Глядя на эту хрупкую изящную женщину, сложно заподозрить в ней железную волю и выдержку, которые помогли ей выстроить успешную карьеру в банковской сфере и возглавить региональное подразделение одного из крупнейших российских банков. В интервью сайту ChelFin.ru управляющий РОО банка ВТБ24 в Челябинске Ирина Кудрякова откровенно рассказала о том, что встретило ее на новом месте, и поделилась собственным секретом успеха.
– Признаться, я, узнав о вашем назначении на должность управляющего региональным отделением ВТБ24, несмотря на то, что знакомы мы далеко не первый год, с интересом прочла биографическую справку. И с удивлением узнала о том, что ваш карьерный путь начался с городского Комитета по делам молодежи. Как сложилось, что вы пришли в банковский бизнес?
– Да, действительно, был в моей жизни такой опыт, правда, достаточно кратковременный. Мы занимались разными интересными проектами, которые сегодня у всех на слуху – в частности, посильно участвовала в организации одних из первых игр региональной лиги КВН, фестиваля «Весна студенческая». Но, повторюсь, это был краткий опыт – чтобы интегрироваться в администрацию, нужно было руководствоваться твердым намерением строить карьеру административного работника, а у меня подобного стремления не было. И когда поступило предложение попробовать силы в банковской сфере, я с радостью откликнулась. Как раз в то время в регионе открывалось представительство нового банка – банка «Столичный». Я прошла по конкурсу, и мне предложили должность консультанта.
– Не смутило, что начинать карьеру в банковском бизнесе придется с самых низов?
– Действительно, это была рядовая должность, но стоит учесть, что в банке через стойку консультантов проходили все клиенты – мы открывали вклады, выдавали пластиковые карты, помогали заполнить кредитные заявки. И многих достойных представителей сегодняшней бизнес-элиты Челябинска я знаю именно с тех пор. В то время «Столичный» действительно был одним из самых прогрессивных банков, своеобразным прототипом современных продвинутых коммерческих банков. На дворе стоял 1996 год, а банк уже выдавал пластиковые карты двух систем при открытии банковского счета. Многих перевели на зарплатные проекты, и часть муниципальных организаций в том числе. По числу вкладчиков занимал 2-е место после Сбербанка – 2 млн человек.
– Но ведь, я полагаю, и Комитет по делам молодежи возник в жизни не случайно? «Комсомолка, спортсменка и, наконец, просто красавица!» – это, наверное, и про вас?
– Одно могу сказать точно – сколько себя помню, была председателем совета дружины, даже в пионерских лагерях. (Смеется.) Я сама из Казахстана, родилась в Кустанае, там и выросла, закончила среднюю школу, а в Челябинск приехала поступать в ЮУрГУ.
– Насколько я помню из биографической справки, вы сделали выбор в пользу технической специальности?
– Да, я инженер-механик по первому образованию. Хотя, признаться, по складу ума я скорее гуманитарий, чем технарь. И в школе легко давались литература, история, английский и ... алгебра – и это странное, на первый взгляд, сочетание любви к точной науке и изящной словесности, возможно, и предопределило в дальнейшем мой путь в банковской сфере. А в юности мной двигало желание просто стать самостоятельной, вырваться из-под родительского крыла в большой город. При этом, конечно, важно было получить образование в хорошем вузе.
– Как вам кажется, техническое образование пригодилось вам в банковской карьере?
– Безусловно. Это и умение анализировать, систематизировать новую информацию, работать с нормативными документами. И умение разложить любую проблему в цифрах и быстро решить, просчитать ее.
– Расскажите, как развивалась ваша карьера в дальнейшем?
– После того как я поработала какое-то время консультантом в СБС-Агро, мне предложили пройти обучение по программе Европейского банка реконструкции и развития, но поработать довелось совсем недолго, поскольку грянул кризис 1998 года, и СБС-Агро свернул бизнес. По той же программе ЕБРР я перешла в Сбербанк – на первых порах ведущим специалистом отдела корпоративного кредитования, затем стала главным специалистом. В то время я задумалась о необходимости получить второе высшее образование и окончила заочное отделение по специальности «финансы и кредит» Уральской академии госслужбы – это уже был осознанный выбор.
– Вероятно, контраст между прогрессивным банком «Столичный» и консервативным Сбербанком был огромен?
– Надо сказать, что Калининское отделение №8544 всегда считалось передовым в сети подразделений банка в регионе. Это был колоссальный опыт, и я до сих пор с большим уважением и благодарностью отношусь к своим прежним руководителям, многому научили в части системной работы с кредитами и клиентами – Наталье Степановне Трухановой в том числе. Около полутора лет проработала в челябинском филиале Росбанка, практически с нуля создав отдел по работе с корпоративными клиентами. И на этом этапе, можно сказать, моя специализация исключительно на корпоративном бизнесе завершилась – поступило новое предложение, которое меня заинтересовало. В то время слово «ритейл» было не слишком на слуху, и розничный бизнес был для банков еще «зоной развития». К тому же я убеждена: нужно постоянно развиваться в профессиональном плане. И, видимо, почувствовала интуитивно, что розничный бизнес – это перспективный сегмент. Тем более что на тот момент мало кто из банков им серьезно занимался – это рассматривалось скорее как приложение к корпоративному блоку. И, кстати, активная экспансия федеральных банков в регионы тоже только начиналась. Филиал ММБ, в который я перешла, был первым региональным подразделением банка, если не принимать в расчет Санкт-Петербург.
Так я, собственно говоря, и перешла в иностранный банк, который впоследствии был переименован в «ЮниКредит Банк» и в котором я проработала шесть с половиной лет. В последний год в зоне моей ответственности было уже шесть региональных офисов – в Челябинске, Миассе, Магнитогорске и в Тюменской области.
– По ощущениям, ММБ еще до того, как он стал «ЮниКредит Банком», был достаточно закрытой структурой. Это так?
– Действительно, на первых порах возникало такое ощущение. Да и розничный бизнес был изначально ориентирован главным образом на сегмент корпоративных состоятельных клиентов. Ориентир на средний и состоятельный сегмент частично сохранился – в банке, к примеру, так и не было создано программ кредитования на покупку автомобилей отечественного производства.
– Вы заметили серьезные отличия иностранных банков – в менталитете, в построении бизнес-процессов?
– Что меня удивило в первое время – это достаточно неформальное общение, незабюрократизированное, и минимум отчетности – практически все, что требовалось, вытягивалось из действующих отчетов. Но в то же время иностранные банки, конечно, отличает взвешенный подход к рискам – это закладывается буквально на уровне подсознания.
– А чем, на ваш взгляд, вызвано то, что сегодня многие иностранные банки закрывают представительства в России?
– Многие – сильно сказано. Скорее те, которые поздно зашли на рынок, попали в кризис и не успели нарастить капитал и сеть. В тоже время доля иностранных кэптивных банков растет – Мерседес-Бенц, Тойота, и др. И конечно влияние оказывает рост доли госбанков в последние годы – конкурировать со столь агрессивными темпами развития сети и роста портфеля розничных ссуд иностранным банкам, конечно, сложно.
– Как показывают исследования, в последние годы доля госбанков растет во всех сегментах, кроме привлечения средств во вклады. На ваш взгляд, это скорее позитивный момент или же это свидетельствует об искривленном пути развития банковского сектора?
– Я оцениваю происходящие изменения конкурентной среды позитивно. Это конкуренция – и она выгодна для потребителя в первую очередь. Жесткая конкуренция предполагает постоянные изменения продуктовой линейки, улучшение уровня обслуживания – госбанки же не стоят на месте, и сегодня они во многом задают стандарты качества и в отношения к клиентам, и в продуктовом наполнении.
– А вас что привлекло в предложении возглавить отделение Банка ВТБ24 в Челябинске в первую очередь?
– Мне всегда была интересна координация больших объемов, динамика. Безусловно, решающую роль сыграло и то, что у банка хорошая репутация как у работодателя, широкое развитие сети офисов на Южном Урале. Ну и для меня лично это был апгрейд, конечно – я получила статус первого лица, к которому стремилась в последнее время.
– Какова сейчас задача №1 в должности управляющего?
– Укрепление позиций ВТБ24 в области, повышение качества обслуживания. В 2013 году в планах рост клиентской базы и прибыли в 1,5 раза.
– Как строится рабочий день управляющего крупным банком?
– Как правило, утро – это оперативное совещание с заместителями, составление планов на день. Затем один или два плановых конференц-call-ов, решение текущих бизнес-вопросов, встречи с клиентами и коллегами. Собеседования с кандидатами на замещение той или иной должности в банке. И, конечно, нужно выделить время, чтобы просмотреть прессу, познакомиться с важнейшими новостями. Еще есть, конечно, и командировки – в Магнитогорск, Миасс, я прошла стажировку в Белгороде и Оренбурге – посмотрела, как организована работа в региональных оперофисах, посетила тренинг по развитию и мотивации персонала. Так что конец года выдался очень насыщенным на события.
– Как коллектив встретил нового управляющего региональным отделением? Вы чувствуете поддержку?
– Безусловно, смена руководителя – это всегда непросто как для самого руководителя, так и для команды. ВТБ24 на Южном Урале – это большой живой организм: 16 офисов, и прочувствовать в моменте всю команду сразу объективно довольно сложно. Сейчас мы знакомимся, присматриваемся друг к другу. Но уже вижу – здесь работают талантливые, профессиональные люди. Во многих я чувствую опору и поддержку, у меня формируется ощущение единой команды.
– А вы поддерживаете отношения с бывшими коллегами, вместе с которыми делали первые шаги в профессии?
– Да, постоянно созваниваемся, обсуждаем свежие изменения в нормативных документах, обращаемся с просьбой рекомендовать нужного специалиста на вакантное место. Мнение коллег всегда интересно выслушать, это позволяет быть в курсе последних тенденций, отслеживать происходящие изменения и, возможно, корректировать стратегию развития.
Знаете, за последние пять лет у нас сложилась тесная дружеская компания – топ-менеджеры из банковской и страховой сферы. Не так давно, на выходных, ездили на Золотой пляж – отмечали прошедшие дни рождения.
– Ежегодно вузы штампуют десятки юристов, экономистов, финансистов – и все равно нередко приходится слышать о том, что в банках региона чувствуется серьезный кадровый голод. Чем, на ваш взгляд, объясняется этот феномен?
– Не секрет, что в последние годы в связи с направленностью банков на сокращение support (поддерживающие продажи службы. – Прим.ред.) и централизацию, все больше ценятся менеджеры по продажам. И эти специалисты действительно нарасхват. А что касается поддержки support'а, бухгалтерских работников, есть даже переизбыток. Еще, конечно, сложно найти грамотного руководителя – причем как линейных руководителей, так и управляющих офисов.
– Банки по-прежнему вынуждены перекупать друг у друга ценных специалистов?
– Да. Но все же в большей степени это характерно для Москвы и Петербурга. В регионах только из-за небольшой прибавки к зарплате специалисты в большинстве случаев менять место работы не готовы. Это должно быть в той или иной мере повышение, карьерный рост: смена должности, круга обязанностей, зоны ответственности. При этом надо сказать, что многие идут на перемены без кардинальных изменений в зарплате – просто понимая, что получают новый толчок к развитию, а потом уже можно обсуждать и возможность повышения заработной платы.
– Как известно, далеко не каждому операционисту суждено дорасти до управляющего. В чем секрет успеха, какие качества помогают построить карьеру в банковском бизнесе?
– Знаете, я никогда не устаю повторять, что мы не спринтеры, а марафонцы. Так что в первую очередь это выдержка, понимание того, что ты пришел в банковский бизнес всерьез и надолго, и даже если сейчас что-то не получается, нужно помнить, что дорогу осилит идущий. И, конечно, руководитель – это тот, кто умеет в стрессовых ситуациях быстро оценивать сложившуюся ситуацию и принимать верные решения. Быть руководителем – это значит в моем понимании осознавать в первую очередь не власть, а всю меру ответственности – за бизнес и за людей.
– Если попытаться определить в двух словах: что для вас работа и какое место она занимает в вашей жизни?
– Хорошо это или нет, но работа всегда была для меня важнейшей частью жизни.
– Как вы снимаете напряжение после рабочего дня?
– Я стараюсь так организовать свой день, чтобы оставалось время на спорт. Это отлично снимает стресс и усталость. У меня есть персональный тренер – занимаюсь пилатесом, иногда по вечерам играю в большой теннис. Удовольствие доставляет заниматься английским языком – в «Камелоте» у меня учитель-носитель языка, но в последнее время некогда.
– Вам бы хотелось, чтобы ваш сын пошел по вашим стопам и стал финансистом?
– Сейчас он учится на экономиста в ЮУрГУ. Надо сказать, он хорошо владеет иностранными языками – английским свободно, начальным французским, немецким. Какой путь он выберет в жизни – я пока не знаю. Планирует продолжить образование за границей. В первый раз он уехал на учебу в Австралию, когда ему было только 12 лет, дважды ездил в Англию. Он очень легкий на подъем, общительный, легко приспосабливается к новой среде.
– А вам никогда не хотелось переехать в Москву, где ритм жизни более стремительный, и карьерные возможности шире?
– Нет. Определенно нет. Это город, не предназначенный для жизни. С учетом сумасшедшего трафика времени, которое москвичи ежедневно тратят в пробках, чтобы добраться до офиса и обратно домой, работа занимает весь день без остатка – остается лишь пара часов на сон. Петербург более подходит мне по темпераменту, и я там часто бываю – там живут мои близкие родственники.
– Ваш рецепт идеального выходного дня?
– Максимально уклониться от любых дел – даже поход к косметологу или парикмахеру лучше постараться уместить в свободный будний вечер, а выходные оставить на общение с друзьями и близкими и на то, чтобы побыть в тишине, наедине с собой. Желательно, конечно, выбраться за город, на свежий воздух, чтобы получить заряд позитива, драйва, переключиться с рабочего ритма. Я очень люблю уральскую природу, и хотя довольно часто приходится слышать вопросы про челябинский воздух и экологический фон, я считаю, что у нас красивейшие места, настоящие природные заповедники. Где еще найдешь край трех тысяч озер? Выходные я часто провожу на Увильдах. Это место силы, с особенной атмосферой – возвращаюсь обновленной, с запасом позитива.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА