Челябинск стал одним из пяти городов России, вошедших в программу юбилейного турне Владимира Спивакова и «Виртуозов Москвы». Недавно Владимир Спиваков отметил свое 70-летие, а его замечательному коллективу в 2014 году исполнилось 35 лет. Благотворительный фонд Владимира Спивакова также отметил юбилей – 20 лет он оказывает помощь талантливым детям России. О том, чем запомнился этот год маэстро Спивакову, часто ли он дает сольные концерты и почему так важно поддерживать искры таланта в детях, мы говорили с Владимиром Спиваковым после концерта на сцене челябинской филармонии.
Лист, ветка, дерево
– Владимир Теодорович, почему Челябинск оказался в таком коротком списке городов вашего юбилейного турне?
– Я уже не раз признавался в любви вашей публике. Искреннее радушие всегда чувствуешь. К тому же в свой прошлый приезд я обещал челябинской филармонии приехать с юбилейным концертом. Значит, должен был приехать.
– В связи с непростой политической ситуацией в мире уменьшилось ли число ваших гастролей в Европе и других странах?
– Нет. В Челябинск я прилетел из Лондона. Правда, это были не концерты. Там состоялся конкурс дирижеров, я работал в жюри. Патроном этого конкурса является принц Чарльз, мы с ним разговаривали о музыке, о многих вещах. В том числе о том, что культура должна объединять. Что касается гастролей, то в последнее время я сам от многих приглашений отказываюсь, потому что приглашают меня одного, а я хочу ездить со своими оркестрами. До последнего китайцы держались, пригласив на гастроли и мой коллектив. Но Восток – дело тонкое. В результате сказали, что ждут меня одного в качестве дирижера. Я отказался. Раньше я очень много дирижировал и в Англии, и в США, и во Франции, в Италии, Испании. Как-то в Германии дирижировал две «пятерки» – Пятую симфонию Чайковского и Пятую симфонию Шостаковича. После концерта весь британский оркестр пришел за кулисы меня благодарить, на что директор оркестра сказал, что никогда такого не видел. Но сейчас не хочу дирижировать другими оркестрами, времени мало осталось, надо работать со своими.
– Почему вы сегодня редко даете сольные концерты как скрипач?
– Потому что мало занимаюсь. Не так давно сольный концерт играл в Париже с Денисом Мацуевым. После этого скрипку в руки еще не брал, а надо много заниматься.
– Чем вам запомнился уходящий год?
– Оркестры очень хорошо играли – и «Виртуозы Москвы», и Национальный филармонический. Все музыканты, с которыми я работаю, замечательно играют. Челябинцы сегодня в этом убедились. С «Виртуозами Москвы» мы побывали в нескольких городах России. Национальный филармонический оркестр не так давно исполнил премьеру в Концертном зале имени Чайковского. Это была потрясающая программа, в которую вошли в том числе и произведения Леры Ауэрбах, которая родилась и выросла в Челябинске. Сейчас она стала модным американским композитором. Мы играли ее произведение, посвященное Моцарту. Звучала также Седьмая симфония Бетховена и два произведения Дмитрия Шостаковича. Я очень доволен этим концертом, он по-настоящему остался у меня в душе.
– Скажите, что в 70 лет переживает известный всему миру музыкант?
– Был такой великий японский художник Хокусай. Он долго жил, дольше меня. И он написал, что в 70 лет только начинает понимать, как надо рисовать листочек на ветке дерева. Что в 80 лет он надеется – начнет понимать, как надо всю ветку нарисовать, а к 100 годам, может быть, поймет, как надо нарисовать все дерево. Это очень точное настроение.
Первый в жизни концерт
– Что же тогда по силам юному музыканту?
– Все, что заложено родителями и преподавателями. Много чего умеет современный молодой музыкант, мы в его возрасте умели меньше.
– Вы ведь в детстве занимались еще и живописью, никогда не хотелось сменить смычок на кисть уже во взрослой жизни?
– Это было так давно, сейчас уже поздно. Делу нужно отдаваться целиком, иначе результата не получится. Мало быть талантливым, чтобы стать настоящим профессионалом.
– Почему в составе «Виртуозов Москвы» всего две девушки, это ваша принципиальная позиция?
– Было время, когда в «Виртуозах» были только мужчины. Никакой позиции нет, просто нужно очень хорошо играть, а это величайший труд. У музыкантов с их гастрольной жизнью вообще жизнь солдатская. Мужчины крепче.
– Недавно в Башкирии при вашем участии открыли музыкальную школу.
– Это школа в городе Салават. В этом участвовал президент республики, какая-то крупная республиканская корпорация и сами люди. Там есть фонд, который называется «Чужих детей не бывает», и люди в этот фонд приносили буквально по тысяче рублей. Естественно, я не мог не принять участия в таком событии и подарил школе семь инструментов – пять скрипок, альт и виолончель.
– То есть вы готовы помогать региональным меценатам?
– Всегда готов.
– Многие ли талантливые дети, которых опекал ваш фонд, пришли работать в ваши коллективы?
– Очень многие. Но мы и помогаем многим. У «Виртуозов Москвы» даже есть программа «Виртуозы Москвы» сегодня и завтра», в которой принимают участие дети с семи лет. 31 января в этой программе будут участвовать две девочки: одной 8 лет, другой – 12; и юный скрипач 13 лет. Изумительные дети. И они растут на этих концертах, становятся потрясающими музыкантами. И на концерте, посвященном моему юбилею, с «Виртуозами Москвы» играли дети, которые выросли из фонда: Сергей Накоряков, который стал одним из лучших музыкантов мира; виолончелистка Настя Кобекина. Мы ей в свое время подарили замечательную итальянскую виолончель. Саша Романовский прекрасный пианист. Когда-то он был болен, и фонд многое сделал для его выздоровления.
– Сегодня во время концерта прямо на сцене сидели дети. Почему вы это делаете?
– Это очень важно. Они на всю жизнь запомнят этот концерт. Как я помню первый концерт в Ленинградской филармонии, на который меня привела мама, мне тогда было 9 лет. За роялем сидел Дмитрий Дмитриевич Шостакович, пела Зара Долуханова. И Игорь Стравинский всю жизнь помнил свой первый концерт, когда он мальчиком слушал Шестую симфонию Чайковского. А дирижировал сам автор – Петр Ильич Чайковский! В первый и последний раз он дирижировал свою Шестую симфонию. Когда Игорь Стравинский это рассказывал, он снял очки и заплакал. Так что дети все запоминают.
– Сегодня на вашем концерте некоторые слушатели тоже плакали.
– Потому что музыка – это свет, добро, любовь. Человек поднимается вместе с музыкой, и наша тяжелая жизнь на эти два часа забывается.
Фото: Фото Надежды Пелымской