Экономика Александр Коланьков, начальник управления по финансовой грамотности службы по защите прав потребителей Банка России: «Факт того, что Центральный банк поставил задачу повысить финансовую грамотность в стране, – уже большой сдвиг»

Александр Коланьков, начальник управления по финансовой грамотности службы по защите прав потребителей Банка России: «Факт того, что Центральный банк поставил задачу повысить финансовую грамотность в стране, – уже большой сдвиг»

В мае Центральный банк создал специальное управление по финансовой грамотности. Возглавил новую структуру президент известной медиагруппы «Рынок ценных бумаг» Александр Коланьков. Чем будет заниматься вновь созданная структура, какие задачи регулятор ставит перед управлением и насколько реально повысить финансовую грамотность россиян и как это сделать? На эти другие вопросы Александр Коланьков рассказал в эксклюзивном интервью нашему сайту.

– Управление финансовой грамотности при Центральном банке России создано совсем недавно. Были ли у вас какие-то сомнения относительно того, стоит ли принимать предложение возглавить его?

– Я двадцать три года работал в частном, семейном бизнесе. Сфера деятельности сильно пересекалась с теми задачами, которые сейчас поставлены передо мной в Центральном банке. Но все же, во-первых, это был частный бизнес, в котором я был сам себе хозяин, а во-вторых, масштаб задач сразу вырос в разы, так как речь идет о национальной программе. Поэтому, прежде чем принять решение, всерьез подумал, взвесил все за и против. Решающим фактором стало то, что я считаю задачу повышения финансовой грамотности действительно очень важной для развития страны и понимаю, что именно ресурс Центрального банка является наиболее эффективным для ее системного решения. Для меня это вызов, и я решил его принять.

– В чем, на ваш взгляд, сегодня заключается основная причина низкой финансовой грамотности россиян?

– Во-первых, в отсутствии серьезной необходимости в таких знаниях в среднесрочной исторической ретроспективе. В нашей стране 80 лет финансового рынка просто не было. Соответственно, неоткуда было взяться и подобным компетенциям. Во-вторых, имеет место и некоторая ментальная особенность. В России традиционно вопрос планирования личных финансов воспринимается как что-то несерьезное. Много ли вы знаете своих родственников или знакомых, у которых есть привычка хотя бы записывать и анализировать собственные расходы? А ведь на самом деле это основа жизни любой семьи. Мы видим, что люди практически ежедневно совершают нелепые ошибки в своем финансовом поведении. Я не говорю о тех, кто сознательно идет в пирамиды или рискует на рынке «Форекс», повышая уровень адреналина в крови. Я говорю о тех, кто не глядя подписывает кредитные договора, берет экспресс-кредиты в микрофинансовых организациях, не просчитывая, какие проценты потом придется платить. Люди не задумываются о своем ежедневном или еженедельном финансовом планировании, будущей пенсии, страховании жизни. Сегодня очень много людей, кто имеет по два-три кредита, есть и такие, кто обслуживает по 30 кредитов одновременно.

– Как вы можете оценить уровень финансовой грамотности в России?

– Он не нулевой, так как многие уже приобрели неудачный опыт работы с финансовыми структурами и инструментами. Но в целом уровень, конечно, низкий. Дело в том, что финансовый рынок сегодня стремительно развивается, появляются новые возможности, новые продукты. Информация о них сегодня просто не доносится до людей, и это создает дополнительные риски.

– Какой выход из этой ситуации вы видите, можно ли эту проблему решить?

– Мы все знаем правила дорожного движения и поведения на дороге. Потому что нам с раннего детства объясняли, что на красный свет переходить проезжую часть нельзя. А про продукты финансового рынка не объясняли. Эту ситуацию и нужно исправлять, и ничего невозможного в этом нет. Наша задача состоит не в том, чтобы рекламировать финансовые услуги. Главная задача – в максимально доходчивой форме рассказать населению, что в современном мире финансовый рынок дает гражданам не только большое количество возможностей, но и одновременно таит в себе очень много рисков, о которых нужно знать. В непонятной ситуации лучше обратиться за разъяснениями к финансовому консультанту, пусть даже за деньги. Это обойдется дешевле, чем принимать на себя риски, не осознавая, во что они могут вылиться.

– Известно, что Центральный банк России – достаточно закрытая структура. Как будет строиться ваше взаимодействие с населением при таком статусе регулятора?

– У созданной при ЦБ РФ службы по защите прав потребителей есть две основные функции. Первая – реакция на жалобы населения, вторая – повышение финансовой грамотности. Обе эти функции предполагают открытость. Это новый формат работы ЦБ.

– В каком формате будет происходить такое общение?

– Будут созданы специальные колл-центр и сайт, а также разрабатывается комплексная информационная кампания, в рамках которой будут задействованы самые различные коммуникационные инструменты.

– Что ляжет в основу этой системы, какие основные методы?

– В настоящее время уже есть много различных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения, которые проводятся в регионах. Это и специализированные занятия в школах и вузах, и День финансиста, который ежегодно проводится по всей стране. Однако до тех пор все это делалось в рамках своеобразного подвижничества, когда горстка энтузиастов что-то делает в этом направлении. Очевидно, что при всей положительности этого явления на серьезный результат при таком подходе рассчитывать нельзя. Мы видим свою задачу в создании национальной стратегии по этой теме, создании стандартов донесения информации для разных категорий клиентов с разным уровнем образования и социального статуса, проживающих в населенных пунктах различных типов.

– Как вы думаете, удастся ли достигнуть желаемого результата?

– Уверен, что да. Конечно, как бы мы ни старались, люди по самым разным субъективным причинам будут и в будущем совершать различные неправильные финансовые действия. Но средний уровень грамотности общества точно можно повысить и довольно существенно. Этот вопрос не решается быстро, задача носит долгосрочный характер. С момента создания управления прошло очень мало времени, поэтому мы пока не готовы отчитываться о результатах. Но сам факт того, что Центральный банк вообще поставил такую задачу – это уже большой сдвиг.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления