— В городе более раскованные дети, а здесь некоторые даже поздороваться стесняются. Тем более, у нас очень много детей из многодетных семей, есть из неблагополучных, они не раскрываются сразу. Самое сложное — научить их улыбаться! — признается Надежда Ильясова.
11 лет назад она вместе с мужем Виктором Жеребенковым сменила прописку, из промышленного Магнитогорска пара перебралась в небольшой райцентр — село Уйское. Приехали за чистым воздухом, но, говорят, обрели гораздо больше. Супруги решили организовать цирковую студию на базе местного ДК и не ожидали, что буквально через несколько месяцев желающие научиться парить в воздухе и балансировать на катушках и моноциклах выстроятся в очередь. Через пять лет коллектив получил звание образцового и теперь собирает награды самых престижных всероссийских конкурсов. Мы побывали в гостях у «Калейдоскопа чудес» и узнали, как растят настоящих цирковых.
«И… раз-два-три. Улыбаемся!»
— Так, подбородочки подняли! Плечики расправили, красиво встали. Улыбочки не вижу ни у кого, улыбнулись все дружно. И… раз-два-три. Улыбаемся! — громко командует Виктор Евгеньевич.
Замечаю, что сама невольно начинаю улыбаться вместе с ребятами, которые стоят на сцене дворца культуры. И пусть в просторном светлом зале сейчас нет зрителей, сцена обязывает.
— Пятки и носки вместе держим, — напоминает наставник малышкам, выполняющим разминку
На сцене два десятка ребят разного возраста, тут и маленькие гимнастки — первоклашки, и ребята постарше, и старшаки, как их называет тренер.
Надежда Ильясова, отложив в сторонку пакет с футболками, пробегает взглядом по сцене. Убедившись, что все одеты по форме, она замечает:
— Дети, вы такие красивые с прическами!
В этот момент улыбки на сцене зажигаются сами собой, уже без напоминаний.
Когда переходят к растяжке, руководство разминкой перехватывают старшие дети. 13-летняя Ксюша — миниатюрная и грациозная девочка — помогает со шпагатами малышам. В углу, у кулис, начинают шалить мальчишки, но дисциплину быстро и непринужденно спасают парни-подростки.
— Тимур как старший брат с малышами, — Надежда Александровна кивает на светленького парнишку, который тоже помогает на растяжке младшим. — Он у нас такой был маленький, когда бабушка привела. Ужасно боялся высоты. А теперь эквилибрист на стульях: восемь стульев, вниз головой работает. В ГУЦЭИ (Государственное училище циркового и эстрадного искусств) собирается поступать. А Егорку мы в лагере заметили, когда ездили на представление, он такой позитивный. Осенью объявили его в розыск в соцсетях, и ведь пришел, теперь он в клоунской группе, выступает на конкурсах.
«Работали по нашей матушке России»
Еще один подросток, которого цепляет взгляд — девятиклассник Максим. Он высокий и сразу видно, добродушный парень. Глядя на него, Виктор Жеребенков вспоминает:
— Мне тоже 15 лет было, когда пришел в цирковое. Привел меня двоюродный брат. Цирковая студия называлась «Юность», она располагалась во дворце культуры металлургов Ленинского комсомола в Магнитогорске, сейчас это театр оперы и балета. Руководитель — Галина Петровна Наливайко, почему-то с первых дней я ей очень понравился. Я на самом деле был пластичный, быстренько и на шпагате научился сидеть, и все остальные элементы акробатические, все это быстро получалось. С братом начали работать. Первый номер был воздушный, назывался «Гимнасты на бамбуке», второй — «Акробатический дуэт». Была у меня партнерша, ей, наверное, также как и Ксюхе было — лет 13, только Ксюха килограммов 38 весит, а моя партнерша весила 48, я за ней следил, чтобы лишнего не съела (смеется).
Наставник говорит, цирк очень быстро стал частью его жизни. Повзрослев, он поступил на работу в филармонию, а после армии возглавил коллектив в башкирском городе Мелеуз.
— У нас там были хорошие успехи, коллектив появился, мы стали лауреатами республиканского смотра. А через год Галина Петровна (Наливайко, — Прим. ред.) написала письмо: «Витя, я уезжаю в Челябинск». Кому-то надо было коллектив передать. Вернулся в Магнитогорск и семь лет отдал народному цирковому коллективу «Юность». Наш коллектив в то время гремел по области, — говорит Виктор Жеребенков. — Потом я стал свободным художником, организовал свой профессиональный коллектив, и лет 20 мы катались со своей программой цирковой, работали по нашей матушке России. У нас был свой автобус, медведь был дрессированный, даже лев с нами был. Сейчас много цирков-шапито ездит по России, а в то время это только начинало развиваться. Потом с Надеждой Александровной познакомились, стали вдвоем работать, ездили по садикам.
— Педагог-психолог стала цирковой артисткой, — с улыбкой говорит Надежда Ильясова.
— 17 лет назад мы познакомились, и потихоньку я ее к этому подтянул, — добавляет наш собеседник.
— Он: «Давай со мной». Я говорю: «Я же не артист цирка, я педагог-психолог». Он говорит: «Самое то. Вот именно представления детские давать». Кем я только не была, благородные роли: и фея, и Снегурочкой была, — вспоминает Надежда. — Мне понравилось, я втянулась. Я в принципе человек творческий и люблю детей. У нас была черная комната из металлических конструкций и черного бархата, которую мы возили. Мои костюмы менялись как трансформер — шляпки, юбки. Мы затемняли окна в актовом зале, включали подсветку, дети заходили, как в таинство, как в волшебство, и там на самом деле происходило волшебство.
Пьянящий воздух, яблони и дресированные куры
Супруги несколько лет прожили в Магнитогорске, там у них был свой дом. Но из-за проблем со здоровьем они решили перебраться подальше от заводских труб.
— Ехали в Кременкуль через Уйское (я здесь несколько раз работал, хорошо знал этот ДК, Владимира Гааса знал [председателя комитета по культуре, делам молодежи и спорту администрации Уйского района]. Решили зайти к нему. Он говорит: «Почему бы цирковое не открыть! Одна проблема, где вас поселить?» — вспоминает Виктор Евгеньевич. — Мы продали дом в Магнитогорске, здесь приобрели, и с ноября 2013 года стали создавать цирковой коллектив.
— Все тогда удивлялись, почему люди из города приехали в деревню? — говорит Надежда.
— Сложностей не возникло? — интересуюсь я.
— У нас там был свой дом, и в квартиру мы уже не хотели. Конечно, брали такой дом, чтобы и банька, и гараж — все было. Единственное, нам не рассказали, что вода здесь не очень, — говорит Надежда. — Нам помогали ребята переезжать, я накрыла стол, а они чай не пьют. А я сама еще не пила там чай. Смотрю, в кружках накипь. Но потом нам рассказали, что недалеко есть родник, мы туда за питьевой водой ездили. Сейчас просто покупаем. Зато воздух здесь пьянящий, во дворе — яблони, это все компенсирует.
— Хозяйство не завели?
— Как же, у нас дрессированные курочки, — смеется Надежда. — Мы с ними выступать ездили в Магнитогорск, наши клоуны работали. Как-то они пошли их прогуливать, а там гастроли были, и дрессировщица отпустила собачек своих. Знаете, курица оказалась умнее, она под машину спряталась, а петух понесся на дорогу. Ладно, ребята успели его поймать. Но стресс он получил, конечно.
Первые звездочки и признание
Супруги вспоминают, уже в первом наборе появились звездочки.
— У нас была Настя Деркач (эквилибр на катушках) и Серега Имангулов (силовой жонглер). Буквально через девять месяцев мы уже на конкурсе с ними были, на марафоне талантов. Потом был фестиваль в челябинском цирке. А через два года мы уже дали первое свое сольное представление, — говорит Виктор Евгеньевич.
— После этого представления к нам такая толпа пришла, в зале на разминке одномоментно было 60 человек — сцена всех не вмещала, — вспоминает Надежда. — Мы, кстати, в самом начале, когда начали работать, попросили помещение для занятий. Нам нужно отдельное помещение, где мы бы свой реквизит развесили, установили и спокойно бы работали, младшие — в одно время, средние — в другое, старшие — третье. На пятилетний юбилей нам обещали отремонтировать и выделить здание в 2022 году, но ждем мы его до сих пор.
Зато после пятилетнего юбилея коллектив получил звание образцового. К этому времени появились и первые выпускники — сразу две воспитанницы «Калейдоскопа чудес» поступили на цирковое отделение Свердловского колледжа искусств и культуры.
— Они уже закончили, с отличием закончили, работают по профессии, катаются по городам с цирком-шапито, — не без гордости говорят наставники. — В этом году еще двое наших воспитанников получили красные дипломы, две девочки перешли на четвертый курс. Когда они поступали, после исполнения номеров им комиссия сразу сказала: «Оставляйте реквизит, вы приняты».
«Ты должен научиться сам себя побеждать»
Воспитанники «Калейдоскопа чудес» сейчас забирают высшие награды самых престижных цирковых конкурсов. В прошлом году, например, на всероссийском фестивале «Сальто в будущее», который проходил в Магнитогорске и собрал на одной арене более 200 участников из 30 регионов, ребята из Уйского представили на суд жюри восемь номеров, и получили два гран-при, три диплома лауреатов первой степени, еще три номера были отмечены дипломами, а руководители забрали специальный приз «За вклад в цирковое искусство».
— Когда мы вернулись домой, родители прислали нам статью из газеты «Магнитогорский металл». На первой полосе была статья про фестиваль, и там было сказано, что хороших коллективов много, но удивил «Калейдоскоп чудес» из села Уйского, «многие не знают даже, где это находится, но они показали чудеса», — цитирует Надежда. — Главное — это наши уникальные многожанровые номера. Иногда руководители таких студий, если она была, допустим, воздушной гимнасткой, она по воздуху работает — и все, но Виктор Евгеньевич разнообразные номера придумывает, в разных жанрах.
— А кто определяет, в каком жанре будет работать ребенок? — спрашиваю я.
— Они все пробуют. Вот Соня у нас — разносторонняя, она и акробатка, и велофигуристка, и жонглер, хочет научиться стоять на одной руке. И она шикарная клоунесса, она может мультяшным голосом разговаривать. Она хочет везде себя попробовать, — приводит пример Надежда. — Конечно, мы их пожелания обязательно учитываем, главное — желание. Что-то не получается, мы тебе поможем. А так потенциальные способности, которые мы видим даже на разминке, мы их используем, подсказываем, что хорошо получается.
За сложные трюки в тренерском тандеме отвечает Виктор Евгеньевич. Надежда признается, при отработке некоторых элементов ее нервы частенько не выдерживают.
— Я их настраиваю, что ты должен научиться сам себя побеждать, побеждать свой страх — все вот тут вот у них [в голове], — говорит наставник. — Вот с Янкой работаю, я же вижу, что она может сложный номер [сделать], опасные трюки. Она сумела себя преодолеть раз-два, поэтому дальше новый трюк, более сложный. Сначала со страховочкой, потом говорит: «Я сама». Как только «сама» сказала — вперед!
Все остальное — подбор музыки, костюмов, реквизита, грима — нередко решается в творческом споре. Психологическая поддержка, работа с малышами и родителями в основном на женских плечах.
— Сейчас такая тенденция, чтобы в детских коллективах обязательно был педагог-психолог, потому что развитие идет, становление личности, а здесь же и нагрузка физическая, и раскрытие всех потенциалов. Поэтому у нас такой тандем, — говорит Надежда. — Я всегда ребят настраиваю, впитывайте все как губка, чтобы вы были в востребованы, чтобы вы были артистами, которым аплодируют, которыми восхищаются, которых ждут.
«Они наша семья»
Супруги признаются, первое время после переезда в Уйское было непривычно, когда с ними на улице здоровались, иногда даже незнакомые люди, а теперь это норма.
— Даже дети, которые походили три месяца, полгода, они всегда здороваются. И те ребята, кто артистами не стали, они приходят, приходят уже со своими детьми, приглашают на свадьбы, они наша семья, — говорит Надежда.
— Детишки у нас умницы, мы их любим, они все вот такие выросли, — поднимает большой палец вверх Виктор Жеребенков. — Ни одного плохого ребенка у нас не было. И они всегда готовы помочь.
— Мы с внучкой однажды спим, лето было, пять утра. А ребята все время говорили: «Давайте поможем вам где-то что-то». Я все говорила, что мы сами. А тут внучка проснулась, говорит: «Бабушка, кто там?». Слышу голос своих девчонок, выглядываю в окно, они грядки полют, а пацаны дрова колют для бани, — вспоминает Надежда. — На конкурс уезжаем, а у нас собака была и куры, надо же кормить. Ребята всегда готовы подхватить.
Сейчас супруги ждут, чтобы кто-то из выпускников вернулся в родной коллектив, все-таки уже нужны помощники. Но пока молодежь работе в ДК предпочитает арену цирка.
— Но этим они нам продлевают жизнь, приходится работать и дальше ждать, — заключают супруги.