Когда продадут УралАЗ? Будут ли банкротить «Мечел»? Что тревожит атомщиков и «Фортум»? И есть ли в России интеллектуальная промышленность? О событиях, волновавших представителей регионального бизнеса на прошедшей неделе, – в обзоре делового сайта Chel.ru.
УралАЗ объединится с конкурентом?
Информация о возможной продаже южноуральского автозавода «Урал» его основному конкуренту – группе компаний «КАМАЗ» появилась на этой неделе сразу в нескольких СМИ. Называлась даже сумма сделки – около полумиллиарда рублей.
В начале июня о возможности слиянии нескольких автопредприятий сделал заявление президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Так, по сообщению ИТАР-ТАСС, власти Татарстана считают актуальным вопрос партнерства крупнейшего российского производителя грузовых автомобилей КАМАЗ и белорусского МАЗа и хотят видеть еще одним участником этого альянса автозавод «Урал», входящий в группу ГАЗ Олега Дерипаски. «Рано или поздно это должно случиться. Компания будет побольше – и более эффективной», – заявил Рустам Минниханов.
В ГП «КАМАЗ» не ответили на вопрос о возможном объединении предприятий. В пресс-службе группы ГАЗ категорически опровергли информацию о возможном объединении предприятий, назвав ее спекуляцией. «Никаких планов по продаже "Урала" не было и нет. Мы продолжаем инвестировать в развитие предприятия, ведем работу по внедрению новых технологий, созданию нового модельного ряда и расширению рынков сбыта автомобилей "Урал"», - сообщили Chel.ru в пресс-службе группы ГАЗ.
«Мечел» пал
Хотя, если честно, до дна еще не достал. 10 июля котировки «Мечела» на Московской бирже обвалились на 14,7%, до 42,9 рублей за штуку, его капитализация составила 17,8 млрд рублей. Однако, по мнению аналитиков, на кредиты Игоря Зюзина, обеспеченные акциями компании, это вряд ли повлияет, пишет газета «Коммерсант».
Сегодня долг «Мечела» составляет $8,3 млрд, и государство наконец-то признало возможность его банкротства. Тем более, что Внешэкономбанк отказался участвовать в предлагаемых госбанками-кредиторами компании схемах ее спасения путем выкупа облигаций или акций, поскольку счел их убыточными.
Как сообщал Chel.ru, в частности, речь шла о выпуске в пользу ВЭБа конвертируемых облигаций или акций на 180 млрд рублей – эти деньги предоставили бы кредиторы «Мечела» (Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк). Предполагалось, что госбанки дадут компании и бридж-кредит на 35 млрд рублей.
Теперь же глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что финансовое оздоровление «Мечела» может пройти «в рамках закона о банкротстве» либо за счет «усиления управляющей компании, которая должна взять на себя риск и ответственность по выведению компании из кризиса», хотя еще в конце июня он утверждал, что в правительстве вариант банкротства не рассматривался.
По словам источников «Коммерсанта», заявление главы Минпромторга, возможно, говорит о желании найти консенсус между разными взглядами. Но вопрос окончательно не решен.
Надо сказать, в этом году акции «Мечела» падали и сильнее: в начале марта котировки на Московской бирже рухнули более чем на 40%, до 31,9 рублей за штуку. Руководство компании поясняло, что у нее нет ковенантов, привязанных к капитализации, это подтверждали и кредиторы.
«Иннопром»: грань будущего
Промышленников на этой неделе занимала проблема достойно показать себя на международной выставке «Иннопром-2014», состоявшейся в Екатеринбурге. Около 600 компаний из 70 стран мира, в том числе 20 предприятий из Челябинской области, демонстрировали свои достижения в области производства и новейших технологий. Пятый по счету форум заявил своей темой интеллектуальную промышленность: глобальные тренды и специфику России.
Потенциал экспонентов резюмировал глава Минпромторга Денис Мантуров, заявивший, что общей задачей должно стать повышение инвестиционной привлекательности промышленной деятельности. Во многом этому поможет получивший одобрение правительства законопроект «О промышленной политике», который формирует механизм поддержки этого вида деятельности – специальный инвестиционный контракт, а также долгосрочные налоговые льготы для новых предприятий. Ключевыми объектами поддержки при этом станут промышленные кластеры и индустриальные парки. И. о. губернатора Борис Дубровский презентовал председателю правительства проект Уральского федерального центра ядерной медицины.
Много внимания на Иннопроме было уделено интеллектуальным машинам: стенд «Российская робототехника» собрал новейшие российские разработки 11 крупнейших робототехнических компаний, в числе которых – Копейский машзавод.
Деловая программа форума была протокольно стандартной: подписывались соглашения, проводились переговоры, перенимался опыт. Плоды Иннопрома созреют немного позже, когда начнется работа по всем принятым документам.
Давыдов отправит схему теплоснабжения города в Минэнерго
Схема теплоснабжения Челябинска после внесения в нее корректировок, которые были предложены на публичных слушаниях, прошедших 3 июля, будет направлена на согласование в Минэнерго РФ, сообщил глава городской администрации Сергей Давыдов корреспонденту 74.ru.
По его словам, эта первая схема теплоснабжения для Челябинска. «Схема определяет перспективы развития системы теплоснабжения города на десятки лет вперед, – отметил градоначальник. – Она определяет также отношения между теплоснабжающими организациями и застройщиками. Ее можно будет изменять и корректировать в зависимости от ситуации».
Сергей Давыдов добавил, что в течение двух недель в схему теплоснабжения будут внесены корректировки в соответствии с замечаниями, которые прозвучали на публичных слушаниях. Затем документ будет направлен на согласование в Минэнерго РФ.
Напомним, что схема теплоснабжения Челябинска дважды прошла через публичные слушания. В конце января было внесено большое количество предложений о том, как улучшить этот стратегический документ. С учетом этих замечаний документ доработали и вновь отправили на слушания.
Модернизация системы теплоснабжения Челябинска до 2029 года, согласно разработанной схеме, предполагает инвестиции в 60 млрд рублей. Как объяснял вице-президент ОАО «Фортум» по тепловому бизнесу Парвиз Абдушукуров, инвестиции окупятся за счет того, что будут минимизированы потери на тепловых сетях. Сейчас они составляют колоссальные объемы – порядка 42%. Причем речь идет о потерях на разводящих муниципальных сетях и сетях потребителей.
«Для того чтобы замедлить рост платежей за тепло для потребителя, необходимо внедрять новые технологии, направленные на снижение объемов потребления. Ничего этого не произойдет, пока не будет принята схема теплоснабжения. Инвестор не может идти туда, где нет долгосрочной перспективы и понятных расчетов по затратам и окупаемости», – объяснял Парвиз Абдушукуров.
Атомщики со всей страны съехались на Южный Урал
Представители предприятий Росатома приняли участие в конференции «Эволюция высокопроизводительных систем», которая прошла на этой неделе в Челябинской области. Темой для обсуждения стало внедрение ИТ-технологий, которые позволят сделать работу отрасли более эффективной и безопасной. Кроме этого, выяснилось, что предприятия атомной отрасли заинтересованы в российских ИТ-разработках, так как доступ к зарубежным продуктам может быть закрыт. По мнению генерального директора компании «ЛАНИТ-Урал» Александра Кондакова, тема импортозамещения сейчас действительно актуальна, но говорить, что в ближайшее время российские предприятия откажутся от западных технологий, нельзя. «В настоящее время мы полностью зависим от наших зарубежных поставщиков. Нельзя сказать, что это плохо или хорошо, ведь мы имеем возможность пользоваться ведущими мировыми разработками. Да и прекращать их поставки никто не станет, ведь это огромный бизнес. У нас есть запас времени, и в течение трех–пяти лет вполне реально создать те решения, которые приведут к импортозамещению», – сказал он. При этом отметил, что необходимы экономические предпосылки для развития отечественной IT-отрасли.
Между тем федеральные власти уверены, что ИТ-отрасль способна предложить свои программные продукты аналогичные западным. Недавно президент РФ Владимир Путин призвал проводить политику по импортозамещению в целом ряде отраслей промышленности. «Уверен, что за счет модернизации промышленности, строительства новых предприятий, локализации конкурентного производства в России мы сможем – особо подчеркну, не нарушая норм международной торговли, не вводя каких-либо ограничений и барьеров, – существенно сократить импорт по многим позициям, вернуть собственный рынок национальным производителям. Это в том числе производство программного обеспечения, радиоэлектронного оборудования, энергетического оборудования, это текстильная промышленность и это, конечно, рынок продовольствия», – заявил президент.
Фото: Фото с сайта Uralaz.gazgroup.ru и из архива Chel.ru