«Теория практике не товарищ»...Такой девиз у сегодняшних студентов и без пяти минут выпускников вузов.
У нас, студентов, часто возникает вопрос: почему теоретическая программа, составленная в университете, не всегда совпадает с требованиями и навыками, которые запрашивают работодатели? И если согласиться с таким мнением, что «в университете мы получаем образование, а на работе – профессию», то зачем же тогда нужно корпеть над книжками, много заниматься и читать, если это в корне расходится с тем, что будет потом после пяти лет обучения в университете? Получается, что можно особо не стараться, ничего не учить, а просто посещать пары – делать вид, что учишься, да и факультет на таких основаниях можно выбрать тот, где, казалось бы, учиться проще или денег за обучение платить приходилось бы меньше.
Ни для кого не секрет, что молодых специалистов, «зеленых» новичков работодатели неохотно берут не то что на работу, но даже и на практику. Хотя казалось бы чего уж проще, ведь практиканты – как-никак бесплатная рабочая сила. Но и эта сила не всегда востребована.
Для того чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо узнать в деталях, как студенты устраиваются на практику (а потом и на работу), и с чем им приходится сталкиваться. А для этого обратимся к тем, кто уже на собственном опыте прошел через это или, по крайней мере, попытался это сделать.
Выпускник факультета электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства ЧГАА Денис Негин (2010 год): «Практика на нашем факультете начинается летом после 2 курса, длится она около 6 недель, и по ее окончании в университет для подтверждения нужно предоставить письмо – гарант того, что я прошел практику. Место для нее нужно было найти самому, так как я живу в пригороде, то хотел найти место поближе к дому. Когда я приехал в предполагаемое место практики, то главный инженер сказал мне, что письмо будет предоставлено только в том случае, если я за все время практики ни разу не появлюсь в их организации. Очевидно, практиканты им были не нужны, а письмо он мне отдал сразу, таким образом, вместо первой практики у меня получились каникулы. Сильно я не расстроился и решил, что на следующий год я не буду тратить время, а просто сразу пойду устраиваться на работу. Так и получилось – на старших курсах я работал, а потом просто делал отчет и вел дневник уже для защиты практики в университете. Звание «практикант» мной благополучно забылось. Считаю, что приобретенные за время учебы теоретические навыки на работе мне действительно пригодились. Если не знать этого минимума, то даже в разговоре коллег ничего не поймешь, не говоря уже о дальнейших заданиях».
А на юридическом факультете ЧелГУ ситуация несколько иная. С нами делится студент 5 курса Максим Райников:
«Сначала я проходил практику в прокуратуре, в следственном отделе, потом в УВД, тоже в следственном отделе по экономическим преступлениям. Место практики студент нашего факультета должен найти себе сам. Если повезет, то по знакомству, если нет, то можно понадеяться на удачу. В этот раз я проходил практику в следственном отделе по Советскому району Челябинска. Распорядок дня традиционный рабочий, хотя я засиживался часов до 8. Впечатления от этой практики положительные: считаю, что многому научился, но все равно этого опыта недостаточно, чтобы работать следователем. Теория, которую преподавали в университете, мне пригодилась, наизусть надо знать много законов, иначе никак. У нашей специализации такая специфика, – все хотят попасть в прокуратуру или в следственный комитет, а мест там очень мало, поэтому с перспективами трудоустройства пока ничего неясно, хотя уже через несколько месяцев я заканчиваю университет».
Студентка того же вуза факультета лингвистики и перевода ЧелГУ Кристина Вайзберг рассказывает: «Практика на нашем факультете начинается после 4 курса. Искать каждому студенту место практики нужно самому. Но мне повезло – позвонила преподавательница с кафедры и попросила для практики студента и, если получится, для дальнейшей совместной работы с турфирмой. Условия были такими: отличное знание немецкого языка, и умение оформлять документы на визы для поездок в Германию. Я и раньше работала в сфере туризма, но считаю, что теория, приобретенная в университете, на этой практике не пригодилась, пригодился мой жизненный опыт – и то, что я сама много путешествовала и имела дело с такими организациями и то, что знаю немецкий в совершенстве. Ответственность на меня ложилась значительная, так как, помимо языка и оформления документов, мне приходилось работать с большими суммами. После прохождения практики мне предложили и дальше сотрудничать с этой организацией, но мне тяжело было совмещать работу с учебой, поэтому я отказалась. Но так как сейчас я оканчиваю университет, то буду рассматривать этот вариант».
Похожая ситуация сложилась у студента 3 курса института психологии и педагогики ЧелГУ Александра Столповских: «Место для прохождения практики каждый будущий психолог ищет себе сам, университет никуда нас не направляет. Можно устроиться в детский садик, школьный лагерь или лагерь на туристической базе. По времени практика длится не меньше 21 дня. После второго курса я проходил практику в детском садике в городе Аше, так как хотелось быть поближе к дому, и устроиться там было легче, чем в Челябинске. У меня остались положительные впечатления, я считаю, что практика для студента – это применение своих знаний в комплексе на глазах и под присмотром профессионалов. Мне нравится достигать поставленных целей и помогать детям, проводить с ними мероприятия и различные игры. Теория здесь мне очень пригодилась, так как первые два курса мы получали только теоретические знания, а практика – это хороший полигон для проверки знаний. Трудно было только найти само место практики».
С помощью практики работу нашла студентка факультета коммерции ЮУрГУ Александра Белоногова: «На нашем факультете студенты сами ищут место, где будут проходить практику. Но если все совсем плохо, и студент не смог найти в отведенное для этого время, то тогда уже распределяет кафедра. Но, конечно же, лучше найти место практики самостоятельно. Моя производственная практика началась с третьего курса и длилась шесть недель. А свою первую серьезную практику я проходила в одной из компаний по производству питьевой воды и потом еще проработала там 4 месяца менеджером по стимулированию сбыта воды и кулеров. Это была уже не практика, а самая настоящая работа. Но на кафедре практику, конечно же, зачтут, так как это были прямые продажи, и практика была непосредственно связано с рекламной деятельностью. Я приобрела навыки промоменеджера, консультанта, дегустатора воды, привлекала новых клиентов в компанию, то есть вела клиентскую базу.
Знания, приобретенные в университете, в корне разошлись с тем, что мне пришлось пройти на практике. Но впечатления были только положительные, так как мне нравится моя специальность и со всеми трудностями, я считаю, справилась».
«Нужно сказать, что первая практика у нас была только в этом году на 4 курсе, – делится своим опытом студентка исторического факультета ЧелГУ Дарья Миронова. – Изначально места практики предоставляет университет... Но эти места совершенно не связаны с моей специальностью «связи с общественностью», поэтому большинство студентов остаются брошенными на произвол судьбы! Есть, конечно же, вариант самим все искать, но информацию в университете о том, что мы проходим практику, получили ровно за неделю до того момента, когда нужно было предоставить информацию о месте прохождения практики (то есть за семь дней мы должны были обзвонить компании, договориться с ними, а это уже было начало января – праздники, никто не работал).
Именно поэтому место практики я начала искать самостоятельно, уже заранее предусмотрев возможность подобного развития ситуации. В конечном итоге я нашла достойное место практики, чем и осталась довольна. Но в целом с практикой на нашем факультете очень сложно. Предоставляются места, совершенно не связанные с профессией, распределяются так, что половине студентов их не хватает, так как направляются несколько человек в одну организацию, несколько в другую, а если не успел, то по остаточному принципу куда-нибудь пристроят. А большинство студентов из-за этого не получают никаких практических знаний и умений. И получается, что в нашем обучении никто не заинтересован».
Похожая картина и на факультете журналистики ЧелГУ. Производственная практика у нас начинается после второго курса. Место практики мы, будущие журналисты, должны найти себе сами. Университет предоставляет список организаций, с которым уже составлен договор, и по правилам там нас должны беспрепятственно принять на летнюю практику, длительностью в пять недель. Нам оглашаются определенные сроки, во время которых мы должны съездить в это место и договориться, подтвердив это письменным бланком.
Но на самом деле некоторые обстоятельства не позволяют положенным событиям развиваться таким образом. Например, на нашем факультете всего одна специальность – журналистика, но она делится еще на три профиля – печать, радио и телевидение. Казалось бы, в городе огромный выбор СМИ, в которых можно попрактиковаться. Однако, столкнувшись лицом к лицу с этой задачей, мы задумались. Если от недостатка печатных изданий еще никто не пострадал, с радиостанциями тоже дефицита не предвидится, то нехватка в городе телеканалов ощущается очень остро.
Когда мы начали обзванивать редакции, то выяснилось, что или практикантов уже набрали и лишние здесь неуместны, или стажеры им просто не нужны, и они отказывают без объяснения причины. Нас охватила паника – сроки в университете поджимают, а нас никуда не хотят брать. Еще остается вариант пройти практику не по своей специальности, например, телевизионщику – в печати или на радио. Это, конечно, хорошо для собственного опыта и расширения кругозора, но если серьезно оценить ситуацию, то становится понятно, что теоретические и практические навыки (владение техникой и монтажом) у этих профилей существенно расходятся. Но, когда выбирать не приходится, можно всему научиться, и все освоить даже в короткий срок. Так, свою первую практику я, будучи по профилю телевизионщиком, прошла в газете.
На следующий год мы решили к этому делу подойти ответственно и обдуманно, мол, уже опытные. Поэтому еще раньше назначенных университетом сроков мы начали «оккупацию» наших телеканалов. Если на вахте нас не хотели пускать, то мы сначала звонили и, договорившись на встречу, находили отдел кадров, а если же мы не могли дозвониться, то приезжали и звонили с телефона вахты в расстоянии нескольких этажей от редакции.
Таким образом, я и моя одногруппница все-таки устроились на практику на один из телеканалов, заключив договоры раньше положенного срока.
Полностью погрузившись в рабочую атмосферу редакции, мы поняли – нам сильно не хватает практических навыков. То бесчисленное количество книг, которое мы прочитали в течение нескольких семестров, не то чтобы не пригодилось... Нет, они пригодятся, конечно, но это не то, чего требует работа, работа корреспондента, который делает новости. Мы поняли, что навыки надо приобретать сразу на месте, делать все надо оперативно и работать в команде.
Хотя что-то подобное, сильно уменьшенное и отдаленное, мы видели в стенах университета, но все это сильно отличалось от того, что предстояло нам на самом деле. Например, случалось какое-то событие, редактор отправлял меня (сначала с журналистом и я в качестве «хвостика», а потом и самостоятельно) на съемки. Приехав на место с оператором, записав несколько синхронов, общих планов, я строила сюжет, потом уже в редакции нужно было написать закадровый текст (а это для меня было самой большой сложностью – прочитанная классическая литература давала о себе знать, не допуская простоты и легкости мыслей, а именно этого требовал редактор) и быстро смонтировать сюжет. «Взрослые» корреспонденты могли справиться с этим заданием за 50 минут. Мы же, как нас обычно называют, «зеленые» новички, тратили на это чуть ли не целый день. Кстати, по времени он не уступал обычному рабочему дню – приходили и уходили мы вместе с кадровыми журналистами.
А так как практикантов в редакции было всего два человека – я и моя одногруппница (больше они в этот период студентов не брали), то у редактора находилось время, чтобы проверить наши «труды». Чаще всего ему было очень смешно, когда он вслух зачитывал наши закадровые тексты. Он считал, что нам не хватает простоты изложения и ясности мысли. Мы были ему безмерно благодарны и любую критику воспринимали на ура. Но его последние слова просто выбили меня из колеи, он пожелал нам... читать побольше! Мы очень удивились и даже были обижены, но виду не подали и не сказали, сколько мы до этого прочитали... Ведь, как известно, студенты журфака только и делают, что читают...
Вернувшись на учебу, мы поняли, что приобрели не только бесценный опыт, но и почувствовали себя востребованными, пусть и ненадолго...
И хотя в последнее время часто слышны жалобы студентов на то, что трудно найти место практики, столкнувшись непосредственно там с самой работой, заново приходится многому учиться, потому что багаж знаний, состоящий из голой теории, маловат, в целом самой производственной практикой студенты остаются довольны и втайне надеются на дальнейшее сотрудничество.
Настоящая рабочая среда, в которую они погружаются, чувство востребованности, новый коллектив, а порой и реализованные амбиции позволяют им снова сесть за парты с новыми впечатлениями и готовностью впитать очередную порцию науки.