В регионе сократилось число подростков, направляемых судами за правонарушения в спецшколу закрытого типа, находящуюся в Челябинске. Чтобы повысить наполняемость заведения были внесены изменения в устав, которые позволяют принимать в учреждение детей с задержкой психического развития. Между тем, по словам уполномоченного по правам ребенка Челябинской области Маргариты Павловой, в России осталось всего 35 аналогичных учреждений.
Спецшкола для подростков, расположенная на окраине Челябинска, известна далеко за пределами области. Это сегодня здесь находится только 54 воспитанника, в то время как учреждение может вместить 120 человек, а раньше сюда свозили трудных подростков со всей России. В нее попадают в основном подростки из городов Челябинской области – Миасс, Златоуст, Чебаркуль, но лидирует Копейск. В 70-80 годы школа вмещала 240 человек. Сегодня учреждение пользуется меньшей популярностью. По словам директора школы для подростков девиантного поведения Александра Бочурина, суды стали направлять в спецшколу меньше нарушителей и дело даже не в том, что трудных подростков стало мало, просто спецшкола воспринимается весьма однозначно – тюрьма. В то же время Александр Васильевич считает, что малочисленность воспитанников оказывает на них благотворное влияние. «Они не дышат друг к другу в затылок, чем больше пространства, тем меньше конфликтов, – уточняет он. – Наполняемость классов составляет не больше 10 человек, поэтому мы внесли изменения в устав и теперь можем принимать детей седьмого вида, которым требуется коррекционное обучение. Практически ничего не изменится. Учителям будет по силам такая нагрузка».
Стоить отметить, что в спецшколе подростки достаточно быстро забывают об улице. 14-летний Никита из Трехгорного на днях отправляется домой. Он вспоминает, что первые месяцы дались трудно. «Когда я только приехал, то самым непривычным казался жесткий распорядок дня, – рассказывает он. – Но потом даже понравилось. Спецшкола изменила меня – я стал заниматься спортом, лучше учиться – имею всего лишь три тройки. Дома продолжу заниматься футболом, теннисом».
Несмотря на то, что ученики отличаются не только трудным характером, но и весьма негативным прошлым, а в спецшколу попадают дети совершившие самые различные преступления: от краж до убийств, педагоги любят своих воспитанников. Учитель, библиотекарь Татьяна Малицкая считает, что всему виной запущенность воспитания детей. Например, некоторые не знают алфавит, зато великолепно разбираются в марках сигарет и ловко считают деньги. «Им не хватает положительных эмоций, – говорит Татьяна Михайловна. – Трудных подростков сложно сравнивать с обычными детьми, так как они впитали правила улицы. Их нужно приучать к мыслительному труду постепенно. Они не понимают, зачем учиться, поэтому необходимо вырабатывать мотивацию. Первые полгода после прихода детям прививают элементарные гигиенические навыки».
Александр Бочурин рассказывает, что в настоящее время суды чаще всего отправляют подростков в спецшколу на три года, редко на два и еще реже на год. «Дети не стали совершать меньше правонарушений, к ним стали более лояльно относиться суды, – говорит он. – Чтобы попасть в спецшколу, надо совершить несколько правонарушений. Но я считаю, что должна быть профилактика. Если ребенок уже встал на скользкую дорожку, то, возможно, его стоит ненадолго изолировать. Правда, необходимо учесть социальную сторону – кто его родители, занимаются ли они им. А если ребенок оступился, но семья здоровая, то его лучше оставить дома. Дети, которые понимают, что, вернувшись домой после спецшколы, попадут в ту же негативную среду, пишут заявление с просьбой остаться в учреждении до окончания обучения. Принимая такое решение, они становятся самостоятельными, взрослеют».
С подростками, находящимися в спецшколе, 14 марта пообщалась уполномоченный по правам ребенка Челябинской области Маргарита Павлова. Она осмотрела каждый предметный класс и познакомилась с учащимися. «В 2012 году я для себя определила тему «Дети, находящиеся в конфликте с законом», – рассказывает Маргарита Павлова. – В атлянской колонии я уже была несколько раз, в спецшколе – впервые. Пообщавшись с детьми и сотрудниками, я поняла, что эти подростки идут на противоправные поступки не от того, что они плохие, а потому что им не уделялось должного внимания со стороны родителей, общества. Спецшкола – это рубеж, который отделяет ребенка от колонии, а также противоправного поведения в дальнейшем.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА