RU74
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Челябинске

Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +1

0 м/c,

749мм 93%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Образование Вузы пошли в народ

Вузы пошли в народ

Ежегодно за право стать alma mater для выпускников школ сражается около 50 вузов Челябинской области – 30 государственных и 20 негосударственных. Но демографическая ситуация такова, что с каждым годом потенциальных студентов становится все меньше. Поэтому конкурентная борьба возрастает. Ради того, чтобы привлечь к себе, вузы используют все новые способы. В каждом учреждении это происходит по-своему. Часто учеников «приручают» еще со школьной скамьи. Подробнее об этом и других приемах согласилась рассказать декан филологического факультета Челябинского государственного университета Ирина Карташева.

– В университете существует, например, институт довузовского образования. Возглавляет его профессор, доктор педагогических наук Елена Мартынова. Действуют при ЧелГУ и университетские классы. Ребята, обучающиеся в них, как правило, поступают затем учиться в университет. И есть традиция взаимодействия со школами. На нашем факультете эту работу начинала когда-то декан Галина Шишмаренкова, еще в конце 80-х годов. Мы начали взаимодействовать с классами гуманитарного направления. Первые, с кем установили связь, – лицей №11 и школа «Наука» (№35).

Если говорить о сегодняшнем дне... Наши преподаватели работают с учениками старших классов начиная с восьмого, разными способами. Предположим, для подготовки к поступлению в университет организованы курсы. Постоянно сотрудничаем со школами. Например №15, 82, 86, 18... Всего более 20 школ Челябинска. Ведем там уроки, присматриваем одаренных ребят. С одаренными наши преподаватели работают и в качестве тренеров. Готовят к участию в олимпиадах.

Еще есть в общеуниверситетской системе малая академия. Тоже для старшеклассников. Наши преподаватели – со всех факультетов – читают там лекции. Любой старшеклассник может прийти и определить для себя, какой из факультетов его более всего привлекает, где интереснее.

С чем приходилось сталкиваться? Многие школы сегодня борются за высокое место в рейтинге. А такой, скажем, предмет, как литература, традиционно труден для экзамена. Ребята нам жалуются: им запрещают сдавать литературу в школе! Боятся испортить показатели. Поэтому, конечно, без дополнительной работы с абитуриентами не обойтись.

Это традиционные формы. А что-то новое используете?

– На нашем факультете существует форма самоуправления. И вот, студенты-активисты, участвующие в самоуправлении, обратились как-то ко мне: хотим быть волонтерами, будем ходить по школам, приучать к вузу школьников. Работа, как они решили, не будет носить массового характера. Это некий эксперимент. Мы наметили привлечь к нему четыре-пять школ. Что уже сделано? Наши студенты пригласили ребят сюда, на факультет. Подготовили для них концертное выступление. У нас немало студентов-участников самодеятельности, есть кавээнщики. Они устроили презентацию факультета. Рассказали, как мы живем, чем дышим, где бываем. Это состоялось в нынешнем году. И школьники заинтересовались! Подходили, спрашивали, как поступить, что для этого надо сдавать и прочее. Особенный интерес проявили ребята из турецкого лицея. Нам эти дети интересны, они занимаются углубленно языком, литературой. Потенциально – наши люди!

Еще один прием. Собирается сборная команда преподавателей – с разных факультетов. Выезжаем в какую-то школу и проводим там День университета. Рассказываем о вузе, о специальностях, о студентах и открывающихся возможностях. И так – в течение всего года.

Не раз приходилось слышать сетования педагогов: снижается порог образованности у новых поколений учеников. Сотрудники вузов это тоже, наверное, ощущают?

– Тяжелая ситуация была года четыре назад. Сейчас, мне кажется, получше. На нашем факультете удерживается определенная планка качества. Считаю, это благодаря титаническим усилиям учителей русского языка и литературы всей Челябинской области. В целом же если учитывать, что в школах сейчас не учат, а оказывают образовательные услуги (что в корне неправильно!), дают не системные знания, а элементарно «натаскивают» на сдачу ЕГЭ... Во что это в итоге выливается? Мы наблюдаем, например, что студенты не умеют создавать связный текст. Надо ведь писать курсовые, дипломные работы. Раньше гуманитарии выполняли эту задачу без труда. А сейчас... Приносят какие-то обрывки разных текстов, не могут их соединить в нечто более связное. Навыков устной речи тоже нет. Им проще объясняться в письменной форме: «Задайте вопрос, мы ответим вам письменно». Это жертвы Интернета, компьютеризации. Увы, читать ученики школ стали меньше. А навыки общения, привычка мыслить и говорить связно развивается именно благодаря чтению. Это, я считаю, трагедия. И это общегосударственная проблема!

Очень хочется, чтобы русский язык и литература занимали в системе образования достойное место. Преподавать их в вузах следует не только студентам-гуманитариям. Сейчас это понемногу начали понимать. И на некоторых непрофильных, казалось бы, факультетах преподают русский язык. Но это не коснулось, к сожалению, литературы. Считается, она нужна только филологам, это некий второстепенный предмет. Но жизнь показывает обратное. Без знания литературы, постижения основных приемов формирования текста невозможно затем самому грамотно составить осмысленный, логический текст. Поэтому, считаю, и литература должна стать обязательным предметом для изучения на вузовских факультетах. Нужна общегосударственная политика в отношении гуманитарных наук. А у нас пока идет планомерное сокращение этой зоны. Количество бюджетных мест на это направление уменьшается.

Сейчас между вузами идет конкурентная борьба, не всегда корректная. Вас это как-то затронуло?

– Приходилось сталкиваться... Наши преподаватели приходят в школу, а их туда не пускают. Школа, допустим, уже «занята» другим вузом (конкурентом). И директор, соответственно, против нашего там присутствия. Или такой случай. Девушка поступала к нам и одновременно в другой вуз. Причем подлинник аттестата она отдала как раз в другой вуз. Но вот она набирает нужное количество баллов и делает выбор: буду учиться здесь. Однако документ ей в том вузе не отдают. А для зачисления необходим только подлинник. Девушка обратилась к нам за помощью, мы вынуждены были вмешаться. Мне пришлось звонить в тот вуз, убеждать отдать документы. И такой случай не единственный. Раза три-четыре подобное было.

Порой происходят не очень корректные выпады против университета. Вблизи нашего учебного корпуса, например, размещали свои растяжки, зазывающие поступать учиться именно к ним, разные другие вузы. Не очень хорошее впечатление... В Интернете, на форумах, запускают разнообразные нелепицы. Но это, как знаем, не только в отношении нас происходит. Распространенная практика.

Однако, я думаю, борьба за студентов не должна превращаться в борьбу без правил. Это плохо и для студентов, и для вуза – вредит имиджу. Мы учим студентов нравственности, говорим о гуманизации, а сами, получается, поступаем некорректно. Неувязочка.

Фото: Фото автора

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter