Физкультуру в школе я откровенно ненавидела и часто прогуливала. Приводило в уныние однообразие этих уроков, бесконечные сдачи никому впоследствии не нужных норм ГТО, раздражали одноклассники, преуспевшие, допустим, в волейболе и оттого считающие нужным упрекнуть лишний раз меня, далеко не увлеченную этой игрой, в пропущенных подачах, неумении высоко прыгать, отсутствии реакции...
После того, как тебя обзовут пару раз, пусть и в азарте игры, как-то не хочется вновь углубляться в этот процесс и напрашиваться на «комплименты». Тем более, подростки слишком остро воспринимают любую критику, а оскорбления, произнесенные в их адрес, помнят потом всю жизнь.
К чему я это все говорю? А к тому, дорогие пользователи, что за годы, минувшие со времен моего вполне себе счастливого, несмотря ни на что, детства по части физкультуры ничего не изменилось! Школьники так же не любят этот предмет, стремясь всеми способами от него «откосить». Почему?
С лыжами в час пик
Давайте зададимся вопросом: зачем нужны уроки физкультуры в школе? Если для достижения результатов и сдачи «норм», то для такого рода занятий существуют спортивные школы и секции, секции общефизического развития. А если для общей физической подготовки и обеспечения здоровья, то зачем тогда все эти голы, очки, секунды? Не у всех длинные ноги, чтобы высоко прыгать и быстро бегать, не у всех точный глаз, чтобы закидывать мяч в корзину, не всем легко лазать по канату…
Растяжка, гибкость, координация движений, умение плавать (не на секунды, а для себя), играть в спортивные игры (не для результата, а чтобы потом можно было погонять мяч с друзьями себе в удовольствие) или «потягать железо» ради повышения тонуса и настроения, – вот что надо. А беготня по залу в течение 45 минут или нарезание кругов по школьному стадиону, бесконечные эстафеты отобьют желание у кого угодно.
Второй аспект: оснащение школ. Где большие просторные залы, где спортоборудование, раздевалки с душем? Никогда не забуду, как в школу, где учился мой сын, велели в зимний период приносить на уроки физкультуры… лыжи. Школа эта считалась общегородского значения, дети туда ездили со всех концов города. Начало уроков – в восемь утра. Ехать, стало быть, приходилось в самый час пик. И тут ребенок – с лыжами. Представляете картину? На претензии со стороны родителей и требование приобрести, наконец, для школы нужный спортинвентарь, директриса, регулярно собирающая добровольно-принудительные «взносы» с родителей, реагировала индифферентно. Так это позорище и длилось несколько сезонов.
Кстати, об уроках зимой. Как это реально выглядит? С предыдущего урока скачешь рысью, чтобы успеть переодеться: куртка, шапка-шарф, лыжные ботинки.... Обычно это отнимает минут 10-15. После урока – также рысью, чтобы успеть на следующий урок. До того опять 10-15 минут уходит на переодевание. Да, на другой урок, несмотря на бешеный темп, ты все равно опаздываешь и получаешь замечание от учителя. А после сидишь, весь вспотевший, еще не отошедший от лыжной гонки, пытаясь постичь суть физической задачи или химической формулы. Как правило, это не удается. Урок физики либо химии проходит мимо тебя, а на урок физры, если суммировать при всех перечисленных нюансах, при всей этой беготне и переодеваниях, уходит собственно минут 25-30 в лучшем случае. И какой тогда в смысл в такой вот физической подготовке? Просто пародия какая-то! Или формальность, очередное деяние «ради галочки», каковых в нашей школе немало.
Важная деталь: несмотря на то, что физкультуру я ненавидела все десять школьных лет, в то же время с удовольствием ходила по вечерам на каток, добровольно и упорно постигая азы фигурного катания. Почему? Да по простой причине. Это делалось не из-под палки, ни для каких-то «норм ГТО» и прочей скучной обязаловки. И еще, что очень важно, мне это приносило удовольствие, чего не дают детям уроки физкультуры, хоть плачь! Но в том-то и «фишка». Уроки физкультуры должны приносить радость! Тогда здоровый образ жизни, о котором так много сейчас говорят, действительно приживется на необъятных широтах матушки-России. А пока дети воспринимают уроки физкультуры как тяжелую обязанность.
Наказание или осознанная потребность?
Итак, главное, что должны привить уроки физкультуры в школе – это интерес к спорту. Но у нас с популяризацией спорта до сих пор не очень. Вот пиво популяризируют азартно. А здоровый образ жизни – это где-то на десятом месте. Нередко пропаганда физкультуры идет в одной связке с какой-нибудь партией (что дает дополнительный негатив в определенной среде).
Многие родители предпочитают дать ребенку освобождение от физкультуры, чтобы он занялся языками или музыкой. К сожалению, в нашем городе редко встретишь семью, на выходные выбирающуюся в лес или парк покататься на лыжах. Плюс к этому слабое оснащение спортивных залов, нехватка учителей физкультуры, особенно молодых. Пожилой физрук, согласитесь, не может мотивировать заниматься спортом так, как молодой – шикарным прессом, накачанными мышцами, всегда бодрым настроением и цветущим здоровьем.
Привлечем к теме экспертов.
Инна Игоревна, родитель: «Недавно узнала, что физруков у нас готовят по устаревшим нормам. Вместо педагогов готовят тренеров. Отсюда, наверное, занудство на уроках и полное отсутствие творческой педагогической мысли. Надо, чтобы занятия проводились в игровой форме! А физруки настаивают на обязательном выполнении нормативов».
Миша Мальцев, ученик девятого класса: «Наш физрук обычно высмеивает детей перед всем классом за то, что они не могут выполнить нормативы. Не знаю, как у кого, но у меня отвращение к физкультуре на почве этого пожизненное».
Лера, ученица одиннадцатого класса: «Считаю верхом глупости беготню за мячиком или просто бег из одного угла спортзала в другой. Если у меня и так все в порядке с фигурой, и я не претендую на медали и кубки, а хочу спокойно поступить учиться на факультет PR, то чего ради я должна тратить свое время и потеть на физре?! Абсолютно бесполезное занятие, ровным счетом ничего не дает, с таким же успехом могли бы ввести в обязательную программу основы дойки коров».
Дмитрий Семенов, заместитель председателя Общественной молодежной палаты при Законодательном собрании Челябинской области: «Дети часто прогуливают физкультуру, так как воспринимают ее как нечто необязательное. И еще один психологический аспект: они боятся, что над ними будут смеяться, если они не справятся с каким-то заданием. Это формирует комплексы, особенно в переходном возрасте.
Думаю, чтобы заинтересовать школьников этим предметом, должна быть такая программа, чтобы ребята могли выбирать, чем им заниматься на физкультуре. Теннисом или баскетболом, а может быть аэробикой? И еще, конечно, для формирования интереса к этому предмету необходим спортинвентарь в достаточных количествах и разнообразный, просторные спортзалы с современными тренажерами и душевыми».
Александр Попов, директор физико-математического лицея №31: «Физкультура – это экономический вопрос. Вот ввели сейчас по предложению президента страны третий час в неделю по физкультуре, и что? А экономическое обоснование этого решения есть? Имеющиеся залы не вмещают три урока физры. Школы мучаются, как это требование выполнить, обращаются за помощью к чиновникам от педагогики. А они в ответ: берите дополнительные залы в аренду. А деньги где на это взять?
И потом, еще один вопрос по существу: где взять кадры в достаточном количестве для обеспечения возросшего количества уроков физкультуры? Непродуманным, словом, это решение оказалось. Как говорил мудрый Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Геннадий Усков, главный специалист министерства здравоохранения Челябинской области по лечебной физкультуре и спортивной медицине, мастер спорта СССР, доктор медицинских наук, профессор: «Физкультура носит карательный характер, воспринимается школьниками как наказание. А надо, чтобы занятия спортом доставляли удовольствие! Как следствие, дети сейчас имеют низкий уровень физической подготовки. Нет специальных медицинских групп для ослабленных ребят, с отклонениями в здоровье, они вообще выключены из процесса. Между тем надо формировать осознанную потребность в регулярных занятиях физкультурой! Необходимо научить детей самостоятельно заниматься физкультурой!
Низкий уровень физического развития, сидячий образ жизни приводят к гиподинамии. Это отражается на здоровье. Все сейчас говорят об увеличении продолжительности жизни. Но при таком подходе к физической культуре (а стало быть и здоровью), что у нас имеется, мы этого не сможем добиться еще долго.
И, конечно, специалисты в области физкультуры должны быть более подготовленными, владеть современными методиками. А сами занятия надо сделать более разнообразными.
Мне приходилось бывать в США. Так там при каждом учебном заведении прекрасные тренировочные базы! Залы для занятий спортом, бассейн и чуть ли не площадки для гольфа. Причем занимаются ребята фи-рой на выбор: хочешь – иди в спортивные танцы, хочешь – на шейпинг, а есть желание, так займись бодибилдингом. Смысл, повторяю, в том, что занятия спортом должны давать ребенку радость! Тогда это засядет у него на уровне подсознания, и он будет стремиться получить эту радость вновь. А. значит не оставит тренировки и в дальнейшем, на протяжении всей жизни.
А у нас пока что поколения все хуже, все менее развиты физически. Мальчики не могут 40 раз отжаться от пола, как требуется в армии. А у девочек своя армия предстоит – роды. Им надо тренировать брюшной пресс и ноги, чтобы выдержать предстоящие нагрузки. Но ребята сами ослабленные и, подрастая, производят на свет еще более ослабленное потомство. Дети-то рождаются все более слабенькими!
Надо срочно что-то менять в подаче, преподнесении такого предмета, как физкультура. Но это, конечно, не короткий разговор...»
Так как же детям полюбить физкультуру? Что об этой проблеме думаете вы?