Последние годы постоянно идут дискуссии о качестве образования и востребованности выпускаемых вузами специалистов. Университеты готовят студентов, большинство из которых потом не хотят или не могут устроиться на работу по специальности. При этом общество часто обвиняет вузы в снижающемся качестве образования. Любопытно, что от лица общества прежде всего выступают те чиновники, которые должны прилагать усилия к укреплению системы образования и решать вопросы трудоустройства выпускников.
Например, не секрет, что выпускники факультетов иностранных языков не очень стремятся работать в школе, особенно за пределами областного центра. Поступить на бюджетное место могут в основном выпускники престижных школ и лицеев с хорошим уровнем языковой подготовки, нацеленные на карьерный рост. Если же студент обучается на контрактной основе, где обучение составляет около 70 тысяч в год, то его тоже не удовлетворит заработная плата школьного учителя. Поэтому выпускники факультетов иностранных языков пытаются найти работу, как правило, не связанную со школьным образованием, а порой, что еще намного хуже для страны, уезжают работать и жить за рубеж.
Так зачем впустую тратить государственные деньги? Раньше школы пополнялись учителями иностранных языков в большей степени за счет выпускников педагогических колледжей. Например, в Челябинском педагогическом колледже №1 прекрасная техническая база и опытные педагоги. На очной форме обучения студенты получали хорошую базовую языковую и педагогическую подготовку. Выпускники шли работать в школу, закреплялись там, а учиться в университет уже шли те из них, кто хотел повысить свой уровень, совмещая обучение с работой в школе.
Эта цепочка непрерывного образования прекрасно работала. Так все выпускники января 2013 года специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Челябинского филиала Университета Российской академии образования уже работают и закрепились в школе. 100-процентный результат! Качество их подготовки подтверждено тем, что из 13 выпускников трое уже получили звания «учитель года» в своих районах. Это творческие, неординарные, интересные и современные специалисты.
К сожалению, этот удачный опыт запрещен федеральными чиновниками от образования. Педагогическим колледжам с укоренившимися традициями, квалифицированным преподавательским составом и отлаженной методикой подготовки запретили подготовку учителей иностранных языков. Таким образом, преподавательский состав может остаться без работы, а школы – без учителей. Несомненно, руководствовались благими намерениями повысить уровень образования учителей, но пока получается «как всегда».
Для всех понятно, что развитие государства в первую очередь зависит от уровня образования, и уже делается попытка повысить престижность профессии учителей за счет повышения зарплаты. Это, конечно, очень хорошо, но не все меряется деньгами. Учитель – это прежде всего призвание, и если человек ненавидит свою работу, то в школе от него только вред.
Что сделать, чтобы профессия учителя вновь стала престижной, а в школу попадали те, для кого это призвание?
Виктор УСОВ, директор Челябинского филиала Университета РАО