ОТП Банк активно развивает сеть отделений на Урале, успешно осваивая новый формат – экспресс-офис. О том, какие изменения ожидают сферу потребительского кредитования и как построить карьеру в банковском бизнесе, рассказал директор филиала «Челябинский» ОТП Банка Сергей Фадеев.
– Сергей Александрович, в последнее время сразу несколько крупных федеральных и уральских банков объявили о закрытии офисов в Челябинске. ОТП Банк, напротив, открывает новые отделения. С чем это связано?
– Действительно, начиная с 2011 года банк активно развивает сеть отделений на Урале – в Кургане, Екатеринбурге, Тюмени – и усиливает присутствие в Челябинске. На сегодняшний момент в регионе открыто уже 21 отделение и останавливаться на этом мы не планируем. Сейчас банк опробует новый формат офисов – экспресс-отделения. Это мини-офисы, в которых предоставляется полный спектр розничных банковских услуг. Мы постарались охватить все районы Челябинска, офисы банка есть не только в центре города, но и отдаленных районах – в Ленинском, Металлургическом, Тракторозаводском и на северо-западе. Обратившись в ближайшее к дому отделение банка, челябинцы могут оформить заявку на кредит, разместить сбережения во вклад, оплатить коммунальные услуги. Специалист банка предоставит полную консультацию по любым программам банка и поможет в выборе наиболее выгодного предложения по кредитованию или размещению средств. Кроме того, подать заявку на получение кредита или кредитной карты, узнать об условиях размещения средств во вклады можно и обратившись к консультантам банка – стойки ОТП Банка есть в пяти крупнейших торгово-развлекательных комплексах города. Разумеется, инвестируя средства в развитие филиальной сети, банк рассчитывает серьезно нарастить размер кредитного портфеля и объемы привлеченных средств населения и организаций, и хотя планы поставлены достаточно амбициозные, результаты первого квартала вселяют уверенность, что они будут достигнуты.
ОТП Банк – до февраля 2008 года Инвестсбербанк – был образован в 1994 году. В 2006 году банк вошел в одну из крупнейших банковских групп Европы – OTP Group. Вместе с новым динамичным брендом ОТП Банк получил доступ к финансовым возможностям и опыту европейского материнского банка, что позволило усилить развитие розничного и корпоративного бизнеса в России. ОТП Банк продолжает устойчивое и динамичное развитие. Филиал в Челябинске – первый на Урале – банк открыл в 2009 году, на сегодняшний день в регионе открыто 21 отделение, в том числе восемь – в Челябинске.
– С прошлого года темпы потребительского кредитования и в стране, и в нашем регионе замедлились. За счет каких программ вы планируете показать заметный прирост?
– Действительно, в потребительском кредитовании прослеживается тенденция к снижению динамики прироста кредитного портфеля. Это связано с тем, что доходы населения растут медленно, а показатель закредитованности довольно высок. С другой стороны, за счет развития потребительского кредитования повысилась доступность дорогостоящих товаров – уже нет необходимости годами копить на желанную покупку. Так что, я думаю, темпы потребительского кредитования снизятся лишь до определенного предела, но в любом случае у людей не исчезнет желание приобрести новую мебель, сделать ремонт, отдохнуть на море – а значит, потребность в потребительских кредитах сохранится.
– Сергей Александрович, как вы оцениваете прогнозы аналитиков о том, что классические кредиты наличными уже совсем скоро исчезнут, поскольку их заменят кредитные карты?
– Действительно, с каждым годом цифры выдачи кредитных карт заметно прирастают, но я убежден, что классические кредиты наличными будут востребованы на протяжении еще долгого времени. В нашем банке, если есть понимание, что заемщик благонадежный, с хорошей кредитной историей, мы предлагаем кредитную карту с предодобренным кредитным лимитом. Ее можно рассматривать как финансовую страховку на разные случаи жизни, в том числе – и от риска возникновения просрочки по кредиту из-за задержки выплаты заработной платы на день-два.
– В свое время ОТП Банк запустил интересную услугу – «мобильный банкир»: агент банка мог оформить заявку на кредит, так сказать, без отрыва от производства. Сейчас это также возможно?
– Да, уральская команда Bank at work – лидер по продуктивности. Мобильные банкиры готовы по первому звонку приехать на предприятие и принять заявку на получение кредита прямо на рабочем месте. Стоит отметить, что в линейке кредитных программ банка есть совершенно разные предложения: и экспресс-кредит по одному документу, и классические потребительские кредиты, и кредиты на приобретение автомобилей и недвижимости. Получив одобрение заявки, которую можно оформить по телефону, на сайте банка или через агента, необходимо приехать в офис банка только для того, чтобы подписать кредитный договор и получить деньги.
Мы не планируем снижать темпы потребительского кредитования: за долгие годы банк накопил огромный опыт, в нашем распоряжении – 20 скоринговых моделей оценки заемщиков, что позволяет применять правильный избирательный подход в кредитовании и избегать слишком высоких рисков.
– Сегодня банки уделяют особое внимание развитию дистанционных сервисов. Подхватил ли этот тренд ОТП Банк?
– Да, банк активно продвигается в этом направлении, перенимая передовой европейский опыт и постоянно совершенствуя систему дистанционного обслуживания клиентов «ОТПдирект». В конце прошлого года в системе появились новые возможности, а приложение для мобильных устройств стало еще более функциональным и удобным.
Банк стремится максимально наполнить «ОТПдирект» удобными и востребованными сервисами, расширить список провайдеров, оптимизировать работу мобильного и интернет-банка. Так, в частности, в мобильном приложении появилась возможность осуществлять перевод другому клиенту ОТП Банка, зная только номер его карты... Можно отправить реквизиты счета для пополнения на свой e-mail, обновлены списки провайдеров услуг, справочник отделений и банкоматов банка, список шаблонов пользователя. Кроме того, теперь вы мгновенно можете оплатить задолженность или пополнить баланс карты любого другого банка со своего счета в ОТП Банке. В интернет-банке тоже произошли изменения: выписка по счету стала нагляднее и удобнее, а нужную транзакцию теперь легко найти по ключевому слову; улучшена навигация по страницам интернет-банка. Надеемся, что все эти изменения помогут нашим клиентам эффективно и своевременно распоряжаться своими средствами. А в апреле этого года банк снизил тарифы по онлайн-переводам в «ОТПдирект». Теперь погасить задолженность по кредитам, кредитным картам или пополнить депозит в другом банке можно с минимальной комиссией – десять рублей за перевод независимо от суммы.
Через сайт Direkt.otpbank.ru можно запросить и сохранить в телефоне наиболее интересные СМС-команды, узнать о доступных поставщиках оплаты услуг, задать вопрос специалисту банка с помощью удобной формы обратной связи, скачать мобильное приложение для смартфона и многое другое. Так что дистанционные сервисы банка постоянно совершенствуются, появляются все новые опции и интересные возможности.
– ОТП Банк традиционно предлагает высокие ставки по вкладам. Какой депозит в линейке банка сейчас пользуется особенной популярностью?
– В мае банк презентовал обновленную линейку депозитов, которая представлена тремя новыми продуктами, а также популярным вкладом со ставкой 10,5% годовых «Промо 10 плюс», который челябинцы уже успели оценить по достоинству. Новые вклады также сочетают в себе все преимущества: высокие процентные ставки, возможность пополнение и расходования средств, различные сроки размещения – от трех месяцев до двух лет, доступные суммы открытия и пополнения вклада. Стоит отметить, что вкладчики по своему усмотрению могут расходовать начисленные проценты или получать более высокую доходность, выбрав ежемесячную капитализацию процентов. Для состоятельных клиентов банк также предложил три новых вклада, отличающихся повышенными ставками и особым комфортом использования средств. Без лишней скромности отмечу, что в ОТП Банке хранят сбережения многие известные и состоятельные жители города и размещают временно свободные средства крупные градообразующие предприятия. Сегодня банк предлагает, пожалуй, одни из лучших в городе условия по депозитам.
– Сергей Александрович, как удается при таком динамичном развитии сети обеспечивать высокий уровень клиентского сервиса?
– Мы уделяем особое внимание набору и обучению сотрудников. В банке есть штатные бизнес-тренеры, опытные наставники, которые проводят обучение новых сотрудников. Мы уделяем огромное внимание качеству обслуживания, я и сам постоянно нахожусь, что называется, «в полях» и, посещая то или иное подразделение, обязательно заглядываю в книгу жалоб – и могу заверить, что каждый описанный там случай разбирается отдельно и предпринимаются конкретные меры, чтобы ситуация не повторилась. Мы стремимся быть по-европейски удобным банком. Если вы зайдете в любое отделение ОТП Банка в России, Венгрии или другой европейской стране, вы не заметите разницы – все они выдержаны в едином корпоративном стиле, вплоть до цвета ковролина и стен. И столь же высокие требования предъявляются к уровню профессионализма, манере общения, внешнему виду сотрудников.
Стоит отметить, что ОТП Банк – один из немногих российских банков, где можно быстро сделать карьеру: мы готовы принять перспективных молодых специалистов буквально со студенческой скамьи, обучить, предоставив возможность профессионального роста, а дальше все зависит от самого человека: нередки случаи, когда рядовой сотрудник за два-три года вырастал до управляющего офисом банка. К слову, прежний управляющий челябинского филиала в октябре прошлого года получил направление в головной офис в Москве и сейчас руководит сетью столичных офисов банка. Так что если есть желание расти, профессионально развиваться, ставить перед собой амбициозные цели – тогда к нам!