
В башне уже сделали световую выставку, а с августа начнет действовать арт-резиденция
«На самом верху раньше был бак с водой, который вмещал 15 тысяч ведер или 185 кубов. Поэтому мы разместили здесь работу „Мерцание“, в нее вкладываем несколько смыслов. На стенах мы видим свет, который проходит сквозь воду и начинает мерцать, — показывает куратор проекта Марина Денкевич. — А еще один смысл, уже переносный — мерцание самой башни, интерес к которой то гаснет, то вновь разгорается».
Водонапорную башню на улице Воровского в Челябинске открыли после почти столетнего простоя. Нет, ее не встроили в систему современного водопровода, а отдали художникам для создания арт-пространства. И первый проект уже готов — на четырех этажах объекта разместили яркие световые композиции. Экскурсии на выставку «Пределы башни» уже начались.

Десятки лет башня стояла закрытой. Сегодня мы покажем, что она скрывает внутри
Четыре этажа искусства
После жары и яркого солнца на улице, в каменной башне ты попадаешь будто в другой мир — прохлады и темноты. Учитывая, что строение было недоступно для посещения, это подогревает интерес. Поэтому наш проводник, куратор проекта Марина Денкевич сразу закрывает за нами дверь на ключ — слишком много желающих зайти сюда с улицы.

Начать проекты в башне художники решили со световой выставки
Марина Денкевич — искусствовед, инициатор нескольких проектов по развитию и продвижению современного искусства в Челябинске. Среди реализованных — выставки A Table Gallery в отеле «Арбат», выигранные гранты для профессионального сообщества художников. Проекты в башне реализуются за счет победы в конкурсе грантов губернатора Челябинской области и конкурса «Индустриальный эксперимент» в рамках программы «Музей без границ» фонда Владимира Потанина. Вместе с Мариной Денкевич куратором проектов в башне является искусствовед Анна Леготина.

Марина Денкевич вместе со своей коллегой Анной Леготиной выиграла уже два гранта на проекты внутри башни (объект культурного наследия находится в управлении Исторического музея Южного Урала)
Первый этаж художники посвятили истории водонапорной башни и становлению городского водопровода. Здесь есть тайм-лайн с ключевыми датами истории здания и другие арт-объекты, связанные с историческими фактами.

Ознакомиться с историей самой красивой башни в Челябинске можно за минуту через вот такой арт-объект
Башня была построена в начале XX века как запасной резервуар для воды в рамках системы городского водопровода. Для строительства выбрали самую высокую точку в округе — 245 метров над уровнем моря. Автором проекта башни считают инженера железной дороги Аркадия Фёдорова. Однако историки не уверены, что именно он создал ее — возможно, за основу взяли типовой проект, переработанный Фёдоровым. Строительство началось летом 1911 года, а 4 февраля 1912 года водопровод был введён в эксплуатацию. Башня обеспечивала подъём воды на высоту третьего этажа в любой точке города. По назначению башня проработала не больше 20 лет.
Поднимаемся на этаж выше, и здесь уже совсем другое настроение — круглый зал залит светом из высоких окон. Работы художников здесь посвятили мифам о башне. Зеркальный «водопад» авторства Нади Шаровой — рассуждение о недолгой жизни водонапорки, которая перестала работать, так как развитие города шагнуло вперед. Автор рассуждает об одиночестве и уязвимости.

В этом зале на втором этаже будет арт-резиденция, а именно — место работы художников

Каждый арт-объект стал результатом исследования места и его особенностей
На стене рядом — лестница хранителя башни, который даже сейчас бережет объект от посторонних глаз.
«Это классный шаг для инфраструктуры города»
Уже в августе в этом зале будут работать приглашенные в арт-резиденцию художники. Каждый — по две недели. Марина Денкевич говорит, что арт-резиденция — очень прогрессивный формат, который с небольшими затратами является равноценным едва ли не центру современного искусства в крупном городе.

Марина сравнила серебряный водопад со слезами девушки, которую после закрытия башни заточили внутри. Зал все-таки о мифах
Арт-резиденция — это место, куда на определённый срок приезжают художники и другие представители творческих профессий, для того, чтобы реализовать любой заявленный проект в максимально благоприятной обстановке. Часто на такой проект выделяется специальный грант.
«Мы посчитали, что у арт-резиденции самый высокий КПД (коэффициент полезного действия). Не так много вложений, как в центр современного искусства или музей. У нас в городе не хватает структур, которые бы занимались современным искусством. Когда арт-резиденция появляется, это очень заметное событие, это классный шаг для инфраструктуры города, — объяснила куратор. — Она затрагивает не только сообщество художников, но и вообще всех жителей, кто интересуется искусством благодаря разным мероприятиям».
Этаж выше — самый маленький по высоте. Скорее всего, он появился в 90-е, когда башню хотели переделать под офис или какие-то другие современные нужды, рассуждает Марина Денкевич. Этот зал назвали «Алхимия воды». Зеленые склянки на столе — отсылка к цветущему Миассу, воду из которого сейчас никто не вздумает пить.

Этот этаж, вероятно, создали в 90-е после вывоза оборудования водокачки
«Уже после постройки водонапорной башни качество воды все-таки решили проверить. Оно оказалось надлежащим. Хотя немного странно, что это решили сделать уже после запуска объекта в эксплуатацию, а не до этого», — пожимает плечами искусствовед.
Четвертый этаж авторы выставки назвали «После воды» — ведь раньше там помещался огромный бак, а теперь — пустота. По стенам пустили проекцию с мерцанием солнечных лучей, которые проходят сквозь воду. Все это сопровождается звуками воды, помогающими лучше понять, что задумал художник.

Зал на четвертом этаже выглядит самым масштабным и олицетворяет пространство огромного бака с водой
На выставку «Пределы Башни» можно попасть бесплатно по записи на специальной платформе. Пока билеты закончились, но организаторы обещают добавлять новые даты, чтобы все желающие смогли попасть внутрь. В августе в башне начнет работу арт-резиденция. За ее анонсами можно будет следить на сайте Исторического музея Южного Урала. А вообще, это только начало новой жизни водонапорной башни, обещает Марина Денкевич.
«Надо, чтобы эта башня жила дальше не за счет билетов, потому что за счет них выжить очень сложно. Мы прагматично рассуждаем, чтобы идея с башней не затухла через полгода-год. Гранты позволяют получать достаточно хорошие суммы, которые покрывают и издержки сотрудников, и художников, а на грант фонда Потанина мы еще и электричество сможем провести сюда, — отметила куратор. — Поэтому мы бы хотели, чтобы здесь как можно дольше была арт-резиденция. Она предполагает публичную программу для всех желающих, а она может быть самая разная, вплоть до театрализованных постановок камерных».

Была идея открыть в башне музей водопровода, но художники предложили сделать проект шире
В Челябинске с каждым годом появляется все больше арт-пространств. Недавно мы публиковали репортаж из оранжереи «Люба Петя» — ее создатель Егор Хребтов объяснил, можно ли заработать на этом проекте в Челябинске. Пространство для творческих людей много лет хотят открыть и в заброшенном элеваторе. Но пока у идеи очень туманные перспективы.