Региональное управление Роспотребнадзора получило больше тысячи жалоб от челябинцев на загрязнение воздуха. Исследования показали, что значительную роль в негативном воздействии на экологию оказывает транспорт. Об этом сообщила на круглом столе 7 декабря начальник отдела надзора по коммунальной гигиене ведомства Галина Романова.
— В основном, по данным наших лабораторных исследований, загрязнение превалирует по транспорту, — уточнила Романова. — Кроме того, нам показалось, что в городе очень много мини-котельных, много различных печей, масса заправок — почти в каждом квартале. По общественному транспорту много жалоб, какие-то автопарки ликвидировали, и транспорт паркуют прямо во дворах. Большой вопрос по уборке улиц. В прошлом году мы поднимались в воздух и смотрели на город с вертолёта, проспект Ленина весь в пыли стоял. Надо улицы мыть.
Представитель Роспотребнадзора считает, что также необходимо решить вопрос с большегрузами, которые нужно исключить с городских дорог.
По словам руководителя регионального управления Росприроднадзора Виталия Курятникова, частично работа в этом направлении уже ведётся.
— По данным ГИБДД, выявлено уже 140 нарушений, — сказал он.
Курятников считает, что внимание нужно уделять не только транспорту, но и качеству бензина. Общественники с помощью специализированной лаборатории изучили состав топлива. Оказалось, что в городе ни на одной заправке нет качественных нефтепродуктов.
Эксперт общественной палаты Челябинской области Виталий Безруков уточнил, что были исследованы 10 тысяч проб за последние три года. В результате оказалось, что 60% бензина не соответствуют качеству, а 30% и вовсе не пригодны к использованию.
— Ещё год назад основным источником загрязнения считались промышленные предприятия. Но анализ данных показал, что 45% выбросов от промышленных предприятий федерального надзора, 24–25% — региональных предприятий, из них 21% принадлежит городской свалке. Доля выбросов от автотранспорта составляет 30–31%, — констатировал Виталий Курятников.
По мнению руководителя регионального управления Росприроднадзора, усиление контроля может дать снижение выбросов до 15%.
— Однако предприятия нужно не высекать, а помогать преодолевать проблемы, — говорит руководитель ведомства. — Чтобы не допустить нарушений, экологический аудит готовы или уже начали проводить такие предприятия, как «Фортум», цементный завод в Коркино, цинковый завод и ряд других предприятий. С «Мечелом» у нас состоялась рабочая встреча, на которой был инициирован ряд процессов, направленных на поиск проблемных точек. Нужно работать с копейскими заводами, их негативное влияние на город очень существенно. Требует решения проблема с Коркинским разрезом.
На данный момент мониторинг воздуха в Челябинске проводят восемь постов гидрометцентра. Но, по словам заместителя начальника центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по общим вопросам Ирины Поповой, этого мало.
— В Чурилово нет ни одного поста, в центре всего один, в сторону аэропорта нет. Для миллионного города необходимо 10–20 постов, — считает Попова. — Хороший пост стоит от 15 до 20 миллионов рублей. В апреле ожидается поступление мобильной лаборатории, и планируется, что будет ещё два поста.
Жителям Челябинска предложили включиться в поиски нарушителей экологических норм. Можно передавать информацию в надзорные органы, а можно размещать её в социальных сетях. Экологические общественники запустили проект «Здесь труба».
— Нужно сделать снимок и разместить его у себя на странице с соответствующим хештегом. Мы отследим и обязательно проверим все факты, — пообещал эксперт общественной палаты Челябинской области Виталий Безруков. — Нам уже прислали более 100 разных труб. В результате одной из проверок мы нашли под Копейском предприятие, которое девять лет работало без документов, используя аммиак и серную кислоту.
Теме экологии посвятят ещё несколько встреч. Помимо сотрудников Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры и министерства экологии общественники пригласили принять участие в круглом столе представителей Челябинской угольной компании и Челябинского электрометаллургического комбината.
Напомним, подобные встречи планируют проводить с периодичностью в две-три недели, по мере поступления в Общественную палату Челябинской области вопросов от активистов общественных движений и всех заинтересованных.
1 декабря в Челябинске прошло первое заседание рабочей группы по проекту Томинского ГОКа.
Как ранее сообщал 74.ru, 9 ноября во время российского-казахстанского форума в Челябинске активисты движения «Стоп ГОК» провели одиночные пикеты на 14 точках вдоль гостевого маршрута. В 15 часов, непосредственно перед прибытием в город президентов двух стран, всех общественников, стоявших с плакатами, задержали силовики. Василий Московец как один из лидеров движения до позднего вечера вытаскивал единомышленников из отделов полиции.
Около полуночи, когда активист только пришёл домой, ему на мобильный раздался звонок, и телефонист сообщил, что соединяет с Владимиром Путиным. Президент сказал, что знает о проблеме «Стоп ГОКа», заявил о необходимости проведения единой комплексной экологической экспертизы проекта и действительно открытых публичных слушаний. Василий Московец попросил посодействовать в решении вопросов с полицией. Глава государства пообещал дать команду, «чтобы людей оставили в покое».
Как удалось записать разговор с президентом на диктофон и какая последовала реакция на звонок первого лица государства, Василий Московец рассказал в интервью 74.ru.
13 ноября губернатор Борис Дубровский провёл встречу с лидером движения «Стоп ГОК». В ней также приняли участие министры экологии и строительства, руководство Русской медной компании, общественники. 74.ru провёл онлайн-репортаж из резиденции главы региона.