Мама семилетней девочки Ольга возмутилась поведением педагогов-хореографов детской студии танца «Урал», которые на конкурсном отборе при малышах заявляли, что у тех нет данных. По ее словам, делали это довольно грубо. Руководитель студии Светлана Лукина заметила, что в ее коллективе подобного себе не позволяют.
«Мы ее не возьмем, у нее недостаточно данных»
Ольга рассказала, что в просмотре участвовали дети от пяти лет.
— Их уводили в зал, а потом маленькие девчонки одна за одной выбегали в слезах, бежали к мамам, обнимали их ноги. Я сама видела, как совсем крошке учитель вслед кричал: «Мы ее не возьмем, не приводите ее больше на кастинг», — рассказала мама в соцсетях. — И все комментарии были некорректными, неэкологичными по отношению к детям.
По словам Ольги, ее возмутило, как легко педагоги публично дают суровую, небрежную оценку — почти буллят маленьких детей.
— Потом вышла моя дочь, и педагог — при ребенке, при других родителях — сказала: «Мы ее не возьмем, у нее недостаточно данных», — процитировала Ольга. — У ребенка тут же слезы на глазах. Вы серьезно?! Разве так можно себя вести? Это какая-то евгеника. Кто вас уполномочил публично и унизительно обсуждать данные другого, пусть и маленького, человека?! Вы тешите свое эго за счет малышей, которые не могут справиться с ситуацией? Неужели вам не знакома детская психология? Разве нельзя найти корректные формулировки? Такими словами стремления детей купируют, и они выбирают не проявляться. Что педагогу стоило сказать: «Хорошая девчонка, но шпагат пока не получается, вы потренируйтесь и через год приходите снова». И ребенок уйдет с нормальным ощущением себя.
Как можно так небрежно относиться к детям?! Мы дочку весь вечер утешали. А я очень разочарована, что у такого красивого «лица» студии есть такая некрасивая обратная сторона.
Мама отмечает, что для нее нет драмы, что дочка не прошла кастинг в студию «Урал».
— Так бывает. Проблема только в подаче. Я думала, мы живем в обществе, в котором люди стараются быть лучше, где бережно относятся к другим, читают книжки о воспитании детей, чтобы те выросли сильными личностями. А потом происходит такая ситуация. Я рада, что мы не попали в ансамбль «Урал» — думаю, такой абьюз происходит на репетициях в ежедневном формате, и на основании оценок этих взрослых, их недобрых слов ребенок будет формировать ощущение о себе самом, а потом понесет в мир страх проявляться.
Ольга не понимает, почему взрослые позволяют по отношению к детям то, чего не позволяют по отношению к другим взрослым?
— Представляете, люди пришли на собеседование, а потом выходит руководитель и при всех говорит: «У вас, Дмитрий Петрович, недостаточно данных, чтобы работать на этой должности». Ну невозможно же такое представить! Так почему позволяется так себя вести с детьми: не выбирать формулировки, наносить раны? — задается вопросами мама.
«У нас нужно терпеть»
Руководитель студии, заслуженная артистка России Светлана Лукина заверила, что такого в «Урале» нет, хотя не стала отрицать, что жесткость в общении педагогов бывает в случаях корректировки, например, движений.
— Такого ни в коем случае нет! Мы 15 лет существуем и дорожим своей репутацией, — заявила Светлана Лукина. — Мы объявляем кастинг, и он предполагает, что кого-то мы не возьмем, это отбор. Но ни в коем случае не даем никаких оценок — не имеем права это делать. Мы лишь смотрим на детей, говорим родителям, что у ребенка нет природных данных, которые бы позволили ему в профессиональном уровне осваивать хореографию: он будет рвать мышцы и плакать. В такие моменты мы просим ребенка пойти, например, переодеться. Хотя чаще мы не разговариваем — просто ставим штамп на анкете. Если родителям интересно, то они подходят и спрашивают, почему ребенка не взяли.
Светлана Лукина объяснила, что дети могли плакать лишь от напряжения, когда не справлялись с заданиями.
— Никто не плакал! Я вчера сама смотрела девочку, у нее были слезы на глазах. Я спросила: «Почему ты плачешь? Тебе больно?» Она говорит: «Да», — рассказала худрук. — А если она не может терпеть, то ничего не получится. У нас нужно терпеть. Садиться на шпагат — терпеть. Балеринам больно стоять на пальцах — нужно терпеть. Это максимум, что было, и то ребенок не в слёзы плакал. Всё. Мне, конечно, так неприятно это…
Светлана Лукина заявила, что в коллективе против буллинга, однако то, как жестко педагоги общаются с детьми — не жестокость, а часть профессиональной коммуникации. По ее словам, обвинения от мамы могли поступить лишь от обиды.
— Мы не позволяем детям в открытую [буллить других детей]. Но педагоги делают замечания, ведь у нас не индивидуальные занятия, а групповые. Да, порой замечания жесткие, но мы подбираем, на наш взгляд, точные слова, которые позволят достичь цели во владении хореографическим профессиональным мастерством, — объяснила худрук. — Пусть [мама девочки] посмотрит все интервью с Цискаридзе. У нас такая специфика — как в спорте — только мы матом с детьми не разговариваем, как там. Это какая-то провокация — у нас юбилей! Наверное, ребенка не взяли, вот и обиделись.
Как думаете, позволительны ли подобные комментарии от педагогов?