Типичный российский предприниматель – мужчина 30–45 лет с высшим образованием, который начал заниматься бизнесом, чтобы прокормить себя и семью, а с возрастом независимость стал ценить больше, чем деньги.
Исследовательская группа институтa «Высшая школа менеджмента» СПбГУ провела масштабное исследование в рамках международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства». Эксперты опросили более 2000 респондентов, живущих в большинстве регионов России.
Сложившаяся картина в чем-то вполне привычна, но есть и неожиданные нюансы. Так, ранние (начинающие) предприниматели – это преимущественно молодые люди до 35 лет. Однако есть в России и пожилые стартаперы. Людей старше 50 лет, только что открывших собственное дело, насчитывается почти 10% от общего числа бизнесменов.
Ожидаемо, что для начинающих бизнесменов основной мотивацией для открытия собственного дела является финансовая сторона: почти 25% хотят увеличить доходы, а еще практически 40% хотят этот доход сохранить. А вот в группе уже состоявшихся предпринимателей материальная сторона – не главное. Более 40% таких людей ценят прежде всего независимость, возможность заниматься тем, что хочется и в тех объемах и сроках, в каких хочется.
Закрывать свой бизнес планово, к намеченному сроку российский предприниматель не привык. Если и закрывает свое дело, то почти исключительно по причине нерентабельности.
Очень интересную картину дает анализ образования предпринимателей. С одной стороны, бизнесменов с законченным средним образованием в полтора-два раза меньше, чем с высшим или незаконченным высшим. С другой – уже видна волна стартаперов, которые не успели закончить даже школу (незаконченное среднее образование).
И наконец, в неудачах российский предприниматель привык винить в основном государство, не сумевшее создать достойную институциональную среду (64% опрошенных), а то и напрямую – государственную политику (72,5% опрошенных). А вот отсутствие профильного образования смущает только каждого пятого (19,5%).
Большинство россиян высоко оценивают статус предпринимателя и считают предпринимательскую карьеру привлекательной (68,2 и 65,7% соответственно). Тем не менее только 2,6% тех, кто не является предпринимателями, рассматривают для себя возможность открытия бизнеса в ближайшее время. Лишь 18,1% взрослого трудоспособного населения оценили условия для открытия бизнеса в регионе их проживания как благоприятные. Это близко по значению к показателю кризисного 2009 года и ниже, чем показатели 2010–2012 годов.
Уровень ранней предпринимательской активности и низкая доля устоявшихся бизнесменов в общем числе негативно характеризуют состояние предпринимательства в России. На сегодняшний день лишь половина предпринимателей видит преимущества ведения собственного бизнеса. Остальные вовлечены в это занятие вынужденно либо с целью поддержания приемлемого дохода.
Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА