В челябинских компаниях растет доля сотрудников, которые трудятся на «удаленке». Это общероссийский тренд. Сегодня уже четверть предприятий в нашей стране имеет в штате работников, полностью или частично работающих дистанционно. При этом чем «моложе» организация, тем чаще ее руководители сообщают о наличии такой занятости, выяснили специалисты аналитического центра НАФИ по итогам проведенного в июле исследования.
По данным аналитиков, 24% образованных в 2000-е годы компаний готовы отправить своих сотрудников работать из дома, в то время как в организациях, появившихся до 1990 года, доля таковых составляет всего 8%.
В большинстве случаев (61% компаний) удаленно работает не более 10% штата сотрудников. В каждой десятой организации их доля составляет 11–20%, в 23% компаний — от 20% до 90%. Наконец, в 6% организаций почти весь персонал работает удаленно.
Также исследователи отмечают, что каждый десятый руководитель сообщил о наличии планов перевести часть сотрудников или весь штат на дистанционный режим в ближайшие три года. В основном его планируется ввести не более чем для 10% персонала.
Те, кто не собирается никого переводить на «удаленку», объясняют это прежде всего спецификой работы предприятий, не позволяющей работать дистанционно (60%), отсутствием необходимости (20%), сложностью контроля рабочего процесса (5%).
«С каждым годом растет доля компаний, предпочитающих переводить частично своих сотрудников на удаленный формат работы, – говорит руководитель направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич. – По данным проведенного исследования, каждое пятое предприятие практикует такой подход, и на то есть причины. Во-первых, компания экономит средства на создании рабочего места. Во-вторых, работодатель экономит на стоимости трудовых ресурсов, ведь удаленно могут работать люди из сельских регионов, студенты, молодые мамы и прочие. В-третьих, сам сотрудник получает бонусы в виде снижения затрат на проезд, одежду и питание».
Тем не менее, отмечает эксперт, несмотря на очевидные плюсы, такой формат работы выступает скрытой формой прекаризации сотрудника (ситуации, при которой человек выключен из рабочего процесса и, что крайне важно, из неформального общения). При таком режиме работы ярко выражена информационная асимметрия, не позволяющая развиваться в профессиональном и карьерном плане. Кроме того, у работодателя нет возможности контролировать условия труда и соблюдение техники безопасности.