обойму красивых и гордых мужчин. (Смеется.)
– Да, судя по фотографиям того периода, франт и красавец при усах и фраке.
– Благодаря этому я и попал в кино.
– Как оказались в числе актеров фильма Александра Котта «Обратная сторона Луны»?
– Режиссер Александр Котт увидел меня в сериале «Брестская крепость», хотя был я там в массовке. Просто хотел подзаработать. Он из массовки вытащил, велел ассистенту поставить меня на передний план. Потом сам мне сказал: «У тебя лицо очень хорошее, запоминающееся». И когда он начал снимать «Обратную сторону Луны», я был приглашен играть в эпизоде. Для провинциального актера это неплохо. Да еще у такого режиссера! Не так давно мне снова позвонил его ассистент, намечаются съемки нового фильма в июле.
– Сколько уже фильмов в копилке?
– Пять или шесть. Но мне действительно повезло, потому что на киностудии «Беларусьфильм» сегодня снимается очень много российских сериалов и фильмов. Причина одна – дешевле. И поэтому многие наши актеры снимаются в кино.
«А я пришел»
– Сейчас тоже на съемки уезжаете?
– Да, должны снять последние две картины полнометражного фильма «Малая родина» белорусского режиссера Вячеслава Сикоры. Совсем малобюджетный фильм. (Смеется.) Но снимаются хорошие актеры: Дмитрий Аксенов, Андрей Анкудинов, Евгений Воскресенский, Любовь Руденко. Это фильм по мотивам рассказов Василия Шукшина. Я играю старика Иваныча, который все и всех в деревне знает, всем советы дает, но сам ни черта не делает. (Смеется.)
– Александр, ваша семья приехала в Челябинск?
– Нет, жена пока остается в Могилеве. Проблема та же – у нее мама на Украине, которой уже 87 лет. И она довольно часто ее навещает, из Челябинска это будет просто невозможно. Вчера жена звонила, говорит: «Только в кино теперь тебя вижу». Там идет «Обратная сторона Луны». И я ее на днях в сериале видел, она больше меня, кстати, снимается. Так что пока видимся только по телевизору. А дети уже совсем взрослые. Сын и дочь живут и работают в Киеве, Кирилл сегодня – лучший диджей Украины, дочь – кинопродюсер.
– Профессия актера всегда диктует жесткие условие. Не жалеете о выборе?
– Нет, хотя в профессию я пришел, можно сказать, шутки ради. Мы с друзьями шли мимо Челябинского музыкального училища и увидели объявление о приеме на актерский курс. Тогда Игорь Перепелкин набирал учеников. Друзья меня и спровоцировали: «Слабо тебе попробовать?» – «Нет, – говорю, – не слабо». Прошел первый тур, второй. Приходит приглашение на третий. Но когда меня зачислили, тут-то я и задумался. (Смеется.) Родители, конечно, выступили против, потому что на заводе после армии я зарабатывал до 400 рублей. Термистом работал. Потом мне Игорь Кузьмич Перепелкин говорил: «Я когда узнал, какую ты зарплату получал на заводе, решил: этот не пойдет к нам учиться». А я пришел.
Александр Пьянзин родился в Челябинске, окончил актерское отделение Челябинского музыкального училища. Работал в Челябинском театре драмы, театрах Мариуполя и Могилева. В числе театральных работ: Иисус («Плаха» по Ч. Айтматову), Скотти («Чествование», Бернард Слэйд), Он («Она в отсутствии любви и смерти», Э. Радзинский), Афоня («Я твоя невеста», В. Астафьев), Латорильер («Полоумный Журден», М. Булгаков), Стенли («Трамвай «Желание», Т. Уильямс), Мелкий обломок («В открытом море», С. Мрожек), Оррир («Школа шутов» М. де Гельдерод), Бернард («Пижама для шестерых», М. Камолети) и другие. Снялся в фильмах: «Обратная сторона Луны», «Третий звонок» и других.
Фото: Фото из архива Александра Пьянзина