Челябинец Дмитрий Табарчук — известный телепродюсер, один из создателей сериалов «Молодёжка», «Кадетство», «Год культуры» и множества других. Он уже давно работает в Москве, но на родине бывает регулярно, о своём городе отзывается с теплотой и следит за новостями Южного Урала, а также болеет за «Трактор». Перед Международным днём культуры, 15 апреля, мы пообщались с Дмитрием и узнали, над чем он сейчас работает, какие сериалы и фильмы ему нравятся, о его отношении к Владимиру Зеленскому и ожиданиях от нового главы Челябинской области Алексея Текслера.
— Над какими проектами сейчас работаете, ждать ли второй сезон «Года культуры»?
— Сейчас уже идёт сериал «90-е. Весело и громко», в понедельник стартует сериал «Мамы чемпионов» (интервью записывалось в воскресенье, 31 марта, сейчас серии уже доступны на YouTube. — Прим. ред.). Оба сериала мы делаем по заказу канала СТС. Один из них про девяностые, это комедийный сериал, получасовой формат. Мы очень долго думали, какая может быть фишка в девяностых, поскольку сами эти годы были, конечно, непростыми и, мягко говоря, не самыми весёлыми. Мы обратили внимание, что тогда был такой музыкальный бум, было большое количество групп, возникали различные направления. И мы решили сделать что-то про музыкальную группу, которая в девяностые годы пытается покорить российский музыкальный Олимп.
Сериал «Мамы чемпионов» — эта история родилась в первые годы съёмок «Молодёжки», когда мы, снимая на территории ледового дворца, разговорились с теми мамами, отцами, бабушками, дедушками, которые приводили своих детей на тренировки хоккейной команды. В основном это всё-таки были мамы и бабушки. Наша смена начиналась в восемь утра, иногда раньше, но каждый раз мы заставали такую сцену: мы подъезжаем к ледовому дворцу, а оттуда выходят мамы — мамы фигуристов, мамы хоккеистов. Завязалось общение, мы разговаривали. Сейчас, когда спорт особенно популярен в нашей стране, мы понимаем, что практически в каждой семье есть свой спортсмен, из которого растят будущего чемпиона. Не обязательно олимпийского, но чемпиона.
— Вы рассказали, как родилась идея этого сериала, а как вообще пишутся сериалы? Всё черпается из жизни? На примере «Молодёжки»: были ли «Белые медведи» прототипом команды, а Андрей Назаров — главного тренера?
— Мы в любой истории отталкиваемся от реальной жизни, но образы всегда собирательные. Когда мы задумывались делать сериал про хоккей, было написано несколько вариантов сценария. И однажды в Баффало, в 2011 году, был совершён, я считаю, один из самых прекрасных камбэков, который был в международном хоккее. Наша молодёжная сборная России проигрывала сборной Канады, и в третьем периоде они забросили пять шайб, выиграли 5:3. Мне позвонил генеральный продюсер на тот момент телеканала СТС Вячеслав Муругов и сказал, что надо делать сериал про молодёжку. Именно про молодёжку, потому что тот огонь, который горит у них в глазах, та самоотверженность — это есть только у молодых спортсменов. Профессионалы всё-таки более расчётливо, тщательно взвешивают каждый свой шаг. Молодёжка чаще творит чудеса. И нам показалось, что это будет правильно.
— Тогда ведь играл и челябинец Евгений Кузнецов? Кто-то смотрел из хоккеистов ваш сериал «Молодёжка»?
— В том финале был Женя Кузнецов, Артемий Панарин, Никита Нестеров, Владимир Тарасенко. При этом я могу сразу сказать, что первоначально сценарий, пилотную серию посмотрело, почитало громадное количество хоккеистов. В том числе и Женя Кузнецов, великий наш тренер Валерий Константинович Белоусов, экс-капитан команды «Трактор» Андрей Николишин, Андрей Назаров. Было многочисленное общение. Всё-таки с учётом того, что я родом из Челябинска, мой брат (фотограф команды. — Прим. ред.), отец (известный спортивный врач. — Прим. ред.) имеют отношение к хоккейному клубу «Трактор», это даёт мне возможность общаться с ребятами-хоккеистами напрямую.
— Вы наверняка следите за «Трактором», как оцениваете прошлый сезон, учитывая большое количество медийных скандалов?
— Знаете, в этом году ввиду своей загруженности мне не удаётся полноценно следить за хоккейным клубом «Трактор». Конечно грустно, что я слышу про сложности, которые есть в клубе. Я уверен, что ситуация исправится. Это моя позиция, я желаю Борису Видгофу и обновлённой команде только удачи.
— Недавно появилась идея разместить памятник в виде следа Валерия Константиновича Белоусова на Кировке рядом со следами Сумина, Тарасова, Лужкова. Как вы к таким инициативам относитесь?
— Честно говоря, я для себя могу объяснить, когда артисты оставляют слепок руки. В большинстве своём мы созидаем руками. И такую инициативу должны родственники Валерия Белоусова в первую очередь комментировать.
— Расскажите про свою профессию, кто такой продюсер?
— Продюсер — это человек, который или находит какую-то идею, или её придумывает, а затем находит деньги — свои или партнёрские – на реализацию этой истории. Он либо снимает на заказ, при этом в любом случае делает какие-то разработки, предлагает их каналу вместе с группой своих единомышленников, зачастую туда входят креативный продюсер, сценарист, режиссёр. Он приносит на канал свои разработки, из которых канал выбирает и заказывает. На данный момент мы работаем в основном по такому принципу: разрабатываем пакет идей, показываем на канале, там уже выбирают, и мы доводим до ума. Мы пишем, если всё получается, то заказывается цикл.
— Сценарии пишет всегда одна авторская группа или вы ищете новых сценаристов?
— Все сценарии пишут разные авторские группы, мы находимся в постоянном поиске сценаристов.
— Вы сами долго играли в КВН, сейчас следите за клубом, за игрой?
— К сожалению, не сильно получается.
— Вы занимались производством сериала «Год культуры» — он изначально вышел на стриминговой платформе ТНТ-Premier. Такие сервисы, как тот же Netflix, как-то влияют на индустрию?
— Конечно влияют. Например, в среду была премия Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ). Поскольку большинство наград взяли не телевизионные сериалы, на ней даже в шутку прозвучала мысль о том, что ассоциацию нужно переименовать в Ассоциацию продюсеров производителей контента. Основное количество наград взял «Домашний арест», несколько премий — «Звоните ДиКаприо!». Оба сериала не выходили на телевидении. И поднимался вопрос, что премия вручена тем сериалам, которые либо не выйдут на телевидении, либо не вышли. Это означает, что платформы, которые предлагают зрителю самому выбирать контент, они становятся всё больше и больше интересны людям.
— А почему так происходит? Нет ли в этом также вины телевизионной цензуры?
— Надо понимать сразу, что мы вкладываем в понятие цензура. Есть же просто формат телеканала, телевидения. Я, например, отрицательно отношусь к тому, чтобы на бесплатном телеканале показывались серьёзные сцены насилия. Либо они должны идти поздно-поздно вечером, когда подростки не могут это смотреть, либо на платной платформе. Если человек хочет посмотреть жёсткую детективную историю или сериал, где есть сцены с откровенным сексом, пусть он платит абонентскую плату и смотрит сколько угодно.
— Российский зритель уже созрел, он готов платить за качественный контент?
— Количества российских зрителей, уже созревших, не хватает на то, чтобы платформы окупались. Потому что для монетизации любой платформы надо немаленькое количество подписчиков. Изначально большое количество контента размещалось пиратами, что до сих пор бьёт по любому производителю, любому прокатчику. Это основной бич любого контента, любой платформы, любого кино. Сейчас Роскомнадзор, который возглавляет наш земляк [Александр Жаров], борется достаточно серьёзно с пиратством. Но пиратский контент, будучи в громадном количестве посеянным в российском интернете, погубил привычку платить. То есть люди находят миллион способов получить что-то бесплатно. И для того, чтобы платить за контент, люди должны отучиться, по сути, воровать.
— Сериалы «Домашний арест», «Год культуры», украинский «Слуга народа», который может вообще воплотиться в жизнь, — с чем связано такое внимание к политикам, чиновникам?
— Это больше вопрос к авторам идеи, сценаристам, коим я не являюсь в «Годе культуры». Я отвечал исключительно за производство. Вот вы спрашивали про цензуру, но могу со своей стороны сказать, что, по моей информации, «Год культуры» смотрел сам президент, «Домашний арест» тоже пользовался популярностью в правительстве Российской Федерации. Такое внимание — это потому что чиновники слишком сильно вошли в нашу жизнь, и без них делать историю уже будет похоже невозможно, это будет неправдой.
— Какие последние фильмы, сериалы из тех, что вы посмотрели, больше всего вас зацепили?
— Я не буду оригинален, это «Домашний арест», который на меня произвёл замечательное впечатление, затем интернет-сериал «В постели», я с удовольствием смотрю английский сериал «Мафия», где снимались в том числе наши актёры. Большое, хорошее впечатление на меня произвёл «Сын» с Пирсом Броснаном, я его запоем посмотрел. Также понравились «Удивительная миссис Мэйзел», «Озарк», «Миллиарды». У меня большое количество сериалов, которые я по работе смотрю.
Из фильмов — здесь тоже не буду оригинален — понравилась «Зелёная книга». Также сразу могу сказать, что «Т-34» мне понравился.
— Вы следите за новостями из Челябинска, за политической повесткой — у нас сменился глава региона? Какую-то оценку можете дать его первым действия на посту?
— Конечно, конечно, слежу. Пока первые шаги нашего исполняющего обязанности губернатора обнадёживают. Не так часто чиновники своими собственными ногами проходят по не самой чистой территории моего родного города, пытаются разобраться.
(Интервью прерывает телефонный звонок.)
— Звонят мои друзья из Германии, чтобы сообщить, что Зеленский лидирует на выборах президента. Могу сказать, что когда только вышел «Слуга народа», я со всеми спорил, что сериал — это начало политической кампании. Владимир Зеленский вышел из КВН, мы же как раз играли вместе с ним, и была замечательная история, когда Володя вместе со своими ребятами приехал на наш первый полуфинал с Сочи для того, чтобы попробовать отстоять номер. Его делали сочинцы, но изначально он был «95-го квартала». Тогда не получилось, Сочи показали этот номер, а через какое-то время «Квартал» ушёл из КВН и запустил свою юмористическую программу на украинском телевидении. У нас с ним сохранились прекрасные отношения. Они вместе со Славой Дусмухаметовым, ныне генеральным продюсером Comedy Club Production, готовили выступление сборной XXI против сборной XX века на юбилейной игре КВН. Это была одна из первых звёздных игр КВН. Вот Володя вместе со Славой были главными авторами, ставили выступление сборной. И потом он решил делать шоу-бизнес в Украине.
Кстати, случайно узнал, что у нашего врио губернатора Алексея Текслера в своё время были неплохие отношения с командой КВН из города Норильск, которая играла в Высшей лиге. Поэтому хочется верить, что он отнесётся к нашей области находчиво.
— Молодые режиссёры или просто режиссёры, с кем работали, хотели бы поработать — можете кого-то выделить?
— Мы всегда рады работать с молодыми режиссёрами, из знаменитых хотелось бы поработать с Жорой Крыжовниковым, Борисом Хлебниковым, с Егором Барановым. Надеюсь, что вскоре этот список пополнят молодые режиссёры из Челябинска.
— А из актёров у вас есть «любимчики»?
— Я очень мечтаю когда-нибудь поработать с двумя нашими земляками: Сашей Палем и Сашей Робаком.
Ранее Дмитрий Табарчук вместе с актёрами «Молодёжки» ответил на вопросы читателей 74.ru в формате онлайн-конференции.
Знакомы с челябинцами, прославляющими Южный Урал? Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».