Современная жизнь меняет ритм ежеминутно. Возникают новые виды деятельности, и, как следствие, рождаются новые профессии. Так, еще несколько лет назад профессия public relations представлялась нам чужеземной экзотикой. Сегодня же любой российский бизнес, государственные предприятия и ведомства, общественные организации, а также отдельные люди – политики, актеры, певцы, спортсмены – немыслимы без специалистов по связям с общественностью. Конкурс на обучение этой специальности в вузах традиционно занимает высшие строчки рейтингов. Только ли вчерашним школьникам необходимы PR-знания, что дает человеку обладание навыками этой профессии и в чем своеобразие набора на «связи с общественностью» Челябинского государственного университета, мы поинтересовались у начальника Управления по связям с общественностью ЧелГУ Дмитрия Филиппова.
– Дмитрий Евгеньевич, с какой целью Челябинский госуниверситет, кроме классического варианта, предлагает обучение public relations специалистам, уже обладающим высшим или средним образованием?
– Не секрет, что обладание только одной специальностью ограничивает человека в профессиональном росте. Поэтому наша цель – вооружить инструментом, дать возможность расширить существующие знания с помощью дополнительной специальности «связи с общественностью». Так же, как человеку необходим иностранный язык, так и «связи с общественностью» помогут расширить профессиональные горизонты. Представитель любой отрасли, обладающий этими навыками, востребован на рынке.
PR-специалисту необходимо профессиональное знание той отрасли, в которой он работает, ее целевой аудитории, терминологии, принципов деятельности, основополагающих процессов.
Поэтому мы и предлагаем человеку, имеющему знания, навыки и опыт, за 3,5 года получить новую специальность, которая может стать как самостоятельной, так и дополнительной профессией.
– Кто в таком случае является целевой аудиторией вашего образовательного курса?
– Это образовательный продукт для тех, кто уже свою дорогу выбрал. Мы приглашаем вчерашних выпускников техникумов, которые получили среднее специальное образование и не хотят останавливаться на достигнутом, а жаждут приобрести востребованную рынком высокооплачиваемую работу. Представителей сферы бизнеса: собственников коммерческих предприятий, руководителей малых, средних и крупных организаций, начальников отделов маркетинга и рекламы, маркетологов, менеджеров. Специалистов бюджетной сферы: медицины, образования, органов государственной и муниципальной власти, где финансирование на продвижение минимально, а цели и задачи необъятны. Студентов старших курсов, которые осознают, что им необходимы эти знания, для того чтобы стать более конкурентоспособными.
Одним словом, наше предложение – для тех, кто обязательно состоится как профессионал.
– А без образования в области PR с этими задачами не справиться?
– Профессионалы понимают: свою деятельность нужно продвигать. Примерно догадываются, в каком направлении. Но как, что, зачем и почему – этой ясности нет. Зато есть много вопросов. Например, как сформировать собственный имидж, развить бренд своей организации, укрепить корпоративный дух, усилить маркетинговые коммуникации, кому адресовать информацию, как выбрать канал ее распространения, как с помощью коммуникации увеличить прямые продажи, как правильно сказать о себе. Знание принципов и технологий связей с общественностью позволяет ответить на эти вопросы, а также добиться поставленных целей с меньшими затратами и большим эффектом.
– Какие знания, умения, навыки приобретут студенты в ходе обучения?
– Формировать общественное мнение. Устанавливать и поддерживать связи со средствами массовой информации, рекламными, консалтинговыми агентствами, с государственными и общественными структурами, политическими партиями. Использовать технологию и методику проведения опросов общественного мнения. Планировать и организовывать рекламные, информационные и PR-кампании. Владеть навыками работы в кризисных ситуациях. Проводить корпоративные мероприятия. Управлять коммуникационными средствами и потоками.
– Кто будет преподавать дисциплины на курсе?
– Конечно, преподавать будут специалисты высшей категории – профессора и доценты, но акцент все же будет сделан на практику. В числе прочих будут преподавать специалисты, обладатели всех пиаровских премий, которые существуют на сегодня в стране – «Белое крыло», «Серебряный лучник», «PRоба».
Такой подход обусловлен нашим успешным опытом преподавания именно для категории слушателей со среднеим профессиональным и высшим образованием, так как «связи с общественностью» в ЧелГУ мы начинали именно как дополнительное образование. Многие из наших выпускников пришли получать второе образование, будучи еще студентам старших курсов различных факультетов. Они почувствовали потребность в дополнительных знаниях, которые сделают их на несколько ступеней выше, а значит, успешнее в финансовом и моральном плане, чем другие. Практически все нашли свое место в профессии, а значит, и в жизни, в качестве сотрудников государственных органов, коммерческих организаций, в сфере юстиции, информационных технологий, а кто-то начал по-новому развивать собственный бизнес.
– Какие экзамены нужно сдавать для поступления на этот курс?
– Вступительные испытания – экзамен по русскому языку, проводимый предметной комиссией вуза. А вообще, в приемной комиссии вас всегда встретит консультант, который подробно объяснит, как попасть на курс и что вы получите в результате обучения.
– Какова форма обучения специальности «связи с общественностью» в ЧелГУ?
– Форма обучения – заочная с элементами дистанционного образования. Связи с общественностью – уникальный образовательный продукт. Дело не только в том, чему мы будем учить, а в том даже, как мы будем это делать. Это перевернет ваши представления об учебном процессе. Если вы уже состоявшийся человек и время расписано буквально по минутам – наше образование гармонично впишется в ваши планы. Будут и традиционные лекции, и традиционные практические занятия, зачеты, экзамены, но упор делается не на это. Мы готовы давать знания дистанционно, по самым современным методикам. Это означает – удобное время и место для обучения, постоянный контакт с преподавателем, индивидуальный график обучения, экономия времени и денег, обучение с использованием системы дистанционного обучения Moodle и собственной разработки Челябинского госуниверситета – системы интернет-лекций Mentor. Кроме того, студентов ждет принципиально новая модель обучения, основанная на проектном подходе. То есть во время обучения будут создаваться творческие коллективы студентов, которые в рамках реализации конкретного проекта осваивают отдельные PR-технологии, а экзамен по предмету проходит в форме защиты проекта.
Техническая сторона нашей работы – в надежных руках. Челябинским государственным университетом заключено соглашение с одной из крупнейших компаний Уральского Федерального округа – ОАО «Уралсвязьинформом». В процессе обучения мы будем использовать их новейшие разработки и возможности в сфере коммуникаций.
Вернитесь на пару десятилетий назад: мы жили не очень богато, но спокойно внутренне, в мире с самими собою. Современная жизнь заставляет бороться, постоянно конкурировать, быть хотя бы на один шаг, но впереди, постоянно искать свое место в жизни. Связи с общественностью по большому счету – очень серьезные знания, которые помогают человеку в этом. Они позволяют правильно спозиционировать себя, а значит, сконцентрироваться, отсечь лишнее, бить в одну точку, чтобы достичь своей цели.
Челябинский государственный университет
Институт информационных технологий
454001, г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129, ауд. 202А
8 (351) 799-71-57
e-mail: gazeta@csu.ru