На этот раз «Харизма» выходит в необычном формате. Мы представляем круглый стол на тему «Образование и жизнь». Ведущий круглого стола – заведующий кафедрой «Экономика и управление проектами», факультета «Право и финансы» ЮУрГУ Леонид Баев.
Замечание ведущего
В соответствии со своим обещанием, данном в материале «Лидеры образования», выкладываю интернет-диалоги круглого стола. С разрешения участников они существенно сокращены и «высушены».
Участники
Исполнительный директор производственно-торговой компании «Союз – полимер» Евгений Козлов – отец студентки второго курса.
Директор Института истории и археологии Южно-Уральского филиала Российской академии наук Вадим Мосин – отец студента второго курса.
Главный специалист службы внутреннего контроля Челиндбанка Александр Анохин – глава семьи, из которой практически все проходили обучение на кафедре.
Заместитель генерального директора по финансам и экономике ФГУП «Сигнал» Михаил Муллин – глава семьи, в полном составе окончившей кафедру.
Генеральный директор издательского холдинга «Налоговый лоцман» Виталий Кочкин – выпускник 2001 года.
Директор управляющей компании «Гостиничные Технологии» Илья Рыжий – выпускник 2005 года.
Начальник отдела развития инвестиционных проектов Евразийской строительной компании Мария Бутакова – выпускница 2009 года.
Директор компании «Металлинвест» Ольга Тулунина – топ-менеджер и предприниматель, сотрудничающий с кафедрой в рамках учебного процесса.
На «старте» – разговор с родителями «вчерашних» абитуриентов, людьми пристрастными (дети еще учатся), но независимыми (положение позволяет).
Евгений Козлов
Л. А.: Первый вопрос к вам, Евгений Валерьевич. Я знаю, что ваша дочь еще в школе владела двумя иностранными языками, после первого курса прошла месячное обучение в Оксфорде, сейчас уезжает на месяц учиться в Лондонскую школу экономики, из стен которой вышли 16 нобелевских лауреатов. Думаю, что, как успешный в бизнесе папа, вы могли бы отправить свою дочь учиться в любой ведущий вуз мира. Почему к нам?
Е. К.: Дело в том, что Анастасия окончила школу в 16 лет. Ни мы, ни она не были готовы к жизни порознь. Плюс ко всему, к моменту выпуска из 11 лицея Настя имела хороший багаж знаний, как в гуманитарной, так и в математической областях. Я посоветовал дочери именно эту специальность и этот факультет, во-первых, потому, что именно здесь возможна реализация такого бэкграунда, во-вторых, самый высокий конкурс и жесткая система требований, и, в-третьих, простите за невольный комплимент, главную роль сыграла личность руководителя..
Л. Б.: Спасибо, синтез математического и гуманитарного образования – это и есть настоящая экономика. Скажите, а после окончания университета Настя поедет за границу, или останется в России?
Е. К.: Безусловно, Настя планирует поступить на мастерскую или магистерскую программу в один из ведущих западных университетов по окончании ЮУрГУ. Где она будет жить и работать, получив второй диплом, – решать ей самой. Для меня самым главным является не географический пункт проживания, а то, насколько интересно ей будет работать, как она сможет реализовать свой потенциал и воплотить свои мечты в жизнь.
Л. Б.: Последний вопрос. Как вы считаете, насколько актуальна сейчас подготовка проект-менеджеров, насколько готова к проектному развитию наша экономика и предприятия и что нам следует делать, чтобы наши выпускники были всегда востребованы?
Е. К.: По моему мнению, проектный подход к управлению должен стать ведущим в современной экономике. По крайней мере на западе, особенно в США, так оно и есть. Пока культура управления проектами в России невысока, но спрос на такие компетенции постоянно растет. Чтобы ваши выпускники были всегда востребованы, кафедре стоило бы прививать культуру проектного менеджмента в наших компаниях и готовить тем самым рабочие места выпускникам.
Л. Б.: Теперь прошу вас поругать нашу кафедру. Может быть, есть вопросы ко мне?
Е. К.: Ругать не буду. Есть пожелание: с первого курса привлекать студентов к практической работе на предприятиях в составе проектных групп, включающих практиков, старшекурсников и, возможно, преподавателей. А то учат проектному менеджменту, а за два года моя дочь, что называется, пороху не нюхала.
Л. Б.: Спасибо, Евгений Валерьевич! Пожелание понимается и принимается. Дело в том, что по учебным планам выпускающая кафедра начинает вплотную работать со студентами с третьего курса. Но, действительно, лучше начинать с первых. Есть мысли организации с наиболее активными студентами непрерывной практической работы с предприятиями. Специально для этого, с 15 июля мы принимаем на кафедру нашу выпускницу, имеющую опыт проектной работы. Надеюсь на сотрудничество с вашим предприятием.
Вадим Мосин
Л. Б.: Теперь тот же вопрос к вам, Вадим Сергеевич. Скажите, пожалуйста, почему вы, настоящий ученый-историк, директор филиала государственного академического института, отдали сына учиться на экономиста?
В. М.: Просто не хотел, чтоб он пошел по моим стопам. Сейчас выпускник вуза – историк имеет два пути: либо в школу, либо в науку. И то, и другое государством не поддерживается. Остается работать не по специальности. Зачем тогда учиться?
Л. Б.: Но почему именно на экономиста?
В. М.: В свое время мой коллега, директор Южно-Уральского филиала института экономики РАН Владимир Никифорович Белкин, сказал мне, что специалисты по управлению развитием реального производства будут востребованы всегда и везде. Тогда я обратился за советом к моему коллеге Борису Ровному о возможном месте получения такого образования. Он сказал, что поисками заниматься не нужно, поскольку на его факультете как раз и дают такое образование и назвал вашу кафедру.
Л. Б.: Вадим Сергеевич, а ведь декан – лицо заинтересованное, может быть, он просто «приобрел» себе на факультет лишнего абитуриента.
В. М.: Ну, во-первых, я хорошо знаю Бориса Игоревича – он врать не будет. Кроме того, еще задолго до нашего разговора я неоднократно слышал о высоком качестве образования на вашем факультете. Ну и наконец, последнее, мой сын учится на бюджете и денег факультету не приносит. Так, что здесь – полный порядок.
Л. Б.: Простите, не учел. Действительно, Влад способный парень. Уже на втором курсе он написал бизнес-план реального проекта, в результате чего предприятие получило на его осуществление кредит в 800 млн руб.
В. М.: Я видел, что он занимается каким-то бизнес-планом, но о кредите и его сумме не знал. Неужели сам?
Л. Б.: Конечно, его консультировали, но основную работу он сделал действительно сам. Я недавно беседовал с вашим сыном. В отличие от многих других мальчишек, он уже на втором курсе нацелен на результат и готов ради этого работать.
Теперь, если позволите, пару пристрастных вопросов. В разговоре с вашим сыном я услышал, что он собирается в будущем работать в Европе. Как вы к этому относитесь?
В. М.: Работа в Европе или Америке – это не самоцель, а одна из возможностей реализовать себя. Дело в том, что у нынешней молодежи есть сомнения в том, что их способности и образование нужны нашему государству. Именно государству, а не стране, стране-то они как раз нужны.
Л. Б.: Вы знаете, Вадим Сергеевич, мои неоднократные контакты с уехавшими на запад товарищами и коллегами показывают, что далеко не все там приживаются, даже достигнув значимых результатов в карьере. Многие чувствуют себя ущербно.
В. М.: Ощущать себя ущербным за границей не так обидно, как в собственной стране.
Л. Б.: С этим трудно не согласиться. Но в разговоре со мной Влад говорил еще и об аспирантуре, аспирантуре здесь, а не там, что вы на это скажете?
В. М.: Это тоже один из вариантов самореализации, но при непременном условии: работа над диссертацией должна быть прямо связана с решением реальной практической задачи. И не просто с решением, а с доведением результатов до практического использования.
Л. Б.: Вы знаете, это очень непросто, и в нашей экономической науке бывает весьма не часто.
В. М.: Но вы же сами сказали, что мой сын нацелен на результат и готов ради этого работать, так что дело за вами.
Л. Б.: Принял к сведению, и спасибо за интересный и честный разговор.
Следующая тема – это «Учебные династии». Разговор с главами семей, которые практически в полном составе учились у нас и работают в экономике и управлении.
Начнем по алфавиту: Александр Анохин
Л. Б.: Александр Сергеевич! Вы и ваша супруга получили у нас второе высшее образование, а ваша дочь пришла к нам за первым. Что конкретно это дало вашей семье ?
А. А.: Мне лично – то, что полученные знания легли в основу моего профессионального и карьерного роста, что дало возможность заниматься делом, которое мне по душе.
Моей жене Татьяне – предоставили профессиональный рост, возможность напрямую работать в области управления проектами. Для неё заниматься этой работой – это возможность заниматься любимым делом. Плюс – рост авторитета в глазах руководства и сотрудников компании.
Дочери Надежде – получение образования мастера в области финансов в университете США. Волею судьбы Надежда стала жить в США. Полученные ею знания (четыре курса на кафедре экономики и управления проектами ЮУрГУ), после собеседования были зачтены университетом штата Деловер как бакалавриат.
Что хотелось бы добавить ко всему сказанному. Безусловно, одних только полученных знаний недостаточно. Необходимо личное стремление достичь тех целей, которые поставил себе сам или ставит перед тобой жизнь.
Л. Б.: Спасибо, Александр Сергеевич. Передавайте привет Татьяне и Надежде. Удачи!
Теперь Михаил Муллин
Л. Б.: Михаил Станиславович, первый вопрос очевиден и прост. Как так случилось, что сначала вы с супругой, а потом и ваши дети окончили именно наш факультет и нашу кафедру?
М. М.: Считаем, что умение управлять проектами невозможно без знания и видения экономики в комплексе. Обучение на вашем факультете и кафедре формирует широкий кругозор в области экономической жизни на микро- и макроуровнях, и жить становится не скучно.
Л. Б.: Довольны ли вы своим образованием и образованием своих детей?
М. М.: Да, образование у вас действительно универсальное. Наши дети научились творчески мыслить и быть инициативными, принимать самостоятельные решения. Однако мне кажется, что было бы полезно более подробно в учебном курсе раскрывать производственную «жизнь» инвестпроека. По сути, любой бизнес есть инвестпроект и «жизнь» бизнеса заключается именно в «жизни» инвестпроекта.
Л. Б.: Еще один вопрос, что называется, «за жизнь». Михаил Станиславович, я недавно посмотрел дома по сторонам и среди домашней бытовой техники не нашел ничего, что было бы сделано в России. Даже бритва и та импортная. А я еще помню, что у нас была стиральная машина «Вятка автомат», честно отработавшая свой срок. У меня до сих пор хранится работоспособный фотоаппарат «Зенит», которым я сделал множество весьма приличных фотографий. Более того, недавно я узнал, что в 1958 году на выставке в Брюсселе наш автомобиль «Волга ГАЗ-21» был признан лучшим автомобилем года! Обратите внимание: не балетный спектакль и не баллистическая ракета, а легковой автомобиль. Куда все подевалось? Что случилось с нашим производством? Конечно, это вопросы, скорее ко мне, а не к вам, но что думаете по этому поводу вы, ведь вы работаете в отрасли, которая всегда была «в порядке»?
М. М.: Наша страна и наши люди всегда отличались оптимизмом и высоким интеллектом. В настоящее время продолжается процесс перестройки государственного устройства. Постепенно количество начнет переходить в качество. В. В. Путин в Женеве недавно сказал, что планирует в течение ближайших трех лет вывести Россию в пятерку ведущих экономик мира, я более консервативен и думаю, что в пятерку мы войдем лет эдак через 10. Но это уже спор не о том, войдем мы в мировую элиту или не войдем, а когда это произойдет. Наша с вами задача – обеспечить воспитание молодого поколения специалистов, владеющих знаниями хозяйствования в рыночной экономике, и тогда наверняка страна возродится.
Л. Б.: Спасибо, Михаил Станиславович.
Ну вот, теперь наше молодое поколение – выпускники разных лет.
Выпускник 2001 года Виталий Кочкин
Л. Б.: Виталий, насколько я помню, ты у нас из первого выпуска финансистов, первого и любимого. Однако учился не особенно прилежно – учил только то, что было тебе интересно. Но, прямо в соответствии с известной шуткой, стал не просто генеральным директором издательского дома, но и его владельцем.
Скажи, пожалуйста, помогло ли тебе реально экономическое образование и не жалеешь ли ты, что не особенно усердствовал в учебе?
В. К.: Леонид Александрович, спасибо за то, что помните не только отличников. Усердствовать в учебе приходилось лишь по профильным предметам, так как, начиная с третьего курса, я работал и уже начинал строить свою будущую компанию. Высшее образование, несомненно, помогло, оно дало в первую очередь способность к аналитическому мышлению и системному подходу к процессу организации.
Л. Б.: Ты сейчас занимаешься чисто управленческими функциями или как во время учебы с интересом погружаешься в налоговую и финансовую специфику?
В. К.: Сейчас я четко знаю, что компанией необходимо управлять, не погружаясь в процессы, которые должны выполнять специально обученные сотрудники. Однако от налоговой и финансовой тематики уйти не получится любому руководителю, так или иначе, сокращать расходы, в том числе за счет оптимизации налогообложения, задача для команды управленцев.
Л. Б.: Я понимаю, что много воды утекло, но как тебе училось на ЧМЗ и куда ты отдашь учиться своих детей, когда придет пора, в экономику или в технику? Кстати, как ты реально оцениваешь нынешнее качество экономических знаний?
В. К.: Учиться можно где угодно и когда угодно, не место важно, а «Учитель». Училось мне прекрасно, я считаю, что это было лучшим временем в моей жизни. Мое первое образование техническое, я оканчивал техникум, который дал мне хорошую практику. Думаю, что своих детей я отдам учиться туда, куда у них будет лежать душа, но хочется верить, что они сделают выбор в пользу дальнейшего развития компании.
Ложкой дегтя станет то, что я выскажу свое мнение о современном образовании: студенты экономисты, в большинстве своем выпускаются ненадлежащего качества и образования. Через нас проходит достаточно много выпускников разных вузов, ситуация в принципе похожая. Лишь единицы выпускников действительно являются молодыми специалистами, которые пригодны для дальнейшего обучения и работе по специальности. Это очень печально!
К счастью, большинства наших студентов сказанное не касается. И мне бы хотелось, чтобы ваши выпускники приходили к нам на работу, тем более что молодые мозги зачастую предлагают нестандартные решения поставленных задач и обладают поистине гигантской активностью.
Л. Б.: Спасибо, что откликнулся, и удачи тебе!
В. К.: Спасибо, надеюсь, наши взаимоотношения будут продолжаться и в дальнейшем!
Выпускник 2005 года Илья Рыжий
Л. Б.: Илья, проучившись у нас три курса, ты уехал в Голландию. Потом вернулся и закончил наше образование. Возглавляешь солидную международную фирму в Москве. В 2005 году такие коллизии были еще в диковинку. Скажи, пожалуйста, чем были обоснованы такие решения.
И. Р.: Подобные решения были обоснованы четким пониманием того, что только с дипломом нашего университета мне будет сложно устроить свою карьеру где-либо кроме Челябинска. Второе, что меня толкало, это желание учиться за границей. В тот год желания и возможности сложились в решение ехать и поступать в Hotelschool den Haag, и я очень благодарен вам лично за поддержку тех стремлений, которые сейчас вылились в два хороших образования и в интересную работу.
Л. Б.: Правда ли, что на учебу и жизнь в Голландии ты полностью зарабатывал сам.
И. Р.: Нет, неправда. Я много работал официантом в различных посольствах, но без финансовой помощи родителей не смог бы закончить школу, хотя и старался платить сам за все, что мог осилить. И все-таки основное финансовое бремя легло на плечи родителей. Другое дело, что эти деньги я сейчас постепенно возвращаю отцу, а он их реинвестирует в образование младшего брата. Алексей сейчас выбирает между университетами в Азии и Европе.
Л. Б.: А как бы ты оценил европейское образование в сравнении с нашим?
И. Р.: Система академических знаний примерно одинакова. Разнятся системы преподавания и проверки знаний. Могу сказать, что в Гаагской школе я был больше мотивирован к учебе, чем на нашей кафедре в Челябинске. При этом именно благодаря нашей системе образования и контроля у меня в голове остались системные знания, без которых работать было бы гораздо тяжелее.
Л. Б.: Ну, и последнее, что бы ты пожелал нашему образованию вообще, и кафедральному в частности.
И. Р.: Сейчас, когда я понимаю, что за каждой системой, эффективной или не очень, лежит столько труда и внешних факторов, давать хлесткие теоретические пожелания, на мой взгляд, не очень разумно. Исходя из собственного опыта обучение упростило бы следующее:
перейти от системы «преподаватель вещает, остальные записывают» к системе «все общаемся»;
экзамены по цитированию определений переориентировать на свободный доступ к информации и на умение применить знания на конкретном бизнес-примере.
Спасибо за интересные вопросы!
Л. Б.: Спасибо за откровенные ответы! Что касается пожеланий, то с 2005 года мы кое-что сделали. Удачи тебе!
Выпускница 2009 года Мария Бутакова
Л. Б.: Мария, в 2009 году, еще учась на пятом курсе, ты получила контракт на работу в Италии. Потом из Италии переехала в Финляндию и, уже в качестве руководителя проекта, сдала заказчику бизнес-план, под который было получено финансирование в 14 млн евро. Почему, будучи востребованной, ты не осталась работать в Европе или в Москве, куда тебя тоже приглашали, и на хорошую должность?
М. Б.: Да, возможно, в тот момент мне повезло, и представился отличный шанс развития в Европе. Однако все кажется таким красивым и амбициозным на расстоянии, в действительности это не так просто – работа была очень интенсивной. Я выдержала, и мы получили полный объем финансирования, проект был запущен в жизнь. Но, тем не менее, я приняла решение вернуться в родной город. Причин тут несколько. Во-первых, я уверена, что мне нужен практический опыт, который лучше всего получить в России. Во-вторых, Москва была мне чужой, и я в перспективе не видела себя там. В-третьих, конечно же, мои родители, мой родной город, в котором я уверена… Здесь можно развиваться не хуже, а в некоторых вопросах – и еще лучше, чем в далеких странах. Это подтверждается моей текущей должностью в большом холдинге, который сейчас растет, и я вместе с ним. Так что я ни на секунду не жалею о своем решении.
Л. Б.: Как ты оцениваешь уровень знаний, который получила, с позиций трудоустройства и конкурентоспособности на рынке?
М. Б.: Полученное образование я оцениваю очень высоко. Именно эти знания и практические навыки, полученные в Центре переподготовки, помогли мне получить контракт в Европу. Кстати, в Европе в мою проектную команду входил куратор, закончивший МГУ. Он очень похвалил подход нашей кафедры, когда узнал, чему и как вы нас учили в Центре, и сказал, что в МГУ этого не хватает. Я считаю, что дополнительное обучение в нашем центре переподготовки обязательно для каждого толкового студента.
Л. Б.: Что следовало бы улучшить в нашем учебном процессе и что бы ты пожелала нам в части развития?
М. Б.: Хотелось бы добавить практики в собственно студенческое обучение, начиная с первых курсов.
Л. Б.: Я с тобой полностью согласен, и именно над этим мы сейчас работаем. Спасибо тебе!
М. Б.: Спасибо! Было очень приятно ответить на ваши вопросы. Жду с нетерпением новых проектов, в которых я обязательно поучусь! Желаю вам удачи!
И наконец: Ольга Тулунина
Л. Б.: Ольга Валерьевна! Ни вы, ни ваши близкие у нас не учились. Более того, я знаю, что ваш образовательный портфолио весьма велик, в нем множество учебных программ. Однако вы сказали мне, что наше сотрудничество подразумевает ваше обучение и по нашим программам. Что привело вас к нам?
О. Т.: Действительно, за несколько лет обучения на разных программах по управлению финансами, коммерческой деятельностью, логистике я пришла к выводу, что управление проектами – это микс знаний, необходимых для любого бизнеса от малого до крупного. Любой крупный тендер, экспортная сделка требует работы в новых, часто неизвестных условиях с различными вводными переменными, а это хорошо вписывается в структуру управления проектом. Делаешь WBS тендера, по-нашему «календарик-пеналик», просчитываешь экономику и так далее. Когда в голове есть структура – это серьезно сокращает сроки проработки проекта.
Что же касается того, как я попала к вам, то это совет преподавателя МВА.
Л. Б.: Вы провели несколько занятий с нашими студентами. Как они вам показались?
О. Т.: Конечно, когда на тебя в ожидании смотрит шестьдесят пар глаз, это очень серьезно. Непростительно терять их заинтересованность. Поэтому я стараюсь использовать в лекции по управлению проектом даже фрагменты мультфильмов, например курица из мультфильма «Побег из курятника» – очень реальный руководитель проекта, и многие ее мотивационные поступки я часто наблюдаю в бизнес-проектах. Очень радует то, что учится много ребят с высокой мотивацией на обучение, даже после того, когда я сказала, что мои лекции посещать не обязательно, пришло почти такое же количество студентов. Есть просто очень цельные ребята с высоким потенциалом. Я обязательно взяла бы их к себе на работу или порекомендовала бы своим друзьям, руководителям различных предприятий.
Л. Б.: Спасибо! Может быть, есть вопросы ко мне?
О. Т.: Леонид Александрович, таких энтузиастов-профессоров, как вы, я встречала немного. Школьники, участвующие в чемпионате по проектированию, очень хотят учиться на вашем факультете, вы их «заражаете» своей вовлеченностью. Что вас мотивирует?
Л. Б.: Вы знаете, как ни странно, этот главный в любом деле вопрос я никогда себе не задавал. Оказывается, ответить на него непросто. Можно сказать, что работа наша благодарная, потому, что это работа с людьми, людьми молодыми и увлеченными, а это по-хорошему «заражает». Можно сказать, что это работа с коллегами, которые, по сути, являются профессионалами и энтузиастами одновременно, потому, что только такое сочетание может сегодня удержать квалифицированных и знающих людей в вузе. Даже на экономических кафедрах, где есть подпитка от контрактных студентов, приходится работать очень много, и работа порой превращается в чаплинский конвейер (помните «Огни большого города»). Бывает, что к концу учебного года так устаешь, что думаешь не как у Вознесенского в Озе: «А не махнуть ли на море?», а значительно более прозаично: «А не пойти ли на пенсию?» Но конечно – не всерьез, потому, что понимаешь: через месяц – завоешь, через два – отупеешь, а через три (не дай Бог никому) – помрешь. Поэтому живешь и делаешь, что должно – выполняешь свою работу, работу любимую. У меня даже есть мечта: дожить до времен, когда экономическая наука, практика, диссертации и образование станут единым целым. Мечта, конечно, несбыточная, но стараться надо! А что меня мотивирует, я так и не знаю, просто мне все это интересно.
Post Scriptum
Думаю, что разговор получился. Получился неоднозначным и не бесспорным. Я сознательно не стал дискутировать с собеседниками, иначе разговор затянулся бы «далеко за полночь». В заключение скажу одно. Беда России – это не «дураки и дороги», и даже не «казнокрадство и мздоимство». Наша беда в тотальном непрофессионализме и всеподавляющем люмпенском принципе «соседской коровы». Беда большая, порождающая проблемы и в экономике, и в управлении, и в образовании. И первое, чем нужно всерьез заниматься, – это образование, чтобы лучшие из выпускников стремились работать в вузах, а не уезжали из страны, чтобы наши выпускники не чувствовали себя ущербно ни в родной стране, ни за ее пределами. И это – главное, ибо образованная нация в состоянии решить любые проблемы. Здесь мнения участников круглого стола были едины, и это обнадеживает.
пр. Ленина, 85 (второй корпус ЮУрГУ), каб. 268/2, 260/2;
тел./факс: (351) 267-93-84;
тел.: (351) 267-95-13;
e-mail: dns@susu.ac.ru.
Стилистика автора сохранена.
Леонид Баев