Два года назад Мария устроилась на работу в небольшую фирму. Будучи молодым специалистом и остро не нуждаясь в деньгах, она была готова работать только ради получения опыта и трудового стажа. С руководством фирмы девушка договорилась, что не претендует на зарплату – ей достаточного того, чтобы фирма официально трудоустроила ее и отчисляла минимальные страховые взносы. Получив необходимый опыт, Мария нашла себе другое место с достойной зарплатой. Но при увольнении выяснилось, что все это время ее трудовая книжка пролежала неоформленной в сейфе организации, и соблюдать условия договоренности руководство не собиралось. О том, может ли Мария добиться признания трудового стажа и каким образом это сделать, рассказывают эксперты ChelFin.ru.
Олег Росляков, юрист по трудовому праву юридической компании «Версаль»: «Согласно ст. 16 Трудового кодекса России, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допуска работника к исполнению функциональных обязанностей с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Таким образом, отсутствие трудового договора не свидетельствует об отсутствии трудовых отношений.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя либо его представителя. При фактическом допуске человека к исполнению функциональных обязанностей работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней с этого момента и издать приказ (распоряжение) о приеме сотрудника.
Сегодня трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность и стаж работника. В нее вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении, а также основания прекращения трудового договора и сведения о наградах за успехи в работе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Трудового кодекса России работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней (в случае, если работа в данной организации является для работника основной). Возврат трудовой книжки без внесения сведений о приеме на работу является незаконным.
В ситуации, когда работодатель не заключает с работником трудовой договор и не вносит в трудовую книжку соответствующие записи, а также не делает страховых отчислений, необходимо обратиться в суд с иском к работодателю со следующими требованиями:
признать факт наличия трудовых отношений с работодателем за определенный период;
обязать работодателя внести в трудовую книжку запись о приеме на работу и увольнении;
обязать работодателя произвести платежи по страховым взносам за период трудовой деятельности, возложить на него обязанность предоставления сведений в Пенсионный фонд о работнике в соответствии с федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
выплатить компенсацию морального вреда.
Следует учитывать, что доказать факт трудовых отношений с работодателем должен сам работник. Решающее значение имеют доказательства, свидетельствующие о том, что трудовые отношения возникли в определенный промежуток времени – к ним относятся показания свидетелей, акты выполненных работ, платежные документы, подтверждающие получение денег от работодателя, и другие.
Срок предъявления таких требований – три месяца с того момента, когда работник узнал о нарушении своих прав. При обращении в прокуратуру и трудовую инспекцию трехмесячный срок для обращения в суд не пресекается. Поэтому рекомендую не дожидаться решения по вашей жалобе из трудовой инспекции и прокуратуры, а сразу обращаться в суд за восстановлением нарушенных прав».
Игорь Васильев, начальник отдела информационно-правовой деятельности Государственной инспекции труда в Челябинской области: «Из истории Марии следует, что два года она работала без письменного оформления трудовых отношений. При этом, согласно трудовому законодательству, она имеет право на заключение трудового договора с даты, когда фактически приступила к работе. С этой же даты ей обязаны оформить трудовую книжку.
Однако Мария допустила большую ошибку, поверив работодателю на слово и не подписав необходимые документы сразу. Есть много примеров, когда никто не может помочь работникам, письменно не заключившим трудовой договор. Даже если трудовой договор формальный и не содержит всех обязательных условий – это все равно документ, с которым впоследствии можно обратиться в Государственную инспекцию труда. Госинспектор, в свою очередь, обяжет работодателя исполнить данный трудовой договор, внести в трудовую книжку необходимые сведения и выплатить зарплату.
В тех же случаях, когда письменный договор не заключался, работникам, которые столкнусь с подобной ситуацией, советую не откладывать эту проблему в долгий ящик. Нужно собрать все имеющиеся документы, подтверждающие выполнение трудовых обязанностей, привлекать свидетелей и подавать исковое заявление в суд для установления в судебном порядке трудовых отношений.
К сожалению, российское законодательство не предусматривает установление факта трудовых отношений самой инспекцией труда – таких полномочий у инспекции нет. Только после установления судом факта трудовых отношений с Марией она сможет обратиться в инспекцию труда или в прокуратуру за защитой».
Анна Плесовских, руководитель отдела маркетинга кадрового холдинга «АНКОР»: «В случае, если работодатель не соблюдает трудовое законодательство, стоит поискать другое место работы – такое, где трудовые отношения будут закреплены соответствующим документом, а сотрудник будет чувствовать себя комфортно. Особенно соискателя должны насторожить моменты, когда работодатель говорит, что он оформит отношения только по прошествии какого-либо срока, либо вовсе не станет этого делать.
Также стоит задуматься, если длительная стажировка не оплачивается либо представители компании не готовы отвечать на точные вопросы и в принципе вести подробную беседу о себе (вопросы о зарплате, оформлении на работу, социальных гарантиях). В случае же, если работник изначально не подписал трудового договора с компанией, вряд ли получится получить какую-либо компенсацию. Поэтому для того, чтобы обезопасить себя в будущем от недобросовестного работодателя, стоит всегда заключать с ним трудовой договор, в котором обязательно будут прописаны все условия и размер фиксированной зарплаты».
Ольга, корреспондент одного из региональных изданий: «На третьем курсе университета меня пригласили поработать над созданием нового журнала для женщин за рулем. Руководство издательского дома, выпускающего журнал, обещало официальное трудоустройство и возможность получать хоть небольшую, но стабильную зарплату. К этому времени я уже успела получить определенный опыт в профессии, проработав два года в районной газете и год в рекламно-информационном журнале. Этот стаж, кстати говоря, был зафиксирован в трудовой книжке.
В первый же день я принесла необходимые документы для трудоустройства и с головой окунулась в новый проект. Честно признаюсь, в то время я жила с родителями и зарабатывание денег не было самоцелью, поэтому то, что в конце каждого месяца руководство не выплачивало обещанную зарплату, меня не беспокоило. У редактора всегда находились разумные отговорки на этот счет: «Сейчас нет денег, мы только раскручиваемся», «Не переживай, мы все помним и зарплата обязательно будет» и все в подобном духе.
Я же после учебы мчалась на работу, где сидела до позднего вечера (иногда без выходных), готовя к выпуску очередной номер журнала – настолько меня увлекал творческий процесс. Периодически «заботливое» руководство подкидывало мне какие-то деньги, а я не возмущалась – мне же обещали оформить трудовую книжку, и мой стаж не прервется.
Так пролетел почти год. Мне предложили работу в крупном печатном издании, от которой я просто не могла отказаться. Решила уволиться из журнала и забрать все документы. Однако, когда я сообщила о своем желании руководству, началось что-то непонятное. Директор ИД (она же редактор, фотограф и менеджер по рекламе по совместительству) постоянно увиливала от ответа и не могла точно сказать, где находится моя трудовая.
В итоге оказалось, что за время моей работы они так и не оформили документы. Страховых отчислений, соответственно, тоже не было. Впрочем, как и обещанной зарплаты. При этом трудовую книжку под разными предлогами мне не отдавали еще в течение двух недель.
Наконец-то осознав, что в такой ситуации почти целый год работы окажется неучтенным, я собрала все экземпляры журналов, где в выходных данных и под каждой статьей стояла моя фамилия, приложила все имеющиеся у меня квитки о редких выплатах и написала заявление в трудовую инспекцию с просьбой провести проверку по данному факту.
Инспекция, как говорится, нагрянула к работодателю внезапно. Как потом выяснилось, там были выявлены огромные нарушения, в том числе и при оформлении других сотрудников. Мой же пакет документов сиротливо лежал в сейфе. Его, как видно, и не думали использовать по назначению.
После проверки руководство ИД задним числом заключило со мной трудовой договор и внесло необходимые сведения в трудовую книжку, сделав все отчисления в страховые фонды. Скажу больше, видимо, директора ИД обязали не только оформить все документы как полагается, но и выплатить мне зарплату. Бухгалтерия долго считала гонорары за каждую статью и в итоге выдала на руки аж 500 рублей. Сказали, что будут должны еще столько же (больше наличности в кассе не было) и отдадут через неделю. Такая смешная сумма за все время моей работы получилась неслучайно – оказывается, все внесенные редактором правки перед публикацией материалов автоматически снижали стоимость моего труда, причем в разы.
Понятно, что оставшийся долг недобросовестного работодателя ко мне так и не вернулся – деньги в кассе так и не появились, а руководство издательского дома вскоре переключилось на туристический бизнес».