Небоскребы — обязательный признак большого и развитого города. По крайней мере, многим это привила массовая культура. Не зря в «Москва-Сити» многие ездят просто, чтобы пофотографироваться. Казалось бы, город-миллионник подходит как минимум под категорию «больших» и небоскребов там должно быть выше крыши. Взять тот же Даллас в США — население 1,3 миллиона, очень высокий даунтаун там есть.
Челябинск при аналогичном населении кажется «низким», высокие архитектурные доминанты назвать трудно. Мы поговорили с урбанистом и застройщиком и выяснили, почему так вышло и появится ли у нас свой район небоскребов.
Почему не сложилась культура небоскребов
— У нас город довольно странно развивается. На окраине стараются строить много довольно высоких домов, — отметил урбанист Григорий Шевченко, — иногда там, где даже толком нет доступа к общественному транспорту. А в урбанистически хорошем городе высотная застройка имеет место, если на окраине строятся малоэтажные дома, а в центре — как раз уплотнительная застройка из высоких домов.
Это, по словам эксперта, сказывается, например, на отсутствии пробок в часы пик. Ведь если на окраине расположено много высоких домов, их жители по утрам едут в центр на работу. Вечером — обратно. А когда все высотки в центре, ситуация в корне меняется.
— У нас вообще плотность жилья очень маленькая для города-миллионника. Большая плотность только где-то в сторону выезда из города. Это большая проблема, сильная нагрузка на дороги, — добавил Григорий Шевченко.
В сравнении с соседним Екатеринбургом, по словам урбаниста, Челябинск по высотности застройки заметно ниже. Он предположил, что исторически так вышло, потому что Челябинск изначально не рассчитывался на такое большое население:
— Большая часть населения здесь появилась во время Великой Отечественной войны, когда сюда эвакуировали заводы. До этого Челябинск был достаточно маленьким по населению, до 40-х годов большинство домов были просто для работников местных предприятий. Уже после начали застраивать Северо-Запад типовыми девятиэтажками.
Согласно переписям, население Челябинска в 1939 году составляло 273 тысячи человек. В 1956-м — уже 612 тысяч, в 1967-м — 836 тысяч.
Но более высокие дома строить не было смысла.
— Девятиэтажка — это намного дешевле, чем более высокие дома. Тут нужен всего один лифт, не нужна отдельная пожарная лестница по ГОСТу. Девятиэтажка проще в постройке, потому что не нужно привлекать сложную технику, высокие краны. То есть, нужно было быстро и дешево застроить город жильем для появившегося населения, — объяснил Григорий Шевченко.
Сейчас самое высокое здание в Челябинске — деловой центр «Челябинск-Сити» (23 этажа, 111 м, построен в 2007 году). На втором месте деловой центр «Бовид» (27 этажей, 101 м, построен в 2014 году). Третье место у жилого комплекса «Король Плаза» (25 этажей, 90 м, построен в 2016 году).
Вплоть до 90-х годов самыми высокими домами в Челябинске оставались 16-этажки на Комсомольском проспекте. Первые попытки возводить небоскребы, по мнению урбаниста, были несуразными:
— Опыт постройки небоскреба «Челябинск-Сити» был странным. Посреди «исторички» вдруг выросло здание, которое несоразмерно по своим масштабам и вообще не вписывается в общую канву.
В итоге потенциал этого здания, возможно, не смогли полностью реализовать, что могло отпугнуть новых застройщиков от подобных идей.
— Не смогли сделать его знаковым символом Челябинска. Например, в Екатеринбурге про башню «Высоцкий» все слышали, в ней находится один из самых престижных отелей, рядом находится башня «Исеть». А «Челябинск-Сити» не имеет каких-то маркеров, которые бы его выделяли, никаких известных отелей и ресторанов там не было. Только сейчас его стали развивать с этой точки зрения, — отметил Григорий Шевченко.
Что мешает расти вверх
В общем, культура небоскребов не прижилась. Есть мнение, что так сложилось из-за промышленного характера города. Якобы, на горизонте — сплошные заводы с дымящими трубами, поэтому на верхних этажах никто не хочет ни отдыхать, ни работать. Директор агентства недвижимости «Самолет плюс» в Челябинске Игорь Чернядьев с этим утверждением не согласен:
— Теоретически это так, но на практике, наверное, нет. Бизнес-центр «Бовид» построен практически в промышленной зоне. Там есть ресторан наверху. Оттуда вид и на предприятия, и на гаражи. Но «Бовид» же построили, значит, нет подтверждения этого тезиса. Нет же такого, что люди поднимаются на верхние этажи, смотрят в окно и говорят: «Фу, мы больше сюда не придем». Офисы там все хотят арендовать.
По мнению Игоря Чернядьева, у горожан сейчас происходит переосмысление промышленной зоны:
— Мне кажется, люди постепенно начинают думать, что промышленная зона — это не токсичная территория. Что вид на нее не является негативным фактором. Я бы не сказал, конечно, что он и позитивный — это не парк развлечений, не пруды и уточки. Но человек в современном мире смотрит в окно высотки — да, у него с одной стороны промышленная зона, а с другой — парк, с третьей — еще одни высотки. Это и в «Бовиде» есть, где видно и проспект Ленина, и железную дорогу, и заводы.
Отсутствие в Челябинске небоскребов может объясняться проще: условные 30-этажные офисники — это необходимость крупного экономического центра региона, наш город, кажется, не привык осознавать себя таковым.
— Челябинск на вторых ролях. Представительства крупных компаний, региональные офисы находятся в Екатеринбурге. Это стало особенно заметно, когда Екатеринбург официально признали столицей УрФО. Я работал в трех крупных компаниях, и всегда глава по региону сидел там, а у нас были просто дополнительные офисы. В итоге в Екатеринбурге зарплаты минимум процентов на 20 выше. И потребление у них выше. Это сказывается вообще на всем, в том числе на спросе на жилье, на стоимости земли и квадратного метра, — отметил Игорь Чернядьев.
Причем пункт про более высокую стоимость земли в Екатеринбурге, по его словам, здесь особенно важен:
— Если в Челябинске стоимость земли не такая высокая, то можно построить два дома по 25 этажей, вместо того, чтобы строить один 50-этажный. Можно же себе позволить два участка купить.
И для застройщика это будет выгоднее, ведь обеспечить полную загрузку 50 этажей намного сложнее, чем 25.
— И может быть так, что 25-этажный дом на порядок дешевле в постройке, чем 50-этажный, потому что там коммуникации другие, — объяснил эксперт.
Ждать ли Челябинску свой «Сити»
Впрочем, эксперты признали, что в последние годы ситуация меняется. Стали чаще строиться очень высокие здания, например, 100-метровый небоскреб на Алом Поле. И это не исключение, а тенденция. Но взгляды на будущее «высокого» Челябинска у урбаниста и застройщика не сошлись.
— Не думаю, что найдут место, чтобы организовать район «Челябинск-Сити». Если только освободят площадку и начнут стройку там, где здание «Княжеского» сносят, — считает Григорий Шевченко.
Да и необходимости у города, по мнению урбаниста, в этом нет:
— Не факт, что это понадобится. Потому что в центре уже есть офисные помещения, которые пустуют. А «Челябинск-Сити» — это была бы смесь офисных центров, отелей.
При этом уплотнительная застройка жилыми помещениями в центре нужна: там живет слишком мало людей. Но речь опять-таки не про небоскребы:
— Нужно в центре строить дома, которые повысят там плотность населения. Это поможет развитию экономики города. У нас в основном в центре работают, а живут на окраинах. И получается, что после шести часов вечера центр вымирает. А хотелось бы, чтобы вечером там оставалась жизнь не только на Кировке, но хотя бы на соседних улицах, как это происходит, например, в Екатеринбурге. Там же в центре плотная застройка жилыми домами и жизнь по вечерам есть не только на Вайнера.
Игорь Чернядьев считает, что аналог района «Москва-Сити» в Челябинске появиться может, и это будет хорошим решением:
— Есть такой шанс. Сложный вопрос, что будет происходить с городом в ближайшие лет пять. Мне кажется, у Челябинска хорошие перспективы, сейчас у него позитивная страница в истории. Это значит, что будут рабочие места, высокие зарплаты, хороший рынок. Здесь будут и застройщики. Получается, будут востребованы как жилые, так и коммерческие помещения.
Проблем с местом для условного «Челябинск-Сити», по мнению Игоря Чернядьева, возникнуть не должно — есть много улиц, на которых стоят сталинские двух- и трехэтажки.
— Можно взять эти места под реновацию. Я думаю, есть и пустыри, на которых можно построить «Челябинск-Сити». Нужно, чтобы небоскребы появлялись. Это говорит о современности города, о том, что город экономически развивается. Если краны в три раза выше — это перспективы, это жители, это бизнес. Как говорится, одно рабочее место подтягивает за собой семь других. Можно точечно строить высотки, можно комплексом. Но это нужно, — уверен директор агентства недвижимости.
Но это, по словам Чернядьева, должно в большей мере касаться коммерческой недвижимости.
— Раньше офисы в девятиэтажках были. Сейчас эти 9–14 этажей должны быть все менее и менее востребованными. Живем в малоэтажках, работаем в башнях. Между ними — классная инфраструктура, транспорт. Вот они, перспективы. Город будущего, — заключил эксперт.
Как считаете, Челябинску нужен район небоскребов?
Кстати, единственный завод, где производят сверхбольшие — длиной до 12 метров — архитектурные стеклопакеты, работает в Челябинске. Здесь делали фасадное стекло для «Москва-Сити» и Шереметьево, ледовой арены «Трактор» и бизнес-центра «Высоцкий». Мы посетили цеха и посмотрели, как производят «одежду» для небоскребов.