Чем ближе второе чтение поправок в Закон об ОСАГО, тем выше накал дискуссий вокруг «автогражданки». Не стал исключением и состоявшийся недавно форум «Будущее страхового рынка».
Выступившие на нем представители ведущих страховых компаний с тревогой говорили о том, что ситуация на рынке ОСАГО становится критической. Этому способствуют негативные тенденции в экономике, инфляция, рост цен на нормо-часы и детали при сохраняющемся неизменным уже 10 лет тарифе, а также целый ряд других факторов.
По оценкам авторитетного рейтингового агентства «Эксперта РА», убыточность ОСАГО с учетом выплат по суду, судебных издержек и штрафов по итогам 1-го полугодия уже достигла 72%. В некоторых регионах этот показатель вплотную подошел к отметке 100% или даже перевалил за нее. В результате только в ноябре сразу две компании – «Метротон» и СК «Россия» – лишились лицензий на ОСАГО. А по их обязательствам перед клиентами придется расплачиваться Российскому союзу автостраховщиков из компенсационного фонда.
Понятно, что изменения назрели. И, анализируя блок предложений по модернизации ОСАГО, специалисты согласны, что одна из поправок точно может изменить в позитивную сторону взаимоотношения всех участников процесса ОСАГО.
Отсутствие альтернативы – тоже благо
Речь идет о введении безальтернативного прямого урегулирования. Оно предполагает, что обращаться за выплатами водители смогут только в компанию, у которой покупали полис ОСАГО, независимо от того, кто является виновником ДТП. То есть в следующем году от выбора страховщика ОСАГО будет зависеть не только покрытие ответственности автомобилиста, но и выплата ему самому. Столь же очевидно, что и отбор страховщика автовладельцу придется делать более тщательно, иначе и за тебя не заплатят, и сам ничего не получишь.
«Мировая практика свидетельствует, что лучше всего урегулирует убытки та компания, в которой вы изначально купили полис. Ведь она заинтересована в сохранении вас как клиента, а значит и в том, чтобы урегулировать ваши убытки максимально качественно, – считает первый заместитель генерального директора компании РОСГОССТРАХ Дмитрий Маркаров. – В 2009 году, когда стали использовать прямое урегулирование, законодатели оставили возможность альтернативного обращения как в свою компанию, так и в компанию виновника ДТП. И это обернулось так называемой «селекцией убытков», когда клиентов всеми правдами и неправдами принуждают обращаться в компанию, где застрахован виновник ДТП, а сами отказываются платить, особенно если речь идет о крупной сумме».
Видимость альтернативы сохраняла дисбаланс на страховом рынке: некоторые компании вкладывались в сервисную инфраструктуру, создавали по всей стране центры урегулирования убытков (у вышеупомянутой компании, например, их около 400 по всей стране), другие, напротив, минимизировали расходы на сервис и «отфутболивали» клиентов. В регионах ряд компаний вообще не имеет возможностей для урегулирования – они не развивают свою сервисную инфраструктуру, а наоборот сокращают расходы из-за нехватки тарифа, идут по пути минимизации количества пунктов урегулирования. Все это бьет в первую очередь по автовладельцам.
Что же изменит в этой ситуации безальтернативное ПВУ?
«Во-первых, будет нанесен удар по ненадежным и безответственным компаниям, – уверен Дмитрий Маркаров. – Как только автомобилист задумается о том, что, выбирая страховщика ОСАГО, он покупает не только покрытие своей ответственности, но и свое собственное урегулирование при ДТП, то в компании, которые «пылесосили» рынок ОСАГО, в том числе незаконно продавая полисы с «бонусами», обратятся только самые неразборчивые клиенты. Так что рано или поздно они вынуждены будут просто «закрыть лавочку».
Во-вторых, это повлечет за собой повышение качества урегулирования убытков у других компаний. «Одно дело – урегулировать убытки «чужих» водителей, которых страховщик видит первый и, возможно, последний раз. И совсем другое дело – обслуживать своего клиента, который, скорее всего, рано или поздно придет не только за ОСАГО, но и за каско, за чем-то еще. Серьезный страховщик дорожит таким клиентом и заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с ним», – уверен топ-менеджер.
В любом случае очевидно, что безальтернативное ПВУ защитит ответственных автомобилистов, которые серьезно будут подходить к выбору страховщика. А от этого выиграют все.
Константин ЕГОРОВ