Статья Уголовного кодекса РФ за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности нуждается в корректировке, заключил Конституционный суд РФ. Если федеральный законодатель не захочет устранить найденные противоречия, через полгода она вообще перестанет действовать, пишет «РГ».
Поводом к проверке конституционности статьи 159.4 УК РФ послужило обращение Салехардского городского суда, в производстве которого находится дело Сергея Слепцова. Бизнесмен-мошенник заключал договоры на поставку стройматериалов и домокомплектов, заранее не собираясь их исполнять. Сумма ущерба составила 7,5 миллиона рублей, что согласно статье 159 УК РФ считается «особо крупным размером», то есть отягчающим составом преступления. Однако за время следствия в УК были внесены уточнения, и дело Слепцова стало преступлением средней тяжести. То есть и наказание за него более мягкое, и срок давности меньше – пока суд да дело, преступник может вообще выйти сухим из воды. Так, по данным судьи Данила Яковлева, с момента вступления в силу оспариваемого положения только в Салехарде разбиралось уже шесть подобных случаев, и все уголовные преследования были прекращены за истечением срока давности.
Представитель Генпрокуратуры РФ в КС Татьяна Васильева на слушаниях по данному делу прямо назвала статью 159.4 УК РФ «привилегированной».
«Очевидно льготное положение предпринимателей, хотя это такое же хищение или приобретение права на чужое имущество, как и в статье 159 УК РФ "Мошенничество". Во всех случаях потерпевшие лишаются своей собственности, – отметила она. – Поэтому у нас имеются обоснованные сомнения в равном доступе к правосудию».
Если законодатель не внесет изменения, норма об уголовной ответственности за мошенничество утратит силу. На устранение выявленных противоречий Конституционный суд РФ отвел полгода.