RU74
Погода

Сейчас-8°C

Сейчас в Челябинске
Погода-8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -12

2 м/c,

сев.

745мм 100%
Подробнее
1 Пробки
USD 108,01
EUR 113,09
Экономика Машиностроители сникли от господдержки

Машиностроители сникли от господдержки

За минувший год в сфере машиностроения Челябинской области проблемы не решились, а в некоторых отраслях даже усугубились. Не спасли от стагнации ни девальвация рубля, ни уход с рынка иностранных компаний. Участники этого сегмента рынка считают, что из-за высоких рисков отрасль нуждается в «комплексной опеке». Однако стараются и сами выискивать необычные повороты в развитии своего бизнеса, хватаясь за любую возможность. Почему машиностроители мечтают о господдержке, но плачут, когда государство решает им помочь, какие проблемы мучают эту отрасль, каковы прогнозы по ее развитию и другие подробности – в тексте на Chel.ru.

Ряды машиностроителей чистят конкуренцией

«В целом тренд в отрасли машиностроения по-прежнему отрицательный, хотя ряд позитивных моментов все же произошел, – комментирует председатель комитета по машиностроительному комплексу Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области Сергей Кравчук. – Рынок по разным сегментам сжался на 20-50%. Произошла девальвация. Иностранцы ушли с российского рынка в производстве многих видов машин. Не то, чтобы принципиально ушли, а просто стали неконкурентоспособными за счет девальвации рубля. И те предприятия, которые воспользовались их уходом, показывают либо минимальное падение, либо работают на прежнем, докризисном уровне. Но таких, к сожалению, немного.

Тренд на сокращение заказов и конкурентная борьба в отрасли будут только обостряться, считает эксперт. «У нас на предприятии сейчас есть заказы до конца года, может быть, на начало I квартала 2017-го. А дальше – тишина и понимание, что в целом будет примерно та же нерадужная история, что и в 2015 году, – продолжает Кравчук. – При этом планировать снова становится сложнее, наблюдается тренд на сокращение заказов. Значит будет обостряться конкурентная борьба, продолжится “чистка” наших рядов».

В пример он привел умерший в прошлом году краностроительный завод «Ивановской марки», в который входило четыре крупных предприятия. От ухода этого игрока пострадало и немало южноуральских компаний.

«Строительство стагнирует, соответственно, строительные краны не покупаются, – отмечает Сергей Кравчук. – Инвестпрограммы на предприятиях реализуются даже не взвешенно, а консервативно – никто денег в развитие бизнеса не вкладывает. Говорят, у нас новый драйвер – сельское хозяйство, значит будем туда двигаться. Хотя стоит понимать, что каждый рубль, вложенный в сельхозмашиностроение, дает только три рубля прибыли, а инвестиции в строительную отрасль давали пять рублей».

Есть много просто решаемых проблем

По мнению представителей рынка, развиваться малым предприятиям сейчас легче, чем гигантам, – они более гибкие.

«Наша компания – представитель малого бизнеса, и нам намного проще, чем коллегам, которые занимаются крупным машиностроением, которым достались в наследство советские гиганты с устаревшим оборудованием, ужасными вопросами по энергетике и так далее, – рассказывает директор ООО “ПромКаскад” Глеб Белич. – Я гибкий, могу развиваться и количественно, и качественно, в разных секторах рынка, разные продукты, можем экспериментировать в нефтеперерабатывающей, атомной отраслях, машиностроении, секторе массового производства... И ситуацию, которая сейчас складывается, я кризисной не считаю, а, сравнивая текущий год с годом 2009-м, понимаю, что сейчас в стране уже не так сложно развивать малые хозяйственные предприятия, как прежде. Мы регулярно получаем предложения о грантах, субсидировании, лизинге и так далее, начали заниматься экспортом – уже пошли продажи в Прибалтику, Польшу и Германию. Но проблемы, разумеется, есть».

Проблемы, по словам Белича, есть стратегические, сложно решаемые и просто решаемые. К просто решаемым он отнес глобальную нехватку информации по государственным и региональным программам, отсутствие единого доступного реестра производственных предприятий, который помогал бы ориентироваться в размещении заказов, контактах. Не хватает общих глобальных встреч с представителями производственных предприятий страны, чтобы перестать вариться в одном котле с южноуральскими машиностроителями.

«Безусловно, есть проблемы квалифицированных кадров, но они существуют во всем мире, – продолжает директор компании «ПромКаскад». – Уверен, что вузам нужно перестать жить своей жизнью, а промышленным предприятиям предоставлять больше возможностей для практики, заниматься молодежью – это уже не государственная проблема, а наша, производственная, – стратегическая и сложно решаемая одновременно».

Подлечить отрасль комплексной опекой

Компании малого и среднего бизнеса Южного Урала, производящие комплектующие для машиностроения, сталкиваются с очень большими проблемами – отсутствием финансов у заказчика, повышением конкуренции, активным демпингом других регионов, сокращением объемов производства, соглашается вице-председатель Совета ЧРО «Опора России», председатель комитета по промышленной политике ЧРО «Опора России» Денис Константинов. Однако у высококонкуретных технологичных предприятий с достаточно мощным техническим потенциалом с работой все хорошо, отметил он. Например, хорошо себя чувствуют предприятия, производящие конструкционные полимеры, которые отчасти заменяют металлоизделия. В то же время те, кто выпускает стандартную продукцию – металлоизделия, штамповки и так далее – с трудом выживают в высококонкурентной среде.

«У нас ошибочно полагают, что работа с инвестором заключается в предоставлении земельного участка и небольших финансовых преференций на начальном этапе развития бизнеса, – комментирует Денис Константинов. – К сожалению, ведение бизнеса как предприятия сегодня связано с колоссальными рисками: контролирующие органы, фискальные проблемы, всевозможные проверки… Предприятия нуждаются в комплексной опеке отрасли. Ведь они не имеют возможности работать исключительно над производством продукции. Они вынуждены находиться в постоянном стрессе: клиенты несвоевременно оплачивают заказы, образуется задержка с выдачей зарплаты, появляется трудовая инспекция, выписывает штрафы, которые повысились. И в таком неприятном состоянии находится большинство компаний».

Помощь предприятиям нужна всесторонняя и не только в поиске заказчиков, но и в том, чтобы с этими предприятиями своевременно рассчитывались, уверен Денис Константинов. Он добавил, что с участием «Опоры России» в регионе создано Агентство инвестиционного развития, которое помогает в решении огромного количества проблем по принципу одного окна.

Когда от господдержки тошно и тянет в сельское хозяйство

Между тем случается, что меры поддержки, оказываемые предприятиям или целой отрасли, приводят к плачевным результатам, а потому стоит тщательнее просчитывать, к каким последствиям может привести то или иное законодательное изменение, указывают спикеры Chel.ru.

«До того, как государство обратило на нас внимание, мы выпускали 2000 тракторов. – рассказал директор ООО “Трактор” Владимир Андрющенко. – Что изменилось? Дело в том, что в феврале этого года у нас в стране был введен утилизационный сбор для защиты внутреннего рынка от продукции иностранных конкурентов и для поддержки отечественного производителя. После этой “помощи” государства ожидаемый выпуск тракторов по итогам года – лишь 500 штук, то есть производство сократится в пять раз».

Размер утилизационного налога, который предприятие «Трактор» начало платить с апреля, привел к повышению стоимости трактора на 30%: трактор стоил 230 тысяч рублей, теперь его цена – 300 тысяч рублей. И поскольку покупатель этой техники – личные подсобные хозяйства, этот ценовой скачок многим оказался не по зубам, пояснил руководитель предприятия.

«Мы не были готовы к тому, чтобы ликвидировать производство, поэтому начали переориентироваться на выпуск сельхознавесок для своих тракторов, – продолжает Владимир Андрющенко. – Это позволило сохранить общий объем выпускаемой продукции в рублях. Но это тупиковая ветвь развития: не будет тракторов – не нужны будут и сельхознавески. Понимая это, в этом году мы решили опробовать свой комплекс по выращиванию картофеля – на пробу засеяли один гектар этим овощем. Хоть какое-то подспорье».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
53
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Пугает скорость вербовки срочников»: журналист — о шквале обращений от родителей солдат
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления