Экономика Госзакупки: сколько стоит гласность

Госзакупки: сколько стоит гласность

В Челябинской области будут проводить общественную экспертизу всех госзакупок на сумму более 500 миллионов рублей. С таким предложением выступил временно исполняющий обязанности губернатора Борис Дубровский. Эта инициатива отвечает требованиям нового закона о федеральной контрактной системе (ФКС), который разрешает регионам разрабатывать собственный механизм общественного контроля. Как эксперты оценивают предложение врио губернатора и что думают о ценовом пороге при обсуждении госзакупок – в материале Chel.ru.

Пора экономить

На мартовском заседании в Заксобрании, когда Борис Дубровский презентовал стратегию социально-экономического развития Южного Урала до 2020 года и отчитывался о работе в должности главы региона, много было сказано об экономии бюджетных средств. Врио губернатора сообщил, в частности, что за время его работы областному правительству удалось сэкономить 600 миллионов рублей – за счет оптимизации расходов. «Начинать надо с себя», – сказал он и посоветовал муниципалитетам брать пример.

Важным шагом в экономии бюджетных денег Дубровский назвал централизацию госзакупок. «Это очень сложная сфера, в которой вращаются миллиарды рублей, дополнительный контроль здесь будет не лишним, – сказал Дубровский. – Первый этап – это централизация закупок на уровне региона. Дальше будем двигаться на муниципальный уровень. У нас есть инициатива: все закупки на сумму свыше 500 миллионов рублей будем проводить только после общественной экспертизы». При этом населению области необходимо включиться в такую работу, обсуждать необходимость этих трат. «Люди вправе участвовать в принятии решения о том, как распределяется общественный продукт, который они зарабатывают. Они хозяева этого продукта», – отметил Дубровский.

Эти высказывания были очень даже в духе Дубровского – вполне адекватный жест нового руководителя области, который пришел (или которого привели) наводить порядок. Он уже напоминал, что экономика должна быть экономной, и его недавнее решение о продаже вертолета Юревича вряд ли кому-то показалось оригинальным. Поэтому интерес со стороны федеральных СМИ, которые поспешили процитировать Дубровского, выглядел немного странно. Ну да, времена непростые, экономить надо. И оптимизация госзакупок необходима, потому что контрактная система далеко не безгрешна. Но разве это не очевидно?

Аукцион по продаже вертолета Bell 429, который был приобретен в 2011 году за счет региональной казны за 289 млн руб., состоится в мае. Первоначальная цена лота – 245 миллионов рублей. Величина повышения начальной цены (шаг аукциона) составит 4,9 млн руб.

Чей контроль жестче?

Общественный контроль за крупными контрактами – идея далеко не новая. Эта система действовала в пилотном режиме с 2012 года. А 1 января 2014 вступили в силу изменения в Федеральный закон №44, по которым каждый контракт свыше одного миллиарда рублей (а в регионах – и более мелкие) должен проходить обязательную процедуру общественных обсуждений. Получается, Дубровский просто еще раз напомнил, что нужно экономить?

«Состояние экономики региона находится в прямой зависимости от эффективности использования бюджетных средств, поэтому такое предложение звучит логично, – говорит руководитель института экономики УрО РАН Сергей Гордеев. – С госзакупками у нас, впрочем, как и в других регионах, серьезные проблемы, и стандартными мерами ситуацию не исправить. Понятно, что сразу навести порядок не получится, но Дубровский как бы подчеркивает, что его требования и подходы будут вдвое жестче, чем того требует закон».

Управляющий консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольга Попова напоминает, что в общественных обсуждениях могут участвовать любые юридические и физические лица, в том числе ИП, а также государственные органы и органы местного самоуправления. «Действительно, по контрактам стоимостью свыше 1 млрд рублей, заключаемым с единственным поставщиком, должно проводиться обязательное общественное обсуждение, – говорит она. – При этом законодатель гибко подошел к этому вопросу: муниципалитетам и субъектам РФ разрешено устанавливать собственные правила. Это означает, что местные власти могут изменить (в сторону уменьшения) минимальную сумму контракта, при которой общественное обсуждение закупок становится обязательным, а также порядок проведения такой экспертизы».

Ниже, еще ниже...

Эксперты одобряют инициативу Дубровского, более того, считают целесообразным еще больше «уронить» ценовой порог. «Закупки на суммы свыше миллиарда рублей в регионах встречаются достаточно редко, поэтому снижение для области порога до 500 миллионов однозначно оправданно, – отмечает директор компании «ПрофКапиталСервис» Сергей Колобов. – Но при такой пороговой сумме скандальная покупка вертолёта для экс-губернатора тоже не попала бы под процедуру общественного обсуждения. Поэтому, думаю, можно было бы и несколько снизить эту сумму. Или же, согласно предоставленному законом праву, определить конкретные виды госзакупок, по которым общественное обсуждение проводилось бы при меньших суммах или независимо от сумм».

Политолог Андрей Лавров называет общественный контроль за госзакупками признаком развития гражданского общества и одобряет возможность снижения ценового порога. «Чиновники начнут «разбивать» контракты на более мелкие части, поэтому чем меньше будет эта сумма, тем лучше», – говорит он.

По данным Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), в 2013 году 40 процентов крупных сделок по государственным и муниципальным заказам прошли с нарушениями. В 38 процентах случаев (88 процедур) были обнаружены признаки ограничения конкуренции, 28 процентов нарушений связаны с неправильным размещением документации, которую публикуют не полностью или с опозданием.

Между тем и чиновники, и эксперты признают, что закон о ФКС, пришедший с 1 января на смену закону о госзакупках, пока работает неэффективно. Основные замечания к новой контрактной системе – отсутствие конкретной информации в документах, необоснованность начальных цен контрактов, избыточные требования к участникам закупок и нереалистичные сроки исполнения контракта. При этом многие заказчики продолжают препятствовать общественному контролю – например, проводят очные общественные обсуждения в местах, которые просто недосягаемы. Так, однажды общественные слушания были назначены на острове Диксон, куда вообще невозможно добраться.

По данным Минэкономразвития РФ, в 2013 году по результатам общественных обсуждений было отменено более 20 закупок, в 30 процентах спорных случаев заказчики внесли изменения в контракты. Количество нарушений во время крупных госзакупок после их общественного обсуждения сократилось во втором полугодии 2013 года вдвое.

По мнению Андрея Лаврова, самый простой способ «вылечить» эту систему – максимальная огласка госзакупок, прежде всего в Сети. «Интернет решит все проблемы, – уверен эксперт. – Если выкладывать информацию о госзакупках в открытый доступ, то и люди посмотрят, и другие желающие побороться за контракт найдутся». Кстати, как отметил недавно аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров, официальный сайт госзакупок работает неудовлетворительно. Регистрация на нем с целью общественного обсуждения занимает более 12 (!) часов, ссылка, которая приходит на почту для ее подтверждения, не открывается. И даже после регистрации проверить госзакупки непросто. Планы-графики не опубликованы у 28 из 106 распорядителей бюджетных средств, а для анализа количественных показателей у 61 из 78 необходим ручной подсчет. Вычленить из существующих графиков миллиардные контракты проблематично, зачастую перепутаны единицы измерения.

Эксперты Открытого правительства в течение апреля намерены исследовать технологические, информационные, организационные проблемы в работе системы общественного обсуждения крупных контрактов. К июню должны быть выработаны конкретные предложения по модернизации этой системы. На Южном Урале вопрос, кто и как будет контролировать закупки, тоже пока остается открытым – Борис Дубровский ждет предложений по организации процесса до 1 мая.

А каково ваше мнение, уважаемые читатели? Будет ли работать новый закон о ФКС, какие госзакупки должны обязательно сопровождаться общественной экспертизой? Редакция Сhel.ru приглашает поучаствовать в онлайн-опросе на эту тему, оставляйте свои комментарии!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
26
ТОП 5
Мнение
«Отношение банков к таким вот Феофанам преступно»: журналист — о новом кредитном законе
Артем Краснов
Мнение
Туфельку верните! Почему «Анора» — не «Золушка» и этот фильм вряд ли вам понравится
Дарья Милославская
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Удар по бюджету и застройщикам? Урбанист высказался о минусах присоединения Западного к Челябинску
Данил Девятов
редактор сообщества «Изнанка Челябинска»
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Рекомендуем
Объявления