Более 1000 жалоб южноуральских налогоплательщиков рассмотрено Управлением федеральной налоговой службы по Челябинской области в прошлом году. По словам начальника отдела по досудебному урегулированию налоговых споров Татьяны Федорец, поток жалоб вырос на 3%, при этом удовлетворены около трети обращений на сумму 600 млн рублей. «Это начисления по налоговым проверкам, задолженности физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые были сделаны инспекцией необосновано», – поясняет Татьяна Федорец.
«Граждане, не согласные с действиями или решениями налоговых органов, имеют право в досудебном порядке обжаловать их», – напоминает начальник отдела работы с налогоплательщиками Павел Логинов. Челябинцы обращаются с жалобами на неправильно начисленные налоги гораздо реже, чем организации и предприниматели – по словам Татьяны Федорец, в основном жалобы касаются сумм, начисленных на доходы физических лиц, социальных и имущественных вычетов.
Представители налоговой инспекции призывают граждан не доводить дело до судебных разбирательств. Во-первых, это даст возможность урегулировать проблему в более короткие сроки (жалоба рассматривает месяц-полтора), а во-вторых, отпадает необходимость оплаты госпошлины.
Как поясняет Татьяна Федорец, налоговое законодательство предполагает два порядка обжалования – апелляционный и обычный. В первом случае обжалуется решение налоговой инспекции, которое не вступило в законную силу – в течение 10 рабочих дней. Если жалоба поступает в это время, то налоговая не проводит меры по принудительному взысканию доначисленных платежей. По истечении десяти дней решение можно обжаловать в течение года.
«Мы слышим и понимаем доводы налогоплательщков, не боимся критики и стремимся исправлять ошибки», – говорит Павел Логинов, отмечая, что ведомство активно занимается информированием налогоплательщиков об их праве на обжалование. К тому же, по его словам, в этом году на официальном сайте УФНС по Челябинской области начал действовать новый сервис «Узнай о жалобе». Этот сервис позволяет отслеживать процесс рассмотрения жалобы и избавляет от необходимости звонков в налоговую.