Сотрудники сразу нескольких музеев издали книгу «Традиционные праздники русского населения Южного Урала». Презентация прошла в Музее археологии и этнографии ЧелГУ.
С 2006 года команда этнографов Челябинского госуниверситета, Челябинского областного краеведческого музея, Российского этнографического музея Санкт-Петербурга и Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея путешествовали по Южному Уралу и записывали буквально каждое слово деревенских жителей. В полевых материалах специалисты даже сохранили стилистику рассказов, все диалектные слова и местные выражения.
Книга выпущена издательством ЧелГУ. «Это история нашего края, – отметил проректор по научной работе университета Андрей Мельников. – Через сто лет может не быть даже такого праздника как масленица, но сохраниться эта книга, из которой можно будет прочитать и понять как жили наши предки».
За последние годы многие праздники изменились до неузнаваемости, например, свадебные обряды. Да и Масленицу, которая начнется уже в понедельник, на Южном Урале праздновали по-особенному.
«Помимо приготовления блинов, на Масленицу было принято жечь костры, – рассказывает участник экспедиций, заведующая сектором этнографических программ Челябинского государственного краеведческого музея Ольга Новикова. – Этот праздник связан с солнцем, которое все ярче и выше. Сельские жители сжигали у своего дома кучу соломы, считая, что возвращают таким образом земле плодородие. А золу от масленичных костров высыпали на поля или в огород».
Важной составляющей книги стала фиксация традиционного быта Южного Урала. Дома в степной или горнозаводской зоне Челябинской области имеют свои отличия, однако сегодня границы стираются.
«В лесостепной зоне живут потомки оренбургских казаков, а в горнозаводской в основном рабочие, крестьяне, которые обслуживали производства, – поведал доцент кафедры всеобщей истории и этнологии ЧелГУ Андрей Рыбалко. – Кроме того, Южный Урал – полиэтничный край, есть некоторое влияние тюркских народов, что отражается в элементах культуры. Пока это все не исчезло, мы обязаны зафиксировать, сохранить в фотографиях, аудиозаписях».
Оригиналы полевых материалов, которые собрали этнографы, теперь хранятся в музее археологии и этнографии Челябинского государственного университета, в отделе рукописей Оренбургского областного историко-краеведческого музея и в архиве Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге. Но на этом экспедиции не закончатся. В этом году ученые отправятся в русские деревни Республики Башкортостан.