Губернатор Алексей Текслер 5 февраля подписал соглашение с руководством Челябинского электрометаллургического комбината. Документ предусматривает снижение объема выбросов уже в следующем году. Разбираемся, как промышленники хотят этого добиться.
— Мы договорились принципиально сдвинуть мероприятия, связанные с наведением экологического порядка, с 2024-го на 2021 год, — сказал глава региона. — Даже визуально наглядно мы будем видеть, что объемы [выбросов] из трубы ЧЭМК радикально снизятся.
«Всё, что мы видим с вами, проезжая мимо завода, — это в основном электродное производство, поэтому пять миллиардов рублей пойдут на его модернизацию»
По задумке ЧЭМК, самым весомым вкладом станут газоочистные системы электродного производства.
— В этом году будет завершено проектирование, проект делает немецкая фирма, — отметил генеральный директор АО «ЧЭМК» Павел Ходоровский. — Заказ оборудования тоже будет начат в этом году, а в следующем начнется строительство, монтаж и запуск в эксплуатацию. Кроме того, около трех миллиардов рублей заложено на покупку и установку двух плавильных печей с низким зонтом, конструкция которых позволяет газоочистным системам работать с максимальной эффективностью.
«Главное — мы сократили сроки, напряглись, услышали призыв руководства области, сами посмотрели и увидели, что это возможно сделать к концу 2022-го»
В двухстороннем соглашении также говорится, что территорию комбината благоустроят и засадят деревьями. Там же смонтируют два экологических поста, которые впишут в систему общего мониторинга воздуха.
Мы спросили председателя комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимира Бурматова, как он оценивает такое соглашение.
— Значимость таких решений невозможно переоценить, учитывая, что все регионы, которые являются участниками федерального проекта «Чистый воздух», фактически третий год реализуют этот проект без федеральных средств, — сказал депутат. — Это парадоксальная ситуация — проект федеральный, но деньги до регионов не доходят. Мы проголосовали за выделение федеральных средств, я голосовал за это, мы добились, что Челябинск за предыдущие два года должен был получить 5,5 миллиарда рублей на решение экологических проблем. Эти деньги были заложены в бюджете, но Министерство природы не направило ни копейки из этих средств ни в позапрошлом году, ни в прошлом. У нас остается два варианта — либо опустить руки, либо стараться самостоятельно решать эти вопросы. Вот мы видим, что у губернатора самостоятельно решать эти вопросы получается. Я знаю многих губернаторов, которые говорят: «Федеральный центр денег не дает, а что мы можем сделать? У нас с промышленниками не получается договориться».
Лидер региональной экологической фракции «Зелёная Россия» Андрей Талевлин скептически настроен к такого рода соглашениям.
— Такие заявления не первый год делаются, — напомнил он. — В свое время мы пытались понять суть таких соглашений о сокращении выбросов, модернизации, но текст, ссылаясь на разные предлоги, нам никто никогда не предоставлял. Что касается заявлений самих предприятий о вложении средств — таких заявлений очень много. Они считают, что новое оборудование более энергоэффективное, будет меньше выбросов — с одной стороны, наверное, это так. Но проконтролировать эффективность от этих мероприятий оказывается очень сложно, информации никакой нет. Мне кажется, главный критерий здесь — это состояние атмосферного воздуха, водных объектов, а это всё ухудшается.
На прошлой неделе вице-премьер Виктория Абрамченко оценила экологическую ситуацию в городе. А вот мнения читателей 74.RU:
Хотите знать, чем воняет Челябинск? Не пропустите репортаж о первой в городе системе мониторинга качества воздуха.