Экономика Банк отобрал у челябинца деньги и бизнес

Банк отобрал у челябинца деньги и бизнес

Челябинец намерен просить защиты от банковского произвола у главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной. По его словам, после того как он внес через банкомат несколько сотен тысяч рублей на счет своей дебетовой карты и потратил часть суммы, банк воспринял эти средства как выданный кредит и сейчас требует вернуть сумму практически в двукратном размере, обосновывая случившееся техническим сбоем в терминале. К конфликту уже подключились коллекторы, грозя жестоко расправиться с семьей пострадавшего челябинца.

Жизнь преуспевающего челябинского предпринимателя Ивана С. (просил не указывать настоящую фамилию. – Прим. ред.) разделилась на до и после в январе 2012 года. Тогда, по его словам, он подошел к ближайшему банкомату «Альфа-Банка» и внес наличные средства на свою дебетовую карту в размере 570 000 рублей. Успешность проведения операции подтвердило СМС-сообщение от банка, а также чек с указанием внесенной суммы. В течение следующих нескольких дней Иван распоряжался внесенными средствами, проводил операции в интернет-банке, перечисляя деньги со счета на счет, в том числе – досрочно погасил действующий кредит в этом банке. Спустя некоторое время Иван попытался снять остаток средств с банковской карты, однако попытки оказались напрасны.

«На экране банкомата было написано, что денежных средств на карте недостаточно, хотя я точно знал, что там должна была остаться определенная сумма, – рассказывает он. – Вечером я открыл интернет-банк и увидел, что на счету карты – минус 570 000 рублей, то есть деньги, которые я сам зачислил несколько дней назад, «Альфа-Банк» почему-то выставил мне в минус. Чек я, конечно же, не сохранил, поскольку и не мог предположить, что такое может произойти», – продолжает Иван и добавляет, что досрочное погашение кредита, которое он произвел с внесенных средств через интернет-банк, кредитная организация также не произвела. Сразу после случившегося обеспокоенный челябинец обратился с претензией к сотрудникам банка и просьбой разобраться в случившемся. В «Альфа-Банке» к требованию клиента отнеслись с недоумением, указав, что деньги он на самом деле не вносил, а снимал в терминале, а положительный баланс на счете вызван «техническими неполадками».

«Во время проведения операций зафиксирован сбой в работе устройства, в результате которого внесенные банкноты возвращались обратно, но при этом происходило успешное зачисление денежных средств на ваш счет», – говорится в официальном ответе «Альфа-Банка» на претензию клиента. По словам Ивана, получить такой вот «кредит» на полмиллиона рублей с дебетовой карты в терминале физически невозможно, однако комментировать этот вопрос клиента сотрудники службы безопасности банка категорически отказываются. «Они меня уверяют, что у меня с банком подписан договор овердрафта. На мою просьбу предоставить мне копию этого договора «Альфа-Банк» выдает отказ. Обращение в службу безопасности банка ни к чему не привело: в ответах даже идет расхождение по суммам», – возмущается собеседник.

Руководитель группы продаж и клиентского обслуживания ОО «Южный Урал» Райффайзанбанка Елена Михайлова объясняет, что в случае несогласия клиента с операцией, проведенной в банкомате, кредитная организация при инкассации банкомата обязана произвести анализ кассовой ленты и пересчет остатков денежных средств в банкомате. Кроме того, сотрудниками службы безопасности просматривается видеозапись, чтобы установить личность клиента и вид совершаемых им операций. «В данной ситуации считаю необходимым анализ остатков денег в банкомате и кассовой ленты, просмотр видеозаписи. Важно, что в официальном ответе банка зафиксировано, что происходило «успешное зачисление средств», а значит, ситуация вызвана техническим сбоем и просто необходимо некоторое время, чтобы восстановить верный баланс по карте», – комментирует действия своих коллег эксперт ChelFin.ru.

Объясняя суть конфликта юрист Игорь Нохрин подчеркивает, что «Альфа-Банк» в одностороннем порядке предоставил челябинцу технический овердрафт (кредит) на сумму ошибочно зачисленных, по мнению банка, денежных средств, а также списал сумму досрочного погашения по действующему кредиту. Собеседник соглашается: пролить свет на обстоятельства злополучного дела могла бы кассовая лента банкомата или видеоматериал с установленной камеры. Однако «Альфа-Банк» наотрез отказывается предоставлять эти доказательства.

«От имени клиента я подал иск к банку с заявлением о признании зачисленными и поступившими денежных средств на расчетный счет, однако суды разных инстанций отказывали, ссылаясь на п. 14.1 договора комплексного обслуживания физических лиц, согласно которому стороны договорились о подсудности возникающих между ними споров в Мещанском районном суде Центрального административного округа Москвы», – продолжает объяснять трудности дела Игорь Нохрин. Иными словами, челябинцу на каждое судебное заседание пришлось бы летать в Москву, потратив на эту крупную сумму из собственного кармана.

«У меня нет возможности регулярно летать в Москву или жить там постоянно, пока длится тяжба с банком. Видимо, банк изначально на такую реакцию с моей стороны и рассчитывал, поэтому мы вынуждены были забрать заявление, зная о том, что по данному вопросу уже не сможем обратиться в суд», – рассказывает Иван и отмечает, что через некоторое время Трактрозаводским судом Челябинска в отношении него заочно вынесено решение, по которому он должен банку около ста тысяч рублей – размер кредита, который он ранее досрочно погашал в интернет-банке с внесенных в терминале средств. В корне не согласный с таким решение суда челябинец решил обжаловать приговор. В результате нового судебного процесса была назначена финансовая экспертиза, которая подтвердила, что на счете было достаточно средств для досрочного погашения действующего в банке кредита. Таким образом, предприниматель выиграл дело и банку пришлось признать досрочное погашение кредита, однако вопрос с «зависшими» 570 000 рублями так и остался не решен.

Стоит сказать, что «Альфа-Банк» в свою очередь также пытался инициировать судебный процесс, обжаловав решение районного суда в областном суде, однако кассацию проиграл. По словам обеспокоенного клиента, судебные издержки в размере 15 000 рублей кредитная организация до сих пор не выплатила, при этом его семья подверглась настоящему прессингу. «Юристы «Альфа-Банка» в открытую говорили, что судиться с такой махиной – бесполезно, что они меня «растопчут» и «раздавят», а компенсации судебных издержек я не дождусь», – вспоминает предприниматель.

По мнению юриста Игоря Нохрина, конфликт жителя Челябинска с «Альфа-Банком» – уникальный случай, ранее юристам не приходилось сталкиваться с такой практикой. «Какой иск следует подавать в случае, когда банк отказывается признать факт внесения наличных через устройство банкомата, при этом не представляет абсолютно никаких доказательств? Какая презумпция должна применяться в подобных ситуациях, другими словами, кто должен доказывать факт внесения денежных средств – банк или клиент, который уже распределил зачисленные денежные средства получателям?» – рассуждает эксперт.

Тем временем, по словам Ивана, в адрес его семьи продолжают поступать угрозы от коллекторов, которые требуют вернуть «Альфа-Банку» 570 000 рублей, а также около 400 тысяч рублей в качестве процентов, набежавших за те два года, что длится тяжба. В противном случае, рассказывает он, ему, его жене и детям грозят физической расправой. Заявление в прокуратуру на противоправные действия коллекторов также пока не принесло желаемых результатов: правохранители не усмотрели признаков состава преступления и отказали в возбуждении уголовного дела.

Тупиковую ситуацию усугубили и действия региональных приставов, которые поспешили арестовать всё имущество предпринимателя и заблокировать его банковские счета, тем самым фактически лишив его возможности вести бизнес.

«Такое могло произойти с каждым: банк под любым предлогом заберет деньги и еще будет требовать их возврата с процентами. Мало того, что я сейчас должен почти миллион рублей, так у меня еще и испорчена кредитная история, нет возможности получить новый кредит, пришлось закрыть свой маленький бизнес, закрыт даже выезд за границу», – жалуется предприниматель и не скрывает, что надеется получить помощь и добиться должной проверки случившегося у главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной. В настоящий момент оказавшийся в безвыходной ситуации челябинец готовит соответствующее обращение. А друзья-бизнесмены и знакомые, резюмирует он, в знак поддержки один за другим отказываются от сотрудничества с банком.

Добавим, на момент подготовки материала получить официальный комментарий от «Альфа-Банка» не удалось.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Почему лучше успеть оформить загранпаспорт до 1 июля и как это сделать — советует юрист
Дмитрий Дерен
адвокат
Мнение
«Поездка со склизкими, трущимися друг о друга телами»: москвич протестировал челябинские автобусы и высказал резкое мнение
Дмитрий Толстошеев
Мнение
«Работа учителя — это ад»: педагог — о причинах своего решения навсегда уйти из профессии
Ирина Васильева
тюменская учительница
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Мнение
«Орут, пристают и чуть ли за руку не хватают»: журналист — о громком скандале Грефа с бомбилами
Александра Бруня
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления