Экономика Челябинский бизнес переедет в Казахстан

Челябинский бизнес переедет в Казахстан

Законопроект о введении ежеквартальных многотысячных «сборов» для среднего и малого бизнеса, поступивший недавно в Госдуму, вызвал настоящий шок в челябинском бизнес-сообществе. Эксперты называют предлагаемые нововведения «экономическими сказками», а если законопроект все же будет принят, прогнозируют резкое снижение налоговых поступлений и перетекание челябинских компаний в соседний Казахстан, где условия для ведения бизнеса заметно мягче.

Предпринимателей обложат новыми сборами

Поправки в Налоговый кодекс, дающие муниципалитетам право вводить региональные сборы с предпринимателей, подготовлены бюджетным комитетом Госдумы. В отличие от существующего налогообложения они никак не привязаны ни к обороту, ни к прибыли. Это фиксированная сумма, которая будет взиматься ежеквартально. По сути, бизнес будет платить просто за право заниматься тем или иным видом деятельности. В октябре министр финансов Антон Силуанов рассказывал РБК, что сборы «могут принести в бюджеты муниципалитетов от 20 до 30 млрд руб. в год».

Поражает не сам факт введения дополнительных поборов с малого бизнеса, а их размер, признают эксперты. Сборы предполагается взимать каждый квартал, их объектом признается использование движимого и недвижимого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Размер сбора будет зависеть от вида деятельности и, например, размера помещения. Так, за каждый квадратный метр торгового зала или кафе площадью свыше 50 кв. м придется выложить по шесть тысяч рублей. Если зал маленький или его совсем нет, торговец (или ресторатор) заплатит 600 тыс. руб. в квартал. Базовые сборы от 60 тыс. до 300 тыс. рублей предлагаются для перевозок грузов в зависимости от грузоподъемности, услуг такси, а также ремонта, техобслуживания и мойки автомобилей, за парикмахерские и косметические услуги в зависимости от площади салона. Для химчисток, мастерских по ремонту и пошиву одежды, фотоателье и даже... платных туалетов базовая ставка составит 300 тыс. руб.

Предполагается, что муниципалитеты получат право изменять ставку: уменьшать вплоть до нуля или увеличивать до 10 раз. Таким образом, сбор для малого бизнеса с базовой ставкой в 600 тыс. руб. может составить максимально шесть миллионов рублей в квартал, а для рестораторов и торговцев с помещениями большой площади – еще выше.

Экономические сказки от Госдумы

«Предлагаемые законопроектом сборы нельзя назвать адекватными. Анализируя виды деятельности, которые «попали» в законопроект, можно увидеть, что это малый бизнес (в лучшем случае – средний), а в некоторых случаях и так называемая «работа на себя». В таких бизнесах средств для уплаты сборов нет, – считает руководитель департамента юридических услуг компании LA'consulting Нелли Жучкова. – Учитывая увеличение налоговой нагрузки для малого бизнеса (к примеру, уплата налога на недвижимость с кадастровой стоимости), общий рост цен и так далее, большая часть компаний не сможет вести свою деятельность. Либо они закроются сразу, либо повысят цены».

Для компаний реального сектора даже уже существующая налоговая нагрузка является почти непосильной, объясняет заместитель председателя комитета ЗСО по экономической политике и предпринимательству, лидер южноуральского отделения «Деловая Россия» Константин Захаров. «Есть такой статистический показатель – «Выживаемость бизнеса». Он показывает, какое количество компаний смогли выжить за три года существования. В России этот показатель один из самых маленьких в мире – около 4%. То есть, даже в нынешних налоговых условиях можно говорить, что условия у нас для ведения бизнеса не очень благоприятные. Увеличивать в таких условиях налоговую нагрузку, мягко говоря, неразумно», – отмечает Захаров.

Эксперименты с повышением социального налога уже были, в ответ получили колоссальное сокращение зарегистрированных предприятий, добавляет эксперт. «В наше время даже слухи о возможных подобных решениях резко обваливают инвестиционную привлекательность региона и России в целом. Тем более недопустимо, когда такие предложения делаются без какого-либо согласования с бизнес-организациями, – говорит Константин Захаров. – Это выглядит просто беспределом и вредительством. Или глупостью».

Другие эксперты высказываются куда резче. «Мое мнение: этот проект – утка. Такой законопроект с точки зрения здравого смысла принят не будет никогда, потому что его сказочность понимают даже в Госдуме. Я не верю, что он будет принят. Он нужен скорее всего лишь для того, чтобы отвлечь людей от какой-то другой важной темы», – горячится директор сети мини-маркетов «Домашний» Илья Коноплев.

Малому бизнесу не поможет даже резкое увеличение цен на свои услуги и товары, продолжает Нелли Жучкова, ведь реальные доходы населения, по всем оценкам, в ближайшее время будут только снижаться. Кроме того, с юридической точки зрения, этот законопроект сам по себе нарушает принцип невозможности двойного налогообложения (если, конечно, законодатель с принятием данного законопроекта не отменит действующие в отношении такого бизнеса системы налогообложения), считает эксперт.

Экономические последствия в случае принятия законопроекта будут плачевными, едины во мнении практически все опрошенными нами предприниматели и политики. «Это просто экономические сказки! Базовая ставка в обсуждаемом законопроекте: 600 тысяч в квартал, или 200 тысяч в месяц. Покажите мне малый бизнес с такой доходностью! Первое последствие – рост цен. Потому что платить за все это будет конечно же потребитель, – перечисляет Илья Коноплев. – Второе последствие – массовый уход бизнеса в тень. Если помните, после принятия в прошлом году дополнительного 35-тысячного социального налога на индивидуальных предпринимателей количество зарегистрированных ИП в стране упало на несколько сотен тысяч. Вы думаете, все они закрылись? Нет, просто ушли «в тень». Не исключено и третье последствие – рост коррупции,— продолжает эксперт. – Даже если этот законопроект будет принят, экономической деятельности в стране он не остановит. Бизнес все равно будет искать варианты для своего существования и попытается как-то «договориться» с чиновниками».

Представители транспортных компаний также недоумевают. «Обсуждаемые цифры совершенно нереальны. В квартал брать с машины-десятитонника 300 тысяч – это нереально. Машина просто не приносит столько. В самом лучшем случае за квартал десятитонник зарабатывает 150-200 тысяч. Подчеркиваю, это в самом лучшем случае. Никто из компаний такие налоги платить не будет, потому что не сможет физически. Грузоперевозки – это низкомаржинальный бизнес с высокой затратной частью. Это не то же самое, что нефть продавать», – доказывает представитель ГК «Тансей» (междугородние грузоперевозки) Павел Симусев.

Общественные организации, представляющие малый бизнес в отношениях с властями, уже объявили о том, что будут добиваться отмены законопроекта, вызвавшего столь категоричную реакцию бизнес-сообщества. «Мы будем доказывать нецелесообразность принятия закона с точки зрения поступления налоговых доходов в регион. Основание: эти драконовские ставки сегодня абсолютно нереалистичны, и в нынешних условиях их принятие ни к чему, кроме закрытия бизнеса, не приведет. Нами прогнозируется обратный экономический эффект: налоговые поступления не только не увеличатся, но сократятся». – говорит руководитель комитета по промышленной политике совета ЧРО «Опора России» Денис Константинов.

Пора переводить бизнес за границу?

Введение дополнительных налогов подобного масштаба в Челябинске приведет скорее всего к миграции бизнеса в близкий Казахстан, считают эксперты. «Рядом с Челябинской областью расположен Казахстан. Там ставка НДС 10%, налоги на зарплатный фонд – 10%. Для вновь открывающихся бизнесов там существуют льготные ставки налога на прибыль 1-2% на пять лет. При таких условиях челябинский бизнес просто начнет открываться в соседнем Казахстане. Потому что здесь это менее выгодно. Так что подобные предложения – это угроза для суверенного бизнеса», – говорит Константин Захаров.

«Бизнес сегодня стал интернациональным и научился зарабатывать деньги на других территориях, с более благоприятным экономическим климатом, – подтверждает Денис Константинов. – Это хорошо видно на примере соседнего Казахстана, где заметно ниже налоговая нагрузка. Бизнес найдет, где зарабатывать и как зарабатывать, но для нашего региона исход будет плачевным».

Кстати, первоначально поправки о сборах были включены в один пакет с законопроектом о налоговом маневре в нефтяной сфере. А его, по неофициальной информации, Госдуме было рекомендовано принять, как можно скорее.

Хорошая новость: бюджетный комитет Госдумы, отреагировав на панику в бизнес-сообществе, отделил «сборы» от налогового маневра и перенес их рассмотрение на неделю, до 17 ноября.

Есть шанс, что мнение бизнеса будет услышано. Константин Захаров сообщил, что «Деловая Россия» сейчас принимает активное участие в обсуждении законопроекта, хотя пока никто из властей к этому не приглашал. «Мы рассчитываем, что у нас будет возможность выйти через свою федеральную структуру на переговоры с федеральными органами власти о недопустимости таких решений. Сейчас, кстати, после поднявшегося возмущения, предлагается эти дополнительные сборы применять только в городах федерального значения, – добавил эксперт. – В России таких три: Москва, Петербург и Севастополь. И то есть большие сомнения, что даже Москва на самом деле введет такой налог, потому что это спровоцирует отток бизнеса из столицы в область».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления