Штрафы до 700 тысяч рублей угрожают аудиторам за нарушение профессиональной этики. Соответствующие поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП) разработали крупнейшие аудиторские компании России. Представители региональных аудиторских фирм считают, что законопроект направлен против них. И в случае принятия поправок пострадают не только индивидуалы и небольшие аудиторские компании, но и клиенты, поскольку монополизация рынка со стороны больших игроков приведет к росту цен на аудиторские услуги.
Согласно документу, для аудиторских компаний и их руководителей штраф не может быть меньше 50 тысяч рублей, для индивидуалов – меньше 25 тысяч. Максимальный штраф установлен в размере 700 тысяч рублей. Определять вину будет не суд, а саморегулируемые организации (СРО). Поправки, которые готовились больше года, разрабатывали крупнейшие аудиторские компании России – PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young и KPMG (так называемая «большая четверка»), а также Grant Thornton и BDO.
Сейчас какие-либо штрафы для аудиторов на законодательном уровне не установлены. «Возможность наложения штрафов со стороны СРО предусмотрена статьей 20 Закона «Об аудиторской деятельности», но порядок наложения и размер штрафов в законе не определен, – говорит генеральный директор ГК «ВнешЭкономАудит» Светлана Киселева. – Я не знаю прецедентов наложения каких-либо крупных штрафов. Насколько мне известно, они не превышают десять тысяч рублей». Впрочем, как отмечает эксперт, существуют альтернативные меры дисциплинарного воздействия на аудиторов: «На мой взгляд, даже более суровые, чем штрафы – это решение о приостановлении членства в СРО или об исключении из членства». Светлана Киселева ставит знак равенства между введением штрафов и банкротством мелких аудиторских фирм. «Согласно прошлогоднему рейтингу аудиторских фирм Челябинска, только у десяти компаний выручка превысила два миллиона. А у остальных какая выручка? Мы столько за год не зарабатываем, сколько с нас штрафов хотят брать», – говорит эксперт.
Как заявил в беседе с РБК daily председатель исполкома Межрегионального профсоюза аудиторов и бухгалтеров Леонид Блинков, российский рынок аудита находится даже не в стагнации, а в глубоком кризисе. «Судите сами: в 2008–2012 годах рынок аудита вырос всего на 1,3 процента, и то в основном за счет деятельности «большой четверки», – уточнил он. – Число аудиторских фирм снизилось с 8,5 тысячи до 4,5 тысячи, число аудиторов – с 35 тысяч до 23 тысяч». По оценке Блинкова, только за последние два года аудиторы потеряли пятую часть своих клиентов (около 18 тысяч организаций), при этом все 400 крупнейших компаний страны являются клиентами «большой четверки». Как считает Леонид Блинков, крупные компании лоббируют установление огромных штрафов как альтернативу уголовному наказанию. «Малым компаниям уголовное наказание вряд ли грозит: нас по-прежнему не допускают до крупных проектов, а вот большой четверке есть чего бояться», – говорит Блинков и напоминает, как PricewaterhouseCoopers впервые в российской истории отозвала свои аудиторские заключения по отчетности ЮКОСа за несколько лет, как только у того начались проблемы с законом.
Генеральный директор ЗАО «Аудит-Классик» Татьяна Севастьянова убеждена, что введение штрафов породит множество споров, которые придется решать в суде, и времени заниматься собственно аудитом уже и не останется. «Поэтому, думаю, штрафы – излишняя мера, – говорит она. – Тем более сам состав правонарушений довольно размытый. Федеральные стандарты аудиторской деятельности и тем более Кодекс этики аудиторов не содержат четких инструкций или правил, много вопросов отдано на профессиональное суждение аудитора». Вызывает сомнения и практическая реализация процедуры наложения штрафов. Игроки рынка считают, что определить вину аудитора, за которую предлагается налагать штрафы, будет очень сложно. Поэтому, скорее всего, будут и злоупотребления на этой почве.
Впрочем, есть мнение, что нововведения пойдут на пользу как аудиторскому сообществу, так и их клиентам. «Наличие в законодательстве абстрактной ответственности не защищает компании от недобросовестных действий аудиторов и способствует появлению на рынке непрофессиональных игроков, которые подрывают доверие к профессии в целом, – считает управляющий консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольга Попова. – Это касается не только аудиторского сообщества, но и, в частности, юристов».
Ольга Попова обращает внимание на то, что ответственность вводится за действительно серьезные нарушения: разглашение аудиторской тайны, выдачу заведомо ложного аудиторского заключения, нарушение стандартов аудиторской деятельности, невыполнение выданных СРО предписаний, нарушение правил независимости аудиторов или норм профессиональной этики. «За такие нарушения и ответственность должна быть соразмерная, в противном случае она просто не будет работать», – считает эксперт. А что касается положения, согласно которому вину будет определять СРО, то его, по мнению Ольги Поповой, можно трактовать в пользу аудиторов. «На практике, сталкиваясь с другими СРО, например, арбитражных управляющих, мы часто видим, что профессиональное объединение встает на сторону своего члена», – говорит она.
По мнению директора аудиторской консалтинговой фирмы «ФИН-АУДИТ» Татьяны Ольховатской, прежде чем наказывать рублем аудиторов, необходимо установить санкции для компаний-уклонистов. «Штрафовать надо не аудиторские компании, а бизнес, который игнорирует обязательный аудит, – считает эксперт. – В одной компании мне в лицо смеялись, заявляя: «Зачем нам лишние траты, если никакой ответственности не предусмотрено?» Но послушайте, у вас много проблем, давайте вместе их решать... Ни в какую». Татьяна Ольховатская соглашается с тем, что как раз «большая четверка» могла бы – теоретически – пролоббировать такую идею на уровне правительства. Но крупные компании в этом не заинтересованы. «От них же клиенты не отказываются, проблема уклонистов – это «болячка» мелкого аудиторского бизнеса, – говорит директор. – Но мы ведь тоже неплохие помощники для государства, заставляем исправно платить налоги. И к нам следовало бы относиться соответствующим образом».
Меры ответственности СРО будут применять самостоятельно. Правда, их решения могут быть обжалованы в суде.
Как считает Ольга Попова, реакция аудиторского сообщества в случае введения таких поправок должна быть положительной, и серьезные компании поддержат эту инициативу. «Аудиторы с большой буквы и так держат марку, не допуская подобных нарушений, а их потенциальным клиентам будет проще принимать решение о заключении договора», – говорит Попова.
Но сами аудиторы не видят поводов для оптимизма. «Это будет вечный дамоклов меч, означающий угрозу если не закрытия фирмы, то как минимум нервотрепки», – считает Татьяна Севастьянова. Похожие мысли озвучивает и Светлана Киселева: «Пострадают не только аудиторы, но и клиенты, так как монополизация рынка со стороны больших игроков приведет к росту цен на аудиторские услуги. Кроме того, с введением штрафных санкций будет очень сложно «договориться» с аудиторами о «нужном» заключении – видимо, на это и направлены старания инициаторов». Эксперт прогнозирует уход аудиторов из профессии, закрытие мелких фирм, «сворачивание» аудиторских направлений... Но резюмирует на оптимистичной ноте: «Мы, аудиторы, народ живучий и гибкий, умеем подстраиваться под любые условия».
Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА