В конце октября, когда только ленивый не заметил повышения цен на сливочное масло, российские власти договорились закупать этот продукт в Турции. Пробную партию этого товара первой необходимости завезли в страну уже 29 октября.
Дойдет ли турецкое масло до покупателей в Челябинске, придется ли по вкусу и по карману — узнали у экспертов, а также у самих производителей сливочного в Турции.
О том, что в конце октября в Россию завезли 20 тонн сливочного масла из Турции, бодро рапортовали как наши, так и зарубежные СМИ. Для ближневосточной страны российский рынок давно представляет большой интерес, и теперь вслед за помидорами и яйцами последовала молочная продукция. Предполагается, что появление еще одного игрока на рынке поможет снизить цены на сливочное масло, которое с сентября демонстрировало просто улетный рост стоимости.
Екатерина Базарова, руководитель по работе с корпоративными клиентами управления транзакционного бизнеса российского банка отмечает, что решение Россельхознадзора разрешить импорт 20 тонн сливочного масла из Турции на фоне растущих цен в России вызывает множество вопросов.
— С экономической точки зрения рост цен на молоко и масло в России вызван увеличением затрат российских производителей и инфляцией, — рассказала 74.RU Екатерина Базарова. — Отгрузка 20 тонн масла может увеличить так называемые ликвидные товары на рынке с подогретым спросом, но такие объемы вряд ли существенно повлияют на цены. Затраты российских производителей будут расти в долгосрочной перспективе, и они не смогут быстро адаптироваться к новым условиям, что делает эту политику более транзитной, чем внутренней.
Экономист, старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Рута Абрамова называет поставку 20 тонн сливочного масла из Турции тестовым вариантом и считает, что этот шаг вряд ли сможет существенно повлиять на снижение цен в российских магазинах.
— Они сейчас тестируют, изучают спрос на российском рынке на сливочное масло, — говорит Рута Абрамова. — Поэтому посмотрим, как пройдет тест, понравится ли россиянам сливочное масло из Турции и примет ли его рынок. У Турции, конечно, есть выгода захватить рынок, для нас это не очень выгодно. Транспортировка будет дорогая. Лучше производить масло в самих регионах.
Пока на рынок успела зайти только одна компания — производитель сливочного масла в Турции Pınar. Это одна из наиболее популярных марок в республике.
Бренд Pınar («Пынар», в переводе с турецкого «источник») входит в состав компании Yaşar Holding, которая была основана в 1973 году и с тех пор является одним из лидеров на турецком рынке продуктов питания. Сливочное масло известно качеством и насыщенным вкусом, подходит для различных кулинарных нужд — от выпечки до приготовления горячих блюд.
— В настоящее время в России уже продается марка Pınar, она относится к сегменту выше среднего. Про другие марки информации нет, — рассказала 74.RU политолог, эксперт по Турции Екатерина Караджа.
В России 200-граммовую пачку этого товара продают за 579 рублей, тогда как в стране производства она стоит 99,95 лиры — по нынешнему курсу это 285 рублей. Очередной повод вспомнить старую русскую поговорку про телушку, полушку и дорогой перевоз.
Также мы сравнили, сколько стоит масло в Турции и Челябинске. Так, в «Спаре» можно найти этот продукт эконом-варианта по цене 169,99 рубля за 180 граммов, за 209,99 рубля продают товар из соседней области, а масло с импортным названием — по 329,99 за этот же вес.
Самое бюджетное масло в турецком магазине аналогичного уровня стоит 82 лиры — 234,1 рубля, правда, в пачке уже 250 граммов. А килограмм сливочного одним брикетом можно купить за 349,95 лиры, или 999 рублей.
При этом в турецких магазинах широкий выбор марок сливочного масла. Есть фасовка от 125 граммов до килограмма, от производителей молочных продуктов, имеющих давнюю историю на местном рынке и зарекомендовавших себя у потребителей, до собственных брендов торговых сетей — они обычно дешевле.
Также сливочное масло в Турции продают и сами крестьяне — например, на районных базарах, которые проходят раз в неделю, или же ярмарках сельхозпродукции. Один из регионов, который часто представляет сливочное масло на выставках, — это Трабзон. Он расположен на побережье Черного моря — аккурат напротив Сочи и Краснодарского края.
Вопрос о том, собираются ли они поставлять масло в Россию, очень удивил сельхозпроизводителей из Трабзона.
— Мы продаем масло только у себя, в Турции, и ничего не знаем про иностранный рынок, — пожал плечами продавец по имени Хасан.
— Конечно, если бы была такая возможность — продавать наше масло в России, то мы бы с радостью. Попробуйте, оно очень вкусное, свежее, всё натуральное, русским точно понравится, — заулыбался его коллега Али. — Скажите Путину, что мы готовы заключить с ним контракт!
При этом многие эксперты сходятся во мнении, что из поставки, о которой в конце октября рассказали в Россельхознадзоре, до Челябинской области не дойдет ни пачки.
— Скорее всего, масло будет продаваться в регионах Центральной и Южной России, а также в регионах, которые традиционно потребляют турецкие продукты (например, Татарстан), — считает Екатерина Караджа.
— Я думаю, что если сливочное масло поставляют по Черному морю из Турции, то в близлежащие регионы России, — добавляет Рута Абрамова. — Если тестовый вариант пройдет успешно и потребителям будет интересен этот продукт, то, я думаю, будут поставлять масло и в другие регионы. По крайней мере, проблем с теми регионами, которые граничат с Турцией по Черному морю, не будет — туда не такая дорогостоящая будет транспортировка, нежели в регионы, которые вообще находятся в другой части России.
— Турецкое масло не кажется многообещающим на фоне международного контекста; страна не ассоциируется с производством масла. Однако такое решение имеет как экономические, так и политические аспекты, — отмечает Екатерина Базарова. — Когда речь идет о санкциях и охлаждении отношений с Западом, Россия стремится наладить отношения с Турцией, а также с другими государствами. Импорт масла может заявить о том, что страна открыта для бизнеса и ищет альтернативные источники международного сотрудничества. Это также демонстрирует диверсификацию экономики и готовность адаптироваться к изменениям.
Опрошенные 74.RU эксперты сходятся во мнении, что импорт турецкого масла можно рассматривать скорее как стартовый маневр, чем как эффективный шаг, направленный на снижение цен. Стабильность в долгосрочной перспективе может быть достигнута только при поддержке российских производителей и снижения затрат.
А вы заметили турецкое масло на прилавках?