Экономика Общепиту отбили аппетит

Общепиту отбили аппетит

Малые и средние предприятия общепита лихорадит из-за ограничений в сфере рекламы. Предприниматели просто не знают, что еще можно, а чего уже нельзя, и опасаются прессинга со стороны надзорных органов. На какую рекламу жалуются автомобилисты, существуют ли экологически чистые продукты и выживет ли в новых условиях дистанционная торговля спиртным и сигаретами – об этом чиновники и представители бизнеса поговорили на очередном мероприятии в рамках проекта «Форсайт». Подробности – в материале Chel.ru.

Собрания в рамках проекта «Форсайт» (от англ. foresight, то есть «взгляд в будущее, предвидение») становятся регулярными – недавний мозговой штурм, прошедший в конце января, был уже третьим по счету. Проект проводится под эгидой мэрии, официально заявленная цель – рассмотрение проблем предпринимательства с разных сторон, выработка приоритетов в развитии малого бизнеса. В прошлом году обсуждали темы социального бизнеса и бизнеса в сфере здравоохранения, на очередной диалог с чиновниками пригласили представителей местного рынка общепита.

«Уродство» в законе

Сначала участники обсудили запрет на рекламу конкретных медицинских услуг (Chel.ru недавно писал об этом, так что не будем повторяться), после чего директор пекарни&кондитерской «Ватрушка» Галина Быкова обозначила свою гражданскую позицию, пожаловавшись на засилье наружной рекламы. «Это уродует наш город, – заявила Быкова. – Вы же ездите в Европу, знаете, что там такого нет».

Реплика к общепиту не имела прямого отношения, да и собственно вопроса никакого не прозвучало, но заместитель руководителя Челябинского УФАС России Людмила Галичина взялась прокомментировать. Она напомнила, что порядок размещения наружки утверждается органами местного самоуправления, и сказала, что жалобы челябинцев на рекламу не всегда справедливые. «Если напротив окон вашей квартиры установлена какая-то мигающая рекламная конструкция, и она вам мешает, то это еще не значит, что она размещена незаконно», – сказала Галичина и намекнула, что решением проблемы могут стать толстые портьеры.

Нередко жалуются и автомобилисты – дескать, ночью или в туман светодиодные экраны на обочинах отвлекают и ослепляют водителей. Но даже если заходит речь о таких серьезных вещах, как безопасность дорожного движения, не стоит рассчитывать на мгновенную реакцию со стороны УФАС и надеяться, что установку, которая кому-то вдруг не приглянулась, быстренько снесут. «Потому что должно быть специальное заключение компетентных органов о том, что рекламная конструкция противоречит каким-то нормам. И если мы говорим о светодиодных экранах, то соответствующее заключение может представить только ГИБДД», – пояснила Людмила Галичина.

Никакого превосходства

Поговорили и о других, казалось бы, обыденных вещах – например, о разнице понятий «реклама» и «вывеска» (народ тоже часто интересуется). Так вот, на вывеске могут быть указаны профиль деятельности компании, логотип и наименование товаров, но если добавляются телефоны или адрес сайта, это уже реклама. Что касается использования превосходных степеней, то в рекламе по-прежнему недопустимы фразы со словами: «самый», «лучший», «только», «абсолютный», «первый», «№1», «единственный», «номер 1», «лидер», «главный» и т. д. А заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по Челябинской области Владимир Ефремов озвучил также словосочетание «экологически чистый», которое, похоже, скоро утратит былую популярность. «Вступили в силу техрегламенты Таможенного союза, которые запрещают использовать эту фразу в названиях пищевой продукции. Экологически чистый продукт или грязный – определить это невозможно», – подчеркивает Владимир Ефремов.

«А считается ли рекламой тейбл-тент?» – звучит вопрос из зала. Поскольку не всем присутствующим знаком этот термин (от англ. table-tent, то есть «настольная палатка» – небольшие настольные подставки или держатели для листков с рекламной информацией. – Прим. автора), модератор в нескольких словах дает расшифровку, и представитель УФАС отвечает отрицательно.

Представитель Роспотребнадзора также напоминает, что скоро – с 1 июля 2014 года – вступает в окончательную фазу антитабачный закон, под контроль Роспотребнадзора попадают и предприятия общественного питания. А что касается запрета на рекламу табачных изделий, то он уже действует с середины ноября прошлого года. «В киосках теперь запрещены и выставочные образцы, нельзя, чтобы пачки стояли на виду, – приводит пример Ефремов. – У продавца должно быть сигаретное меню, которое он будет показывать по желанию покупателя».

Проблемная доставка

Реклама кальянов тоже под запретом, и разобраться с новыми правилами очень хотелось бы директору ресторана доставки «Шинто» Тимуру Хамидуллину – он спрашивает, может ли считаться рекламой фотография кальяна на сайте? Резонный интерес, поскольку ресторан является официальным представителем производителя одноразовых кальянов, и фотография товара на сайте вполне уместна. Однако быстро найти ответ не удается. Предпринимателю объясняют: если это официальный сайт производителя или продавца кальянов, то изображение товара – не реклама, а информация для потребителя. А если та же самая фотография будет размещена на сайте, где представлены и другие товары от других продавцов, тогда это звоночек для контролеров. Но загвоздка в том, что «Шинто» продает кальяны в том числе и через агентов, имеющих с этого свой процент. Получается, фотографии товара на сайтах запрещаются? Собеседники приходят к выводу, что нужно внимательно почитать закон, так что вопрос пока остается открытым.

Позже в телефонной беседе Тимур Хамидуллин выразил надежду на то, что партнеры «Шинто» достаточно компетентны и не стали бы рисковать, не убедившись в законности своих действий, поэтому Хамидуллин с большой долей уверенности предполагает, фото кальянов на сайтах партнерских фирм – это все-таки «информация для потребителя».

Вообще с бизнесом на доставке, как выражается Людмила Галичина, «не все просто». «Иногда информация, которая размещена на сайте доставщика, может расцениваться как реклама, – говорит она. – По табаку мы таких дел пока не рассматривали, а по алкоголю – да».

Директор по развитию ресторана «Ричард» Елена Коршукова интересуется, имеет ли смысл организовывать доставку напитков, в том числе алкоголя. «Чтобы наши постоянные клиенты, которых мы знаем уже лет пятнадцать, могли заказать спиртное, – поясняет она. – Это будет в рамках закона?» Судя по комментарию начальника отдела организации торговли и услуг городского управления по торговле и услугам Инны Красильник, лучше этого не делать. «В соответствии с федеральным законом №171 розничная продажа алкоголя через Интернет за-пре-ще-на», – четко выговаривая каждый слог, говорит Красильник и напоминает, что торговля любым спиртным возможна только из стационарных помещений со складами и кассовой техникой.

Реклама, выйди вон!

Пожилой женщине в очках, которая сидит в первом ряду и внимательно прислушивается к каждому слову, наконец представляется возможность выступить. «Нам часто приносят рекламу и оставляют в торговом зале, – жалуется директор кондитерской «Мечта» Нина Козлова. – Руководителя за это будут наказывать?» «Если это запрещенная законом реклама, то вас могут привлечь к ответственности как рекламораспространителя», – отвечает Галичина. «Я в торговый зал выхожу дважды в день, один раз вышла – убрала, а вдруг сразу же опять принесут? Как же за этим уследить?» – переживает женщина. Но, похоже, обсуждать здесь больше нечего.

И в завершение «рекламной» темы форсайта звучит напутствие, которое при наших не всегда понятных и противоречивых законах будет полезным для любого бизнеса: следите.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления