25 июля истек срок подписания соглашения об обеспечении доступности услуг по ОСАГО в проблемных регионах, к которым относится и Челябинская область. Одиннадцать компаний его не подписали, чем это грозит их клиентам и как изменится рынок автострахования, выяснял Chelfin.ru.
Напомним, с начала года в ряде регионов России страховой бизнес в сегменте ОСАГО стал резко терять прибыли. Компании начали сворачивать свою деятельность, возник дефицит полисов. Российский союз автостраховщиков (РСА) разработал проект многостороннего агентского соглашения, реализация которого призвана повысить доступность полисов ОСАГО в Волгоградской, Мурманской, Ивановской, Ростовской, Челябинской областях и в Краснодарском крае. Главный принцип – распределение убытков от проблемных регионов между всеми участниками рынка при помощи агентских продаж, когда любой страховщик ОСАГО может выступать агентом любого страховщика ОСАГО.
Агентские продажи на основе двусторонних соглашений идут с 1 июня и демонстрируют положительные результаты. В Челябинской области дополнительно начали осуществлять продажи восемь компаний в июне, и еще одна страховая организация – в июле. Прирост заключенных договоров ОСАГО в регионе за июль составил 3% (68 205). Часть проблем в сложных регионах с очередями за два месяца решена, отметил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс: «Страховщики в июне-июле в добровольном порядке могли самостоятельно нарастить продажи, открыть филиалы, а могли прибегнуть к заключению двухсторонних агентских договоров со страховщиками, которые уже работают в соответствующем регионе и имеют филиалы».
На президиуме РСА, который прошел 19 июля, «Росгосстрах» и «ВТБ страхование» воздержались от подписания соглашения. Это было предварительное решение, окончательный срок присоединения к соглашению РСА обозначил 25 июля.
Отказ от подписания агентского соглашения, по сути, означает уход компании с рынка ОСАГО. «Это требование устава – компания, которая не выполняет решения общего собрания, исключается из профобъединения. Компания, которая не является членом РСА, очевидно, автоматом лишается лицензии по ОСАГО», – заявил директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук. На заседании президиума РСА было подтверждено, что такой механизм работал, работает и будет работать. Без исключений.
На тот момент «Росгосстрах» комментариев не давал, хотя в СМИ было много информации о том, что лидер рынка ОСАГО потерял интерес к этому сегменту. Вспоминали, что в самом начале дискуссии по формату работы единого агента «Росгосстрах» не соглашался более чем по 20 пунктам предлагаемого соглашения, рассказал источник на страховом рынке. Владельцы полисов «Росгосстраха» волновались о своей дальнейшей судьбе.
Тем не менее 25 июля ПАО СК «Росгосстрах» подало заявление в Российский союз автостраховщиков о присоединении к многостороннему соглашению об агентских продажах полисов ОСАГО. «Мы уверены, что “Единый агент” – это правильный и важный шаг на пути преодоления кризиса на рынке ОСАГО. Данная система должна быть гибкой, направленной на улучшение снабжения автомобилистов полисами ОСАГО в проблемных регионах, а также должна быть построена на принципах справедливости и соблюдения интересов всех участников рынка, в том числе в вопросах определения квот по долям», – отмечается в официальном сообщении компании. На сегодняшний день, по мнению представителей «Росгосстраха», актуальными остаются задача проработки всех бизнес-процессов, связанных с «Единым агентом», отладка механизма автоматического ограничения продаж того или иного страховщика в регионе, если его квота по доле уже достигнута, а также решение вопроса отказа от привязки к ПТС при определении компании при продаже через «Единого агента».
В РСА подтверждают: принципы работы «Единого агента» могут быть скорректированы после запуска. В итоге к соглашению присоединились 68 компаний. Как прокомментировал Игорь Юргенс, компании, которые присоединились к системе, занимают порядка 98% рынка ОСАГО по размеру собираемой премии.
Однако остались и те, кто к соглашению не присоединился. Это одиннадцать компаний: «Альянс», «БИН Страхование», «Благосостояние ОС», «ВТБ Страхование», «Д2 Страхование», «ЖАСО», «ИФ», «Капитал Страхование», «СГ МСК», «ТРАНСНЕФТЬ» и Страховая группа «Уралсиб». На территории Челябинской области работает четыре из них.
В «ВТБ страховании» заявили, что ожидают уточнения деталей предполагаемого агентского соглашения, которые окончательно пока не ясны. При этом в компании подчеркнули, что «ВТБ страхование» никогда не было активным игроком на рынке ОСАГО, доля этого вида в портфеле компании составляет 0,5%. По статистике РСА, в январе–мае 2016 года «Росгосстрах» на российском рынке ОСАГО занимал 25,35% по объему премий, «ВТБ страхование» – 0,17%.
ОСАГО не является целевым сегментом и для группы «Уралсиб». По словам руководителя дирекции внешних коммуникаций СГ «Уралсиб» Натальи Васекиной, именно поэтому группа не планирует присоединяться к новым объединениям: «В рамках новой стратегии развития страховая группа намерена активно развивать корпоративный бизнес и банкострахование».
В компаниях, отказавшихся от планомерного развития сегмента ОСАГО, подчеркнули, что сложившаяся ситуация никак не повлияет на уже заключенные договоры страхования – владельцам не о чем переживать. Все обязательства страховые будут выполнять в полном объеме.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com