За минувшие сутки, по данным ЦБ, россияне сняли с карт более 111 миллиардов рублей. И челябинцы тоже активно идут за наличкой в банкоматы. Журналисты 74.RU решили провести эксперимент, чтобы понять, с какими проблемами сталкиваются сейчас южноуральцы, и отправились в рейд по банкоматам.
Повезет — не повезет
Сразу отметим, серьезного ажиотажа около банкоматов сейчас нет, но проблем у держателей карт это не отменяет.
Итак, первый в нашем маршруте — ТРК «Горки». Здесь представлены банкоматы разных банков. Мы приехали в комплекс днем, когда народу не слишком много, но к банкоматам то и дело подходили посетители, в основном чтобы снять наличные. Без проблем снимаем небольшую сумму в Сбере.
Переходим к аппарату ВТБ, где, судя по информации на табло, есть купюры по 100, 500, 1000 и 5000 рублей. Снимаем 400 рублей — всё работает.
Рядом банкомат «ЮниКредит Банка». К сожалению, проверить его работоспособность у нас нет возможности, но на экране выходит информация о том, что в аппарате есть купюры достоинством 100 и 500 рублей. Что ж, с крупной суммой будет не очень удобно, но на мелкие расходы снять можно.
Идем к аппарату «Альфа-Банка». Наш корреспондент снимает сразу пять тысяч рублей, но после того, как автомат выдает наличку, на экране появляется сообщение, что банкомат временно не работает. Уф, хорошо, не заглючил раньше.
— Заработал, да? — спрашивает подошедшая к банкомату женщина.
— Да что-то не очень! — отвечаем ей.
— Я минут 15 назад подходила — не работал. Думала, пройдусь по магазину — отвиснет.
— В «Фокусе» уже два дня не работает, — сетует другая женщина, тоже пришедшая с картой к банкомату.
Лимит — не более 2000 рублей
Отправляемся дальше. Едем в одно из отделений Сбербанка на проспекте Ленина. Кажется, вот уж где проблем быть не должно, но как бы не так.
Из трех банкоматов работают два. Мужчина разочарованно отходит от дальнего аппарата.
— Не работает, — вздыхает он и встает в длинную очередь к ближайшему от выхода терминалу.
Пожилой мужчина минут 10 пытается снять наличные, но машина каждый раз выдает ему по несколько купюр.
— Может быть, пригласить консультанта, чтобы вам помогли? — слышится предложение из очереди.
— Да он просто больше не дает, — начинает виновато оправдываться мужчина.
— За раз можно 50 тысяч снять, — вступает было в спор мужчина помоложе.
Решаю попытать счастья у дальнего банкомата. О, удача! Он работает! Очередь воспряла духом. Но на экране высвечивается предупреждение: «Введите сумму, кратную 500, и не более 2000 рублей».
Отхожу от банкомата со снятой купюрой.
— Работает? — с надеждой доносится из очереди.
— Работает, но не больше двух тысяч за раз выдает.
— У-у-у-у… — разочарован мужчина.
Кстати, снимаю в Сбере наличные с карты «Райффайзенбанка», приложение которого днем легло и напрочь отказалось работать. Деньги банкомат выдает без проблем, а вот заглянуть в личный кабинет не получается. На горячей линии клиентов сразу предупреждают, что произошел сбой и сейчас служба поддержки пытается устранить проблему.
Нерадужные перспективы
В цокольном этаже ТК «Радуга» — несколько банкоматов, но днем около них ни души.
На первом этаже оживленнее благодаря большому числу магазинов и банкомату Сбера. Впрочем, выдать нам наличку он отказался.
На этаже есть еще несколько банкоматов, в том числе «Райффайзенбанка». Проверяем его работу.
В магазине «у дома»
Едем в небольшой магазин, чтобы посмотреть, реально ли снять деньги в торговых комплексах формата «у дома». «Магнит» на Российской — то что надо. И что мы видим? Новый современный красивый банкомат.
Что говорят в банках
В банках подтверждают: спрос на наличные в Челябинске вырос, но успокаивают, что ситуация управляемая.
— Сеть отделений и устройств самообслуживания Сбербанка работает в штатном режиме, несмотря на увеличение интереса со стороны клиентов на операции по снятию денежных средств. Средства доступны нашим клиентам в полном объеме, — заверили в пресс-службе челябинского отделения Сбербанка. — Наш банк обладает всеми необходимыми ресурсами, опытом и экспертизой для успешной работы в сложившихся условиях.
— «Альфа-Банк» работает как обычно: платежи по картам Visa и Mastercard доступны по всему миру, валютные переводы проходят без ограничений, мобильное приложение и офисы работают в стандартном режиме, — говорят в пресс-службе «Альфа-Банка».
Более того, в пятницу, 25 февраля, Сбербанк, ВТБ, «Альфа-Банк» и банк «Открытие» выступили с совместным заявлением о поддержке клиентов.
— Уважаемые клиенты! Сбер, ВТБ, «Альфа-Банк» и «Открытие» обеспечивают бесперебойную работу всего финансового рынка. Для нас очень важно, чтобы миллионы российских семей, вне зависимости от обслуживающего их банка, чувствовали сегодня и всегда уверенность в завтрашнем дне, зная, что их средства в безопасности, — говорится в заявлении. — Мы считаем важным обратить внимание, что каждый из банков продолжает обслуживать клиентов в штатном режиме и делает всё необходимое, чтобы пройти этот нестабильный период спокойно. Банковское сообщество готово к различным сценариям: у нас достаточно ликвидности для удовлетворения спроса, нет ограничений на снятие наличных ни в банкоматах, ни в отделениях. В условиях санкций мы координируем свою деятельность и совместно с Центральным банком работаем над обеспечением бесперебойной и устойчивой работы. В кризисные моменты высока вероятность необдуманных действий. Поэтому пусть источником информации для принятия решений в эти дни станут только официальные интернет-площадки банков, наши горячие линии и сотрудники в отделениях.
Сегодня стало известно, что карты попавших под санкции из-за событий на Украине банков не смогут использовать Apple Pay и Google Pay. В Центробанке объяснили, как ограничения отразятся на клиентах.
Всю информацию о военной операции на Украине мы публикуем в онлайн-трансляции.
Дорогие читатели, мы вынуждены закрыть комментарии в материалах, касающихся темы спецоперации на Украине и ее последствий. Это мера вынужденная, но надеемся, что временная. Спасибо за понимание!