В Челябинске в разгар зимы открывается жаркая и откровенная выставка «Пин-ап. Девушки с обложки». Стены Музея изобразительных искусств увешены постерами с соблазнительными красотками, изображёнными в пикантных ситуациях. О чём хотели сказать организаторы и не боятся ли навлечь на себя гнев чопорной публики и чиновничьей цензуры? 74.RU подсмотрел и узнал всё самое интересное до открытия выставки.
Рисованные картинки с полуобнажёнными кокетками получили популярность в Америке ещё во время Первой мировой войны. Каждый солдат считал за счастье иметь зажигалку, а ещё лучше журнал, где во весь разворот изображена жизнерадостная красотка. У челябинцев же есть возможность увидеть сразу десяток красавиц, будоражащих чувства. Все плакаты привезены из частных коллекций Санкт-Петербурга.
— Это не просто картинки, а настоящее искусство, — уверяет куратор выставки Полина Кузнецова. — У него есть свои корни, развитие, цель и влияние на другие виды искусства, например, появившийся поп-арт.
Стиль пин-ап имеет узнаваемые черты — это обязательно женский образ — яркий, сексуальный и притягивающий взгляды. Но начинался пин-ап совершенно не так. Убедиться в этом можно, изучив картинки начала XX века, которые представлены на выставке.
— Экспонаты расположены по принципу хронологии, поэтому посетителю легко увидеть, как развивалось это направление искусства и как менялся женский образ, — рассказывает Полина Кузнецова. — На рубеже прошлых веков женщины были в поисках самостоятельности, осваивали новые профессии, укорачивала юбки. На первых картинках — это независимые, эмансипированные красотки, рядом с которыми мужчины выглядят маленькими и растерянными. И вдруг через 20–30 лет женщина превращается в образ глупенькой, слащавой девушки, очень лёгкой, беззаботной и кокетливой.
Золотой век пин-апа пришёлся на межвоенные годы и время Великой депрессии в Америке. Рисованные картинки с кокетками стали главным рекламным инструментом. Чем больше была грудь у модели с рекламной обложки, тем лучше шли продажи. Можно сказать, что именно женщины вывели страну из кризиса.
Казалось бы, роль пин-апа сыграна, тем более, что рисованным картинкам пришлось бороться с откровенными фотографиями в Playboy или Esquire. Несмотря на это, пин-ап не потерял своей популярности.
Даже сегодня в соцсетях при прокручивании бесконечной ленты рука останавливается на картинках с оптимистичной и непосредственной Хильдой — первой толстушкой в стиле пин-ап. Она то и дело попадает в комичные ситуации и не теряет своей женственности. Художник придумал около 200 сюжетов с привлекательной толстушкой. Подписчики журнала с его картинками ждали каждый номер с нетерпением.
На выставке есть плакаты, календари, постеры, вырезки из журналов. Публиковать такие картинки не считалось зазорным и никак не ограничивалось цензурой. В Челябинские организаторы выставки тоже надеются, что им удастся избежать закрытия раньше запланированного срока и скандалов с возмущенной публикой.
— Это очень актуальная выставка. Она показывает полярные мнения людей — одни осуждают тему эксплуатации женской сексуальности, другие, наоборот, считают, что это и есть красота. Пройдите сегодня по улице — порой непонятно, кто идёт тебе навстречу — юноша или девушка. Мода на короткие стрижки, одежду унисекс резко контрастирует с тем, что мы видим на выставке — с образами женственными, сексуальными. Для нас такая выставка — это просветительский проект. Мы хотим объяснить, почему пин-ап — это искусство, как оно повлияло и для чего создаются такие образы, поэтому будут лекции, встречи для обсуждений, — добавляет Полина Кузнецова.
Для большего контраста посетителям выставки покажут не только американские постеры, но и советские, где представлены совершенно другие женские образы.
Выставка открывается 12 декабря в Музее изобразительных искусств на площади Революции, 1.
Рассказывайте о своих коллекционных вещах! Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.