Сегодня, 30 октября, коллектив «Шуга» презентует свою первую пластинку «В самом русском море». Событие тем интереснее, что ансамбль основан в 1992 году в челябинском мединституте, а его основные участники — врачи. Как поется медикам во время пандемии коронавируса, мы спросили у лидера группы, врача-эпидемиолога Алексея Баранникова.
— Поется непросто, но не столько из-за ковида, сколько потому, что все мы — взрослые работающие люди, и найти время для репетиций очень сложно. Например, наш гитарист Сергей Куваев, один из основателей группы, — очень известный в области хирург, и на репетиции он едет зачастую прямо из операционной, — рассказывает Алексей.
Кстати, Сергей Куваев уже фигурировал на 74.RU в качестве эксперта в очередном выпуске онколикбеза — это было как раз в период записи нового альбома «Шуги».
— Мы учились на одном факультете в мединституте, но друг друга не знали до поездки в колхоз, куда оба прибыли с гитарами и как-то сразу «спелись», — вспоминает Алексей Баранников. — А потом уже, вернувшись в Челябинск, подумали, что нужно сколотить свою группу — тогда это было модно.
Грандиозных планов в тот момент у группы не было, и «Шуга» создавалась ради фана.
— Мы тогда не думали, что будем собирать площадки и выступать на фестивалях, — добавляет Алексей.
Сам он на седьмом году обучения выбрал специальность эпидемиолога и много лет проработал в профессии, в том числе заместителем главного врача и начальником эпидемиологической лаборатории в одном из учреждений ГУФСИН. Но в начале десятых годов в первый раз попрощался с медициной.
— Работа эпидемиологом в такой структуре, как ГУФСИН... — говорит он и задумывается, подбирая слова. — Там, конечно, свой отдельный мир. И зарплата по тем временам была тысяч 10. В итоге я ушел в бизнес.
Но года два назад Алексей решил вернуться к медицине и поработал некоторое время в ГКБ № 8, планируя восстановить лицензию.
— Но тут на мне сказалась пресловутая медицинская реформа, — говорит он. — Сначала оказалось, что для восстановления лицензии мне нужно заканчивать платную ординатуру, и больница готова была оплатить обучение, когда выяснилось, что из-за изменившихся правил мне нужно отучиться полноценно все шесть лет, то есть с нуля. А это уже перебор. Сейчас, на волне пандемии, думаю: может быть, и к лучшему. Был бы сейчас на переднем крае, в самой «красной» зоне.
Еще один врач в составе «Шуги» — бас-гитарист Артём Машковский, эндоскопист Челябинской областной клинической больницы.
— По сути, он тоже хирург, который с помощью хитрых инструментов останавливает кровотечение или устраняет непроходимости кишечника, — объясняет Алексей Баранников. — Бывает так, что тяжелый день, изматывающая смена, но он всё равно находит время для репетиций. А иногда играет с нами в режиме домашнего дежурства: если, грубо говоря, в Брединском районе требуется срочная операция, он бросает гитару и летит туда на вертолете санавиации.
Алексей рассказывает, что после института и первых музыкальных успехов, включая победы на фестивалях и поездки во Францию, группа «Шуга» встала на паузу. Каждый из музыкантов ушел в работу, завел семью, и рок-н-ролльная жизнь заглохла лет на 15.
— Но мы поддерживали отношения, дружили, и как-то созрело понимание, что нам этого не хватает: хочется творить, хочется выступать, — говорит лидер «Шуги». — Мы стали собираться снова, хотя, конечно, теперь это требует куда больших согласований. Но уж если мы собрались, работаем с полной самоотдачей. И, кроме одного человека, весь наш состав фактически неизменен все эти 28 лет.
В записи нового альбома принял участие сын одного из основателей «Ариэля» Валерия Ярушина Олег. Он был клавишником первого состава «Шуги», а сейчас развивает собственную музыкальную карьеру, но продолжает помогать группе.
— Наша музыка изменилась: стало больше гитар, меньше клавишных, поэтому в живых выступлениях Олег не задействован, но он принял участие в записи альбома «В самом русском море», — говорит Алексей Баранников.
Еще один профессиональный музыкант в составе группы — барабанщик Александр Комиссаров, участник государственного ансамбля танца «Урал».
Наконец, к группе присоединился гитарист и звукорежиссер Игорь Кравчук, благодаря которому удалось довести дело до записи альбома на студии U-Sound. Несмотря на концертные успехи «Шуги» в 90-х, это их дебютный альбом. Как так вышло, что до сих пор у группы не было полноценных записей?
— Альбом — это недешевое удовольствие, да и руки никак не доходили собрать всё вместе, — говорит Алексей Баранников. — А тут мы взялись и года, наверное, с 2015-го записывали в студии одну композицию за другой. И так набралось на альбом из 11 треков.
Один из них Алексею подарили на день рождения, причем неожиданно. Как можно «подарить песню» человеку, который ее исполнил?
— Я когда-то напел в студии песню «Моногамия» и забыл про нее. А ребята позже добавили клавишные, ударные, Игорь Кравчук записал гитарное соло, и они презентовали ее мне — это было очень неожиданно.
Позже на песню «Моногамия» сняли вот этот клип.
Альбом «В самом русском море» первоначально выходит на CD-диске, а с 4 ноября будет доступен на всех электронных музыкальных площадках. Помимо уже известных композиций группы, таких как «Уроки чистописания», «Небо» и «Объект Мазохизма», есть и новые песни: «Белый», «Моногамия», «Километры».
Запланирована и живая презентация альбома.
— Надеюсь, она состоится в середине ноября, — говорит Алексей, добавляя, что, как врач-эпидемиолог, относится к пандемии коронавируса со всей серьезностью. — Ковид — это довольно опасная штука, для сдерживания которой нужны вполне конкретные меры. Но ограничения должны касаться всех без исключения, потому что, когда, например, единственный пассажир маршрутки не надел маску, угроза заражения для остальных возрастает в десятки раз.
Редакция 74.RU желает группе «Шуга», чтобы новый альбом тепло приняли как старые поклонники, так и те, кто услышал о коллективе только сейчас.
Часть концертов, запланированных в Челябинске на эту осень, перенесли из-за коронавируса.
В этом году грустную дату отмечали фанаты группы «Кино» — Виктор Цой погиб 30 лет назад.