С рождением детей у женщин в корне меняется жизнь. Рабочую суету, которая прежде наполняла каждый день, вытесняют другие хлопоты. И нередко часть позитивной энергии женщинам хочется направить во что-то ещё, помимо воспитания ребенка. Так рождается множество бизнес-проектов. Какой бизнес женщинам по плечу, где они берут силы и вдохновение, для чего вообще создают своё дело и какие меры поддержки им предлагает государство – в тексте Chel.ru.
Почему мамы становятся предпринимателями
Огромное количество созидательной энергии многие мамы направляют на создание своего дела. В этом мнении сошлись спикеры круглого стола по женскому предпринимательству, организованного челябинским отделением «Опоры России».
«Я не говорю, что все женщины в бизнесе – это мамы, которые создали своё дело на этапе декрета, но, по данным всевозможных опросов, таких очень много, – рассказывает создатель и владелец Mamas'Place, Mamas'Lab и Mamas'Place Travel Ольга Рябинкина. – Например, женщина работала в корпоративной среде, не на себя, чему-то научилась, поднялась по карьерной лестнице, родила ребенка. Обратно возвращаться не хочет, но при этом есть знания, силы, связи и, может быть, даже средства. Куда ей податься?»
Изначально женщины, мамы дарят миру заботу, любовь, делают окружающую среду социальнее.
«Большинство мам, действительно начинает свой бизнес в заботе о семье, любви, обществе, какой-то экологической проблеме, красоте и здоровье. И в большинстве случаев речь идет именно о малом бизнесе, – считает автор проекта «Сделано мамой – сделано в России», создатель компании «Маманонстоп» и коммуникационного агентства GNEZDO, генеральный продюсер первого детского рок-фестиваля Евгения Лазарева. – Это удивительные стартаперы, запускающие самые уникальные проекты в совершенно различных направлениях бизнеса. По своему опыту могу сказать, что процентов 60 бизнеса, который создают мамы, – это социальные проекты либо тот бизнес, который по каким-либо признакам можно отнести к социалке».
Особенности мам-предпринимателей, по мнению Евгении Лазаревой, в том, что они создают социально значимые проекты, в чем и заключается их основная ценность. Они также очень часто проявляют креативный подход к делу, перфекционизм, показывают высокую (не все) эффективность достижения целей, весьма рачительны, умеют расставлять приоритеты. А еще, в отличие от мужчины, женщина никогда не умрет из-за бизнеса.
«Говоря об умении расставлять приоритеты, я имею в виду моё наблюдение, касающееся ценностей в жизни, – продолжает Лазарева. – Когда женщина создает бизнес, в котором есть какая-то человеческая миссия, ценность – любовь, дружба, материальные блага, семья, дети и так далее – важно, чтобы она оценила этот бизнес конкретно для себя. Если первые три ценности, которые на текущий момент наиболее близки женщине, не отражаются в ее бизнесе, то вряд ли это начинание будет долговечным и закончится успехом».
Для чего создают своё дело
При рождении ребенка у женщин зачастую открываются «странные» творческие способности. Одна вдруг начинает рукодельничать, хотя прежде не проявлялось ни способностей, ни желания. Другая – сочинять музыку, и рождается шикарный сборник колыбельных песен. Третья пишет сказки, да такие, что странно было бы их не опубликовать. Или же на досуге впервые в жизни испечет торт, расскажет об этом подругам, те попросят повторить дебют к их торжеству, потом ещё раз...
«Так и рождается женский бизнес, – рассказывает Евгения Лазарева. – Или же бывает, что женщина на работе достигла карьерного потолка и обратно туда из декретного отпуска возвращаться не хочет и не видит смысла (всё равно расти некуда, не ликвидировать же директора!). Разумным выходом становится собственное дело. Ну и вообще это глупо – запирать директора по маркетингу или вообще директора дома! Бывает, что женщина преодолела волнующую ее проблему, а желание поделиться решением этой задачи перерастает в бизнес».
Другие, запуская бизнес, исполняют мечты детства. Допустим, вспоминая, как от нечего делать прилипали зимой к качелям, создают парки развлечений. Но чаще всего мамы создают свой бизнес с заботой о настоящем и будущем своей семьи и детей.
Чем женский бизнес отличается от мужского
«До некоторых пор в стране было предубеждение и, наверное, где-то в регионах оно ещё встречается, что женщина должны быть «босая, беременная и на кухне», – говорит Ольга Рябинкина. – Но постепенно всё меняется. Даже в Армении к женскому предпринимательству относятся уже иначе, поддерживают его. Более того, мы с представителем «Опоры России» некоторое время назад обсуждали необходимость создания в его структуре женского комитета, так он удивился: «А зачем женщин выделять в отдельный комитет? Что у нас, дискриминация что ли? Или вам нужно особое внимание? Ведь вы такие же предприниматели, как и мужчины...». В общем, сейчас всё больше мужчин воспринимает женщин в бизнесе серьёзно, нормально, мы перестали быть кем-то особенным».
Между тем женский бизнес всё же отличается от мужского, уверяют представители бизнес-сообщества.
«Представительницы прекрасной половины человечества видят проблему и предлагают её решение, – считает Ольга Рябинкина. – Этот тренд очень свойственен именно женскому предпринимательству. Мужчины часто создают продукт и начинают его популяризовать, а женщины ищут решение существующих проблем. Между тем, когда мы выходим на бизнес-уровень, у нас абсолютно одинаковые сложности с мужчинами – мы так же ловим убытки, у нас продаётся или не продаётся товар, мы тоже периодически неправильно оцениваем нашу целевую аудиторию и так далее».
Однако есть особые риски у мам-предпринимателей, потому что в этой категории бизнес-вумен в разы больше стартапов, которые ничем не заканчиваются, указала респондент.
«На этапе, когда ребёнок совсем маленький, свободного времени гораздо больше, идет генерация идей, – поясняет Ольга Рябинкина. – Но дитя растет и требует больше внимания. Так же, как и бизнес. На двух стульях усидеть невозможно. И будучи честными с собой, на этом этапе мамы-предприниматели часто либо делают паузу до тех пор, пока ребенок не пойдет в садик или школу, либо закрывают дело без перспективы его воскресить. И лишь немногим удается договориться со своей семьёй и взрастить стоящий бизнес».
У кого потенциал больше
В России женщин в малом бизнесе – чуть больше четверти, около 27%, тогда как в мире этот показатель намного больше.
«Эта цифра еще не такая уж большая для нашей страны, учитывая, что женщины – это половина трудоспособного населения, – отметила исполнительный вице-президент, сопредседатель комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России» Мария Щербаткина. – При этом есть очень высокий потенциал развития женского предпринимательства. Об этом говорит количество женщин на руководящих позициях в разных организациях. По разным данным, в 40-43% компаний России руководящие позиции занимают женщины».
«Опора России» обратилась к разным исследованиям стран мира и проанализировала отношение женщин к предпринимательству. Оказалось, что в мире позитивно к ведению предпринимательской деятельности относятся 70% женщин, в среднем 50% всех женщин чувствуют в себе потенциал, верят в успех и готовы делать первый шаг. В России эти цифры заметно ниже: позитивно к предпринимательству относятся около 50-60%, но видят в себе потенциал и готовность развивать свое дело только 20%.
«“Опора России” уже 13 лет занимается развитием предпринимательства абсолютно разных направлений – молодежного, отраслевых, но женский бизнес с точки зрения целенаправленной системной работы до сих пор не был выделен, – продолжает Мария Щербаткина. – Мы инициировали комитет, задачей которого видим в создании среды и инфраструктуры, которые позволили бы гораздо большему количеству женщин верить в себя, видеть в себе потенциал и возможности. Комитет будет информировать их об инструментах поддержки, реализовывать образовательные проекты для того, чтобы этот показатель приближался к среднемировому».
Как поддерживают женщин в бизнесе
Стоит отметить, что с точки зрения инфраструктуры поддержки у нас в стране отдельных направлений господдержки женского предпринимательства нет. Но в рамках работы минэкономразвития есть такое направление, как поддержка субъектов малого предпринимательства, к которым в том числе относятся женщины с детьми до семи лет. Соответственно, есть возможность получения субсидий в сумме до 1,5 миллиона рублей – в разных регионах лимит разнится. Данной субсидией в 2015 году воспользовалось только 15 регионов России из 85, что еще раз говорит о низкой информированности и популярности этой темы, указала Щербаткина.
«Конечно, женщины могут пользоваться всеми формами поддержки – для начинающих предпринимателей, субсидированием процентной ставки, лизингом и так далее, – комментирует Мария Щербаткина. – Но чаще только теоретически. Дело в том, что, как правило, женщины организуют свой бизнес в 30-40 лет – примерно в период рождения второго ребёнка. А если говорить про поддержку и гранты для начинающих предпринимателей, то там есть возрастной ценз в 30 лет...»
Совет женщинам: желая создать своё дело, стоит заглянуть на сайт «Опоры России» в раздел «женское предпринимательство». Помимо этого, есть центры инноваций в социальной сфере, центр поддержки предпринимательства при минэкономразвития, которые также могут проинформировать обо всех инструментах поддержки бизнеса, существующих в регионе.
«Опора России» намерена исправить отношение к женскому предпринимательству в России, основываясь на мировом опыте. Задача минимум – расширить возможности, которые позволяют женщинам в приоритетном порядке воспользоваться существующими мерами господдержки. Параллельно планируется запустить на федеральном уровне реализацию образовательных проектов.
«Совместно с фондом «Амвей – в ответе за будущее» мы запустили образовательный проект «Мама – предприниматель», – рассказывает Щербаткина. – Это курс минимальной финансовой грамотности, который позволяет женщинам вовлекаться в процесс бизнеса: бухгалтерия, налогообложение и доступные инструменты господдержки. В 2015 году опробовали проект в Красноярске, а в 2016 году намерены реализовывать его во всей России. Я верю в то, что женщин в бизнесе должно быть больше!»
В том, что подобное бизнес-образование в стране необходимо, у женщин, пробовавших себя развить своё дело, сомнений не возникает.
«Я никогда не пользовалась поддержкой государства для развития бизнеса по той простой причине, что не знала о существующих возможностях, – делится Ольга Рябинкина. – На первом обучающем семинаре я слушала лектора и поражалась: «Да ладно?!» Образовательные секции не просто нужны, они необходимы! Женщины не знают, что есть невозвратные субсидии, например, на старт бизнеса до 500 тысяч рублей, возмещение процентной ставки по кредитам, всевозможные гранты и так далее. Когда я создавала бизнес три года назад, мне об этом никто не рассказал, а на государственных сайтах информация спрятана таким образом, что открываешь сайт – и закрываешь, так и не выяснив ничего».
Но вообще поддержка общества колоссальная, уверяют бизнес-вумен. «Все женщины, которые приходят к нам на семинары, очень внимательно слушают лекции, задают вопросы, мы переписываемся по почте, созваниваемся, обсуждаем новые тренды и так далее, – говорит Ольга Рябинкина. – Женское предпринимательство – это очень интересная социальная среда, в которой хочется расти и развиваться и постоянно подстраивать свою бизнес-модель под условия кризиса, меняющегося рынка. И эта среда не отпускает – стоит только попробовать».
Фото: Фото Олега Каргаполова