Визит Виктора Христенко вызвал немалый ажиотаж среди высокопоставленных челябинцев: чего только стоил переполненный зал ЮУрГУ, в котором политик выступал с публичной лекцией. А ведь гость всего лишь поделился опытом управленческой деятельности, рассказал о проектах, которыми занимался на самых высоких государственных постах, например, о реформе межбюджетных отношений и переговорах с Евросоюзом. Однако, занявшие первые ряды челябинские VIP внимали каждому его слову, а некоторые, в том числе Юрий Фишер, и вовсе не отступали от знаменитого земляка ни на шаг. Виктор Христенко оказался на удивление открыт для вопросов как слушателей, которых интересовали глобальные темы (к примеру, судьба российской оборонки), так и журналистов, пытавшихся разузнать подробности о его карьерных планах. Однако громкие заявления если и делал, то только за закрытыми дверями.
Взлом мозга
Официально визит главы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктора Христенко на малую родину начался с публичной лекции в ЮУрГУ, на которую пришли не только студенты и преподаватели вуза, но и известные в городе бизнесмены и чиновники. Места в первых рядах заняли Александр Федоров, Марк Лейвиков, Юрий Фишер, Алексей Овакимян, Александр Гончаров и другие представители бизнес-элиты. При этом необъяснимый интерес выступление Виктора Христенко вызвало и у рядовых челябинцев. Большой зал университета был переполнен, жаждущие послушать лекцию «Опыт управления крупными системами» стояли в проходах. Свое выступление бывший министр промышленности и торговли РФ и нынешний председатель коллегии Евразийской экономической комиссии начал с ностальгического «камбэка».
«Все начиналось здесь, в ЮУрГУ, в лаборатории деловых игр, которая стала для нас исходной отправной точкой», – напомнил Христенко, имея в виду не только себя, но и свою команду, состоящую из выходцев из Челябинской области. При этих словах ректор ЮУрГУ Александр Шестаков, сидящий на сцене, одобрительно улыбнулся.
Воспоминания приобрели более личный оттенок, когда Виктор Христенко рассказал о своей встрече с известным ученым, автором методологии управления Георгием Щедровицким: «Его семинар в 82-м году в Одессе взломал мне мозг... После такого все, что ты делал и как ты это делал, кажется уже не вполне соответствующим лучшим представлениям. Так что вначале, после этой встречи, я говорил «ну за что мне такое наказание встретить этого человека?», а потом, когда он уже приехал сюда, в Челябинск, признался «я ждал этого всю сознательную жизнь».
Велосипед развития
После презентации восьмитомного труда – хрестоматии «Методическая школа управления», которой можно пользоваться и в виде электронного приложения, Христенко пообещал рассказать об этапах собственной управленческой карьеры (один из немногих, кто успел поработать при девяти премьер-министрах России – Прим. авт.). В первую очередь он вспомнил о реформировании системы межбюджетных отношений в конце 90-х годов. «Я не знаю более интересного и конфликтного проекта. Регионы и федеральный центр, имея подчас абсолютно противоположные интересы и позиции, пытались выстроить взаимоотношения по самой чувствительной из инфраструктур – бюджетно-финансовой. Пытались выстроить так, чтобы в этой системе не было тромбов, чтобы она не нарушала целостность страны, общие принципы, – рассказал Виктор Христенко. – По количеству игроков это безусловно, самый интересный проект».
Вслед за тем перешел к разработке энергетической стратегии, которой он занимался на посту вице-премьера. «Первый, пожалуй, системный документ, который вобрал в себя совокупность чрезвычайно важных уникальных элементов. Работа над такого рода вещами всегда строилась по принципу построения больших проектов, по схеме велосипеда развития. Первое, что требуется от любого управленца, – это попытаться точно описать объект, с которым приходится работать. Второй момент, над которым стоит задуматься, – что будет с этим объектом, если будет происходить то, что происходит, ровно в тех же тенденциях и трендах. Но важнее всего сформулировать, что бы ты хотел, чтобы происходило с этим объектом», – поделился Виктор Христенко принципами управленца.
Большой русский газовый медведь
В начале двухтысячных годов первый вице-премьер Христенко отвечал за взаимоотношения по экономическому блоку с Евросоюзом. «Мы вели переговоры с тогдашним комиссаром ЕС по внешней политике Крисом Паттоном. В какой-то момент я предложил Крису: «Давай поменяемся папками. Я знаю, что у тебя написано, ты знаешь, что у меня. Я знаю, что у тебя написано, как отвечать на мои вопросы. Ты знаешь, что у меня написано, как отвечать на твои вопросы. Давай поменяемся и не будем тратить на это время», – поделился воспоминаниями Виктор Христенко.
По его словам, среди традиционных тем были вопросы вроде того, «что мы будем делать с допуском на русский рынок финских яиц», а в ответ звучало, «а что тогда будем делать со шкурками рыси?». Понятно, что «важность» вопросов была сомнительной, и толку от них не было. «Тогда мы решили убрать эти папки со стола и попытаться понять, что мы вообще делаем и для чего все это. И это стало началом формулирования большого проекта под названием «ВТО плюс свободная торговля», – пояснил Виктор Христенко. – Мы пытались мечтать о том, какими должны быть отношения России и Европейского Союза, и что же мы сможем из этого построить. В результате появились разные пространства для диалогов, в том числе и энергетический диалог. Для Евросоюза это было то, чего надо было избежать. Он зависим от этого большого русского газового медведя, и от этого надо как-то избавляться».
В итоге стороны договорились о том, что надо формировать единый энергорынок, который будет руководствоваться едиными нормами, регулируемыми из единого центра. «Конечно, это был фантастический проект, который мог бы очень продвинуть историю взаимоотношений и повлиять на взаимодействие больших систем. Но в 2004 году произошла перезагрузка Еврокомиссии. А сейчас наши отношения с Евросоюзом даже не на уровне 2004 года», – добавил Христенко.
Политическая ангажированность
После часовой лекции Виктор Христенко призвал зал к диалогу и терпеливо отвечал на все звучавшие из зала мнения и вопросы. Студенческую аудиторию в первую очередь интересовало, как выпускнику челябинского вуза удалось войти в политическую элиту страны, проще говоря, как он стал тем, кем стал. Улыбнувшись, Христенко ответил, что его достижения были скорее вопреки, чем благодаря, так как пробиваться в большую политику приходилось без какой-либо поддержки.
«В моем случае элемент политической ангажированности отсутствовал. Хотя я скорее исключение, чем правило, а не системный случай. Для себя, для своих коллег я понимаю только одно – что по большому счету, если бы у нас не было той базы подготовки, с которой мы начинали, если бы мы не бросились, не окунулись в эту жизнь, не стали бы реальными управленцами, а не просто яйцеголовыми ребятами из лаборатории, – отметил он. – Если бы мы на своем управленческом опыте не продемонстрировали, что мы что-то можем, если б мы не наделали столько ошибок, из которых сумели сделать выводы и не повторить их на новых проектах, поверьте, ничего бы не было.
«Часто говорят: «Такой сложный социум, в нем трудно найти себе место, вообще невозможно ничего сделать». Я хочу только сказать: разговаривать на эту тему – это одна история, делать что-то в этой ситуации, отвечать за свои действия – другая. Мы делали, отвечали, и, если что-то не так, судите!», – разразился он целым монологом.
Слушателей интересовали и более приземленные темы, например, постоянно растущие цены на энергоносители. На вопрос о регулировании тарифов естественных монополий, прозвучавший из зала, Виктор Христенко ответил, что замораживание тарифов не может быть государственной целью. По его мнению, проблема заключается в отсутствии стратегии развития ЖКХ.
«У нас нет понимания того, как эта система должна трансформироваться. Сейчас это такой заповедник проблем. Если чего-то страшно касаться, то заповедник, а там когда-нибудь руки дойдут. Но, как показывает практика, заповедники проблем часто становятся могильниками. Пока в стране отсутствует четкая, ясная линия по развитию жилищно-коммунального комплекса, ситуация с тарифами не изменится».
Рассуждая о том, что многие российские компании, в том числе из Челябинской области, уходят под юрисдикцию Казахстана, Христенко заметил, что система администрирования на территории Казахстана менее затратна и более эффективна, чем в России. «Наверное, такая ситуация хороша для того, чтобы, окрепнув, эти компании «достраивались» на российском поле», – сказал он.
О своих назначениях узнавал последним
Журналистов, ожидающих выхода Виктора Христенко возле зала, интересовало, куда целеустремленный челябинец, перемещающийся с одной высокой должности на другую, устремится в будущем. Однако искушенный политик с легкостью «отбил» хитроумно закрученный вопрос. «Масштаб Евразийского экономического союза столь серьезен, что, дай Бог, хватило бы сил для того, чтобы эффективно поучаствовать в этом проекте. Вообще же я никогда по жизни не программировал свое позиционирование на тех или иных должностях. Все эти должности на меня в большей степени сваливались, – заметил Христенко. – Как правило, о своих назначениях я узнавал последним».
Решал свои задачи
На следующий день известный гость побывал на отчетно-выборной конференции челябинского отделения Союза промышленников и предпринимателей, приуроченной к 20-летию организации. Виктор Христенко, занимавший в 1993 году пост вице-губернатора Челябинской области и стоявший у истоков создания СПП, вспомнил, «что тогда собрались вместе более сотни людей – от «красных директоров» до кооператоров, готовых нести риски и ответственность». «Это была персональная организация, каждый за все отвечал лично! Время было тяжелое и предпринимались искренние попытки найти ответы на фантастически трудные для того периода вызовы: были созданы бартерная ассоциация и клиринговая палата. Это был первый опыт партнерства и деления рисков между властью и бизнесом», – рассказал Христенко. Однако ролью «свадебного генерала» он не ограничился, успев за закрытыми дверями пообщаться с губернатором Михаилом Юревичем.
По мнению экспертов, не стоит искать тайную подоплеку в действиях Христенко в Челябинске. По словам председателя ЧРО «Деловая Россия» Константина Захарова, визит в день памяти отца стал публичным из-за праздничного съезда СПП. «Я не согласен с теми, кто ищет двойное или тройное дно в этом визите. Он традиционно приезжает в начале апреля, а в этом году принял участие в юбилейном съезде СПП», – сказал Константин Захаров. По мнению челябинского политика, Христенко мог бы помочь родному региону, «втянув» его в глобальный проект. «Выходец из Челябинской области, который здесь получил путевку в жизнь, в какой-то степени символизирует наш регион, тот уровень образования, который можно тут получить. Думаю, что он мог бы стать локомотивом для проектов, которые бы принесли пользу как в масштабах региона, так и в масштабах Евразийского союза. В частности, мы прорабатываем проект конбурации Челябинск–Екатеринбург, который дал бы колоссальный эффект для развития страны», – рассказал Захаров.
Политолог Андрей Лавров считает, что Христенко во время своего визита решал задачи, стоящие перед ним, как перед главой Евразийского экономического союза. «Относительно того, что Христенко приедет и сделает какие-то оргвыводы – это была изначально «надутая» идея. На самом деле все довольно просто. Он возглавляет ЕврАзЭс, а Челябинская область очень важна для евразийского союза. Основной вопрос – это сотрудничество с Казахстаном, как по таможенным соглашениям, так и по вопросу переработки урана на «Маяке». Христенко всегда занимался в первую очередь стратегическими вещами, то, что он делает направлено не на сегодняшний момент, а в будущее. Тем более когда стало понятно, что губернатор у нас всерьез и надолго и переговоры надо вести именно с ним», – рассуждает Андрей Лавров.
Фото: Фото с сайта Gubernator74.ru