В феврале по России прокатилась волна подростковых самоубийств. По сообщениям в СМИ, покончили с собой 18 мальчиков и девочек. Трагедии произошли в Москве и Санкт-Петербурге, Якутии, Алтайском крае, Кемеровской области, Краснодарском и Красноярском краях, Ижевске, Новгороде, Татарстане, Томской области… В Челябинской области с начала года – четыре подростковых самоубийства. Почему современные дети не хотят жить и единственно возможным выходом из создавшихся проблем считают шаг с крыши или петлю на шее? Этот вопрос мы задали экспертам и обычным собеседникам.
«Не такой, как все»
Утверждают: к любым намекам на суицидальные настроения необходимо внимательно прислушиваться. А в чём они? Этот вопрос мы адресовали кандидату психологических наук, доценту Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Ольге Семиздраловой:
– Яркие признаки предсуицидального синдрома или суицидальной готовности – снижение интереса к общению, собственному внешнему виду. Появляются неопрятность, неряшливость, постоянно угнетённое настроение, потеря аппетита и сна. Человек замыкается в своей скорлупе. Перестаёт общаться даже с друзьями. Те дела, которые раньше его интересовали, забрасывает. Даже какие-то любимые занятия. Важный признак: если подросток начинает раздаривать свои любимые, значимые для него вещи: мягкую игрушку, гитару, магнитофон… Как будто прощается… Это должно насторожить!
– Правда ли, что надо говорить с подростками о смерти?
– Если возникает вопрос при общении, обязательно обсудите. Допустим: «Смерть Уитни Хьюстон расценивают как загадочную. А ты как считаешь?». И ненавязчиво выскажите своё мнение и о суициде, и о смерти вообще. Что это – реальный финал, человек уходит навсегда… Пусть подросток задаёт вопросы, а вы – отвечайте. И наоборот.
Самое главное – выслушать. Задавать наводящие вопросы: какая есть альтернатива (трагическому уходу из жизни)? Доказать, что суицид – не единственный вариант решения проблемы.
Современным детям не хватает общения. Бывает: не складывается общение со сверстниками, семьёй, возникли проблемы в учёбе, произошла несчастная любовь… В его проблемы вникать никто не хочет, его подавленного состояния никто не замечает, ребёнок замыкается в себе. И как попытка привлечь к себе внимание – суицид.
– Среди подростков появилась мода. Объявляют: я социопат, делают угрюмое лицо и якобы не принимают норм жизни общества… Это ведь тоже до хорошего не доведет?
– Действительно, модная тема, модное словечко. Они его почерпнули из Интернета. Дескать, я – социопат, презираю общество и законы, по которым оно живёт. Я выше этого! Но прочитайте характеристику социопатии. Это психическое заболевание начинает проявляться еще в детстве. Но вы видели в реальности психически больного человека, который настаивал бы на том, что он болен? Нет, он говорит: «Я – нормальный!». А для подростков это просто бравада и поза. Юношеский вариант привлечения к себе внимания, некая демонстративность: «Я не такой, как все!». Попытка произвести впечатление на окружающих. Он хочет таким способом подчеркнуть свою нестандартность, неординарность, обозначить особый статус (и на страничке в Facebook).
– Есть ещё версия, что количество суицидов возросло, потому что в этот раз у нас не было перехода на зимнее время. Количество гнетущей темноты во время бодрствования увеличилось. Это влияет на психику (тем более на неустойчивых подростков), способствует развитию депрессий…
– Максимальное количество суицидов, вообще-то, приходится на апрель и ноябрь. Это статистика. В это время происходит обострение различных психических патологий. У человека на фоне просыпающейся природы обостряются депрессивные состояния. Во время новогодних праздников – обострение на фоне всеобщей людской радости: все гуляют, встречаются-общаются, отмечают, а мне – плохо. Но самый максимум, по статистике, приходится на апрель.
– Какие советы вы можете дать родителям?
– Найдите то, за что можете похвалить своих детей! Любой человек нуждается в поддержке, положительной оценке. Но хвалите не ложно. Надо найти, за что стоит похвалить, чтобы у подростка было представление: в целом, я – хороший человек, но у меня есть некоторые проблемы, например, с учёбой. Однако это решаемо, это – временные трудности! И меня принимают и любят мои родители, независимо от моих оценок в школе. Чтобы в сознании не возникало прямой связи: если я не буду хорошо учиться, значит, родители не будут меня любить. Я боюсь потерять их любовь. Поэтому я иду на такой поступок.
Второе. Надо обязательно общаться с ребёнком! Как бы вы ни устали на работе… Интересоваться, что нового произошло в его жизни, что для него сейчас важно и значимо? Ищите общие темы для общения. Если родители ничего не знают о современных музыкальных группах и молодёжных течениях, – дайте себе труд это узнать! Если вы чего-то не понимаете, спросите у подростка (но не свысока, а, как, допустим, у сверстника). Пусть разъяснит вам. Уже шаг к доверительным отношениям.
«Разучились чувствовать чужую боль»
Следующий собеседник – протоиерей, настоятель челябинского Свято-Троицкого храма отец Игорь (Шестаков). Что думает о подростковом суициде священник?
– Как-то в выходной я смотрел телевизор, начал с примера он. – Показывают, как девушка-спортсменка упала во время выполнения сложного прыжка. Судя по силе падения, «заработала» не меньше, чем травму позвоночника. А за кадром – смех.
То же и в описании одного из недавних самоубийств. Девушка задумала суицид, совершила прыжок с крыши, а в это время её на видео снимали ровесники, наблюдавшие за этим «трюком». Но ни у кого не возникло мысли остановить её.
Мы разучились чувствовать чужую боль! Нас отучают от этого. Свою-то боль подростки чувствуют обострённо. Так, что не могут выносить. И сразу стремятся радикальными способами решить все свои проблемы. А вот что касается боли других людей… Над этим сегодня принято смеяться, потешаться. Цинизм и равнодушие беспредельны! Сегодня надо уже говорить о серьёзной нравственной реабилитации населения. Если мы хотим иметь здоровое общество.
Я думаю, должна вестись борьба. Но только не отдельно взятыми КТОСами, не письмами граждан в мэрию или в приёмную президента. Нужно людей серьёзно лечить от этого. Все вместе мы должны сформировать общественное мнение по этому вопросу. Когда мы потеряем чувство милосердия и сострадания, нас не спасут никакие сотни и тысячи храмов, никакие молитвы, подвижники и угодники божьи. Потому что способность сострадать, способность чувствовать чужую боль и выражать это милосердным поступком, это и есть христианская нравственность. Она заключается вовсе не в умении творить поклоны и не в количестве прочтённых акафистов. А именно: милосердие и сострадание – нравственное начало человека. Способность любить себя и способность любить другого, как себя.
…У меня перебывали десятки матерей, отцов, бабушек и детей тех, кто свёл счёты с жизнью. Надо всем сказать: и молодым, и взрослым. Вы погружаете жизнь людей, которые вас любят, в ад, когда так поступаете. Я не верю, что проблема сильнее человека! Я лишь в одном случае признаю добровольный уход из жизни: когда меня окружили враги, а у меня в руке только одна граната. Это – подвиг, а вовсе не бегство от действительности, как в большинстве случаев сегодняшних суицидов. В этом случае нет никакого оправдания этим поступкам.
Надо показывать людям шаги преодоления проблем… Все эти передачи: «Пусть говорят», «Прямой эфир» – это просто ток-шоу. Они ведь оценку не дают. Там важно извлечь из этой ситуации взрыв эмоций, ведущему – себя показать, а передаче в целом – поднять рейтинги. Разумеется, это ни в коей мере не решает проблему!
Надо показать выход! Это большая, тяжелая работа, в которую церковь готова включиться. Потому что нам не всё равно, когда мы видим боль и страдания… При нашем храме действует Кирилло-Мефодиевский духовно-нравственный центр, есть православный психолог (адрес центра: улица Кирова, 60а; телефон: 8-903-090-47-31; e-mail: kirillmefody74@mail.ru). Телефон православного психолога: 8-951-462-80-44 (Лариса Васильевна Киржакова).
И я как священнослужитель готов помочь. Возникла проблема – приходите. Так и напишите: мы готовы встретиться со всеми студенческими коллективами, с учениками старших классов школ. Надо дать мотив молодым: почему этого не надо делать?
На другой уровень
А вот мнения рядовых собеседников. В чём-то схожие, в чём-то совсем различные.
Ирина Шагиева (учитель, 22 года) считает, что большой объём информации, психологические нагрузки плюс гормональный взрыв в подростковом организме – всё это вместе даёт подчас толчок к неверному шагу.
«И учителей сейчас немалый «загруз». Журналы, бумаги, отчёты… Много технической работы… Порой не до детей, не до их внутреннего состояния. А должны быть – творческая работа и, главное, взаимодействие с учеником! Детям твердят: «Мы должны вырастить вас конкурентоспособными». То есть в сознании подростка укореняется: «Каждый – за себя . Важен только я сам, мои успехи, моё развитие. А все остальные – конкуренты. Мне нет до них дела».
Это не то! Надо прививать душевность, воспитывать толерантность, терпимость, учить сопереживанию… Ведь при таких подходах утратятся все лучшие человеческие качества. Я думаю, проведу в ближайшее время родительское собрание и классный час, где подниму эту тему и тему подростковых суицидов. Не надо думать: сейчас упаду с круши, продемонстрирую всем свой протест, а потом встану, отряхнусь, и перейду на другой уровень, как в компьютерной игре. В жизни нет такой возможности».
Владимир Панарин (24 года) напоминает, что у психологов есть термин «подражательное, обезьянье самоубийство». Допустим, по телевизору показывают: мальчик покончил с собой. И вслед за этим – волна подростковых самоубийств. Не это ли происходит сейчас? Возможно, СМИ не стоит эту тему муссировать.
Когда-то лет десять назад, в шестнадцатилетнем возрасте, я тоже, как многие подростки, порой приходил к таким мыслям. Позже я даже создал группу на сайте «Вконтакте» по теме суицида. Ну, обсудили там бурно всё и затихли. Группу я удалил. Ещё, знаю, священник одной из епархий создал сайт против суицида, поддерживал психологически молодых людей, не желающих жить. Писал им письма, общался по-дружески. Однако этот сайт ему пришлось закрыть по настоянию архиерея, когда один из молодых людей, с которыми он переписывался, всё же покончил с собой (на это фоне: сколько существует и не закрывается в Интернете сайтов самоубийц?)...
Сейчас ни родители, ни школа не воспитывают ребёнка. Его «воспитывает» Интернет. И, наверное, это благо, что с сентября 2012-го года в школах по всей России вводится предмет «Основы светской этики и религиозной культуры». Речь идёт о попытке передать детям, подросткам, юношеству какие-то базовые ценности. Надо же как-то противостоять влиянию извне. Пока что Интернет перевешивает все другие влияния. Но можно добиваться: через правительство РФ, через Государственную думу возможности влиять на контент Интернета. Можно создать интернет-дружину, которая будет избавлять сеть от всякого непотребства. Как это было и есть, например, на том же сайте «В контакте».
Мария, школьница (16 лет) поясняет: «Если бы у меня были знакомые, настроенные на суицид, я сказала бы: мне бывает так одиноко, что хочется выть, ничто не радует... Эта дурацкая школа, ненавистная алгебра, тупые, озабоченные одноклассники, мать со своими вечными придирками – к моей одежде, оценкам в школе, моим предпочтениям в еде (я мясо не ем)… Думаешь: вот бы прекратить всё это раз и навсегда! Но всегда останавливает мысль: я знаю – впереди меня ждёт большая и интересная жизнь, полная прекрасных, значимых, радостных событий. Кто-то скажет: сейчас всё – за деньги. И что? Деньги можно заработать! Только дерзай. Я вот летом пошла работать официанткой в летнее кафе. И заработала 30 тысяч рублей. На 18 тысяч купила ноутбук, остальное на учёбу отложила, ведь скоро в вуз поступать!
Светлана Алексеевна, экономист (мать подростка 16-ти лет) делится наболевшим: «У моего сына в возникли проблемы с учёбой и в общении со сверстниками. Пришла к школьному психологу. Изложила ей суть, а она говорит: «Мне некогда, я готовлю отличников к олимпиадам! Запишитесь на приём» (чуть ли не через неделю). «Но я работаю! Вот, нашла время, отпросилась, чтобы с вами встретиться…» «Это ваши проблемы!». Повернулась и ушла. И это – в гимназии в центре города! Что уж о других школах говорить? О каком внимании к проблемам подростка мы говорим? Да при той ситуации, что происходит в стране, при росте подросткового суицида, должна существовать круглосуточная психологическая помощь! И для родителей, кстати, тоже. Потому что мы подчас не можем найти с ними общего языка. Государственные деятели должны, наконец, обратить внимание на эту проблему. Подростковые суициды нельзя замалчивать. Надо, не раздумывая, создать программу по борьбе с ними.
А что об этом думаете вы?