Вот уже несколько месяцев россияне пытаются приспособиться к условиям экономического кризиса. Падение курса рубля, инфляция, рост цен на предметы первой необходимости и продукты. Все это заставляет жителей нашей страны искать способы экономить. По данным статистики, «Яндекс» получает каждый день от интернет-пользователей 10-12 тыс. запросов на тему экономии – это в два раза больше, чем год назад. Как же выжить в кризис и научиться сокращать свои расходы?
Люди ищут способ сэкономить практически на всем – на еде, одежде, косметике, ОСАГО, свадьбе. Также растет популярность мобильных приложений, которые помогают вести домашнюю бухгалтерию и находить магазины со скидками. При этом некоторые запросы звучат как крик души. Среди них: «все подорожало, как экономить», «как экономить, жить в кризис, от чего отказаться», «как экономить деньги при зарплате 23 тыс. рублей».
По данным статистики, сегодня россияне в первую очередь экономят на досуге, пересаживаются на общественный транспорт, а также реже покупают автомобили и почти не ездят в отпуск.
Предприниматели тоже оказались в сложной ситуации: теперь борьба ведется за каждого клиента. Для того чтобы адаптироваться в новых условиях, компании придумывают оригинальные маркетинговые ходы: акции, программы лояльности, конкурсы. Взаимовыгодные предложения помогают бизнесу остаться на плаву и облегчают жизнь потребителям.
Одними из тех, кто отреагировал на ситуацию быстрее всех, стали банки. Например, банк «Русский стандарт» предлагает клиентам разные скидки в партнерских сетях, среди них магазины бытовой техники, косметики и парфюмерии, медицинских услуг и товаров, продуктов питания, а также кафе, бары и рестораны. Достаточно широко представлены эти программы и в Челябинске. Для семей, которые каждый год вынуждены покупать новую одежду для детей, вопрос экономии всегда стоит актуально. Так, для родителей юных модниц и модников, владеющих картами «Русский стандарт», есть возможность купить одежду на 10% дешевле в стильных магазинах «Стиллини» в Челябинске. Существенные скидки – от 8 до 10% – дает банк на украшения в ювелирном бутике Jolie. Согласитесь, что когда цены на кольца с бриллиантами постоянно растут, то иметь скидку очень приятно. Банк пытается «закрыть» все интересы своих клиентов, есть еще скидки на 7% в туристической фирме Vista, а также скидка до 5% в модном доме Henderson.
Подобные программы лояльности есть и у других банков, например у «Челиндбанка». Держатель карты банка получает скидки в торгово-сервисных предприятиях-участниках программы «Мне удобно» при оплате товаров и услуг. Среди его партнеров также салоны красоты, магазины одежды и обуви, ювелирных украшений, туристические компании и т.д. По этой программе можно получить скидку от 7% процентов и выше.
Помимо давно знакомых потребителю программ лояльности недавно банки открыли для себя новый маркетинговый инструмент – карты с кэшбэком, то есть с возвратом части суммы покупки. Английское слово cashback буквально означает возврат наличкой. Механизм услуги прост: вы платите деньги по безналу, а продавец потом отдает вам часть потраченного обратно. Условия бывают различными: покупателю могут возвращать процент от покупки (иногда это 10, 30 и даже 80 процентов от потраченных денег) или же некую фиксированную сумму (обычно от 500 до 1000 рублей).
Аналогичную карту выпускает и «РосЕвроБанк», ее обладателю возвращают 0,5% от суммы покупок. Одним из лидеров в области кэшбэк-акций является банк «Русский Стандарт». Перед новым годом банк проводил специальную кэшбэк-акцию «Оплатим ваши новогодние покупки!». По ее итогам клиентам было выплачено около 7,5 млн рублей (победителями стала 1000 человек). В рамках акции 50 клиентов получили возмещение в размере 100% новогодних покупок. Половину расходов удалось вернуть 150 клиентам, а 800 – получили возврат 10% от покупок в новогодние праздники. Средняя сумма выплат кэшбэка составила 7,5 тысяч рублей. При этом победитель из города Воткинск получил максимальную сумму, которая превысила 209 тысяч рублей.
Аналитики считают формат кэшбэк более близким к «живым» деньгам – акции могут стать удачным способом для банков помочь потребителям и одновременно самим удержаться на плаву.