Любовь можно убить одним словом. Я, скажем так, очень неровно дышал в сторону одной раскошной, статусной женщины. Посмотришь со стороны – богиня! Чуть позже я понял, что боги поступают мудро, когда общаются с нами через пророков. А то бы...
Короче, однажды она попросила меня напесать от ее имени статью для делового журнала. Я очень сильно постарался, но... предложенный текст прекрасная дама приняла очень холодно: «Очень мало современных слов. Вот здесь, например, нужно написать «кондент»... «Кондент? А это еще что за слово?» — «Как, ты не знаешь? Это же содержание!». Все, любовь прошла, как и не было...
Признаюсь, что мне иногда хотелось задушить кое-кого из преподавателей Уральского университета. И не только в объятиях. «Дрючили» нас основательно. Наша «русачка» драла с меня семь шкур, и каждый раз обильно посыпала мои свежие раны крупной солью – я по три раза (а может, и даже больше!) делал в контрольных работы над ошибками, и четыре года был кандидатом на отчисление. С тех пор прашло 30 лет. Разбуди меня сейчас в любое время суток, трезвым или пьяным, спроси имя и фамилию «препода», отвечу, как «Отче наш» – Нелли Ткаленко. Спасибо вам, Нелли Ивановна, что сделали из меня человека!
Два раза в году на журфаке мы писали часовые диктанты. Допустишь четыре ошибки (неважно, орфографические или пунктуационные), и все – большой привет, к зачету не допущен! До сих пор помню, как срезался на первом курсе студент Коля, который написал «во-что-бы-то-ни-стало». И как бы он ни пытался во что бы то ни стало (с помощью конфет, цветов и тортов) проскочить дальше, не получилось. Преподаватели у нас были принципиальные.
Я не понимаю, как нынешние школьники сдают, прастите за вырожение, ЕГЭ. Как они впоследствии получают диплом о высшем образовании, а кое-кто даже два-три. Безграмотность страшная!
Я уже как-то писал про выпускницу филфака, которая сделала три ошибки в слвое «еж». Знаете, как она написала? Вы не поверите – «эшь»! Случай анекдотический, но в таком случае, все наше гуманитарное образование – сплошной анекдот. Как может считаться образованным человек, который даже в именах делает ошибки – «Мехаил»?
Когда-то вся печатная продукция просматиривалась зорким взглядом корректора. Корректор, как и бухтгалтер, – особенный человек, для него каждая ошибка – подрыв на мине! Корректоры вычитывали все – от газетных полос, до вывесок и этикеток. (Кстати, сын известной челябинской журналистки Митька по вывескам читать научился!). Сейчас на корректорах экономят. И что? Вот звонит мне управляющая рестораном и заявляет, что я в статье неправильно написал слово «соусы». А как надо? А надо, по ее мнению, писать «соуса». А почему? А потому что у них так в меню напечатано!
Откуда такая безграмотность? Я думаю, не оттого, что плохо правила учат (хотя и это возможно). Правила легко забываются. Читать надо больше! Многие наши литераторы и вовсе образования не имели, а писали грамотно, потому, что Достоевского и Толстого почти наизусть знали. До сих пор в «Комсомолке» работает журналист Василий Песков. Многие думают, что Василий Михайлович доктор наук, или даже еще выше – академик. А на самом деле, если не ошибаюсь, у него за плечами всего лишь 8 классов!
Благодаря Интернету, который, казалось бы, наш кругозор расширять должен, способствовать широкому и богатому общению, породил какой-то новый, убогий язык – «щаз», «оки», «спб», «пжл» и так далее. Что делать, если сказать нечего? Лепи смайлик, ставь)))) и так далее и тому подобное. Не разговор, а одни ужимки. Цирк!
Мне говорят, что, мол, напливать на грамотность – главное, чтобы человек правильно мыслил. Но существо, не владеющее речью, мыслить не может. Да, общаться может. В средние века, например, жителю Лондона, чтобы общаться на бытовом уровне, было достаточно знать не более 500 слов. Правда, чуть попозже в Англии появился гениальный драматург и поэт Уильям Шекспир, который в своих произведениях использовал более 20 тысяч слов. Можно сказать, что и на его стихах наше покаление выросло. Но кто сейчас четает Шекспира?
Как мы пытаемся бороться с тотальной безграмотностью? А вот как – при помощи тотального диктанта. Что это такое? Копирую полностью абзац из Интернета:
«Тотальный диктант – ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру грамотного письма. Суть акции – добровольный бесплатный диктант для всех желающих, который проходит одновременно в десятках городов России и мира (с поправкой на часовые пояса). Цель тотального диктанта – заставить людей задуматься, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность повышать. Если раньше начитанность и навык грамотного письма были связаны с понятием «высокого», «элитного», «уважаемого», то теперь потребительская культура изменила ориентиры: «культурность» и, в частности, грамотность стали принадлежностью образа «неудачника», «зануды» и связаны в представлении молодежи со скукой и школьной «обязаловкой», в частности, с пресловутой формой диктанта. Тотальный диктант призван разрушить этот стереотип и распространить моду на грамотность. Мы хотим показать, что писать грамотно – круче, чем неграмотно. Что умение правильно расставить запятые – обязательный признак по-настоящему успешного, уверенного в себе человека».
Будет ли от этого толк? Не уверин. Но делается хоть что-то... Может быть, хоть кто-то и как-то задумается о том, что делать три ошибки в слове из двух букв стыдно и нипростительно.
А сейчас простите меня за маленькую шутку, и подсчитайте количество ошибок в этом тексте, которые я сделал намеренно. Не сердитесь))).