RU74
Погода

Сейчас+21°C

Сейчас в Челябинске

Погода+21°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +20

4 м/c,

сев.

739мм 60%
Подробнее
4 Пробки
USD 88,28
EUR 96,26
Образование Татьяна Усынина, ректор РБИУ: «Для меня вуз и новая школа – как дети, которых нужно вырастить, воспитать и быть за них ответственной всегда»

Татьяна Усынина, ректор РБИУ: «Для меня вуз и новая школа – как дети, которых нужно вырастить, воспитать и быть за них ответственной всегда»

Когда-то ректора Русско-Британского института управления Татьяну Усынину многие не понимали. В 1991 году она бросила преподавательскую работу в вузе и открыла собственное дело. Когда многие ударились в торговлю, Татьяна Васильевна пыталась создать Институт благородных девиц. Вопреки общественному мнению ее колледж «Ариадна» быстро набрал студентов и вскоре стал институтом. Даже во времена финансовых кризисов Татьяна Усынина не переставала делать смелые шаги – открывать новые направления подготовки, искать зарубежных партнеров, вкладывать деньги в строительство здания вуза.

Ее надежды оправдались. Сейчас РБИУ знают не только в России, но и во многих странах мира. А в прошлом году Татьяна Васильевна в структуре вуза открыла общеобразовательную школу «Семь ключей».

Школа может быть нескучной

Татьяна Васильевна, почему решили открыть школу? Не устраивают государственные учебные заведения?

– Нашу школу сложно сравнивать с другими. Хотя мы и реализуем государственный образовательный стандарт, но в ней все другое. Прежде всего, мы отличаемся образовательной концепцией – нескучная школа для нескучных детей. Все методики направлены на то, чтобы мотивировать детей учиться, сделать так, чтобы захотелось получать знания, становиться умнее, развиваться. В их основе проектное обучение. Но не то проектное обучение, когда родители с ребенком сидят, дергают информацию из интернета и составляют реферат, потом его зачитывают. У нас идет живая работа именно на уроках. Ребята делятся на команды и выполняют задания. В это время они могут спорить, вставать, ходить, потому что кому-то нужно посидеть в мягком креслице и подумать над вопросом, кому-то надо сходить в библиотеку, взять книгу, чтобы получить необходимую информацию, или нужно воспользоваться компьютером. Такая командная работа как раз и вызывает мотивацию, дети с азартом пытаются разрешить какую-ту ситуацию, у всех глаза горят, все хотят принести какую-то пользу.

Сейчас в школе внедряются новые образовательные стандарты, которые тоже направлены на создание проектов.

– Да, новые ФГОС к этому призывают, но переходят на них очень тяжело и медленно. Это требует огромной работы, прежде всего, от учителей. Мы педагогов отбирали очень тщательно. Кроме своих резюме, учителя должны были выполнять определенные задания, проводить пробные уроки. У нас были педагоги, заслуженные учителя с папками достижений, грамот, которые хвастались, что на их уроках такая тишина, что слышно, как муха пролетает. Нам такой подход чужд, нам нужно, чтобы дети жили на уроке, и им было интересно.

Конечно, возникали вначале опасения, получат ли дети в рамках проекта нескучной школы нужный объем знаний. Но опыт школ, в том числе за рубежом, которые исповедуют именно такие принципы работы, уже показал, что при всей кажущейся легкости и веселости процесса обучения, результаты очень хорошие. Мы тоже уже убедились, что наши дети в чем-то опережают ребят из других школ, хотя мы принимали учеников разного уровня и не делали никакого отбора. Есть определенные достижения – на Всероссийской олимпиаде по иностранным языкам три наших школьника заняли первое место в регионе и в России. Кроме того, мы хотим отдать контрольные на экспертизу учителям из других школ, чтобы убедиться в объективности оценивания.

Дети за время учебы стали другими, некоторые переходили к нам потому, что не складывались отношения с учителями, плохо успевали. За полгода ребята подравнялись: кто послабее – тянутся за сильными, у них открываются какие-то необыкновенные способности, таланты.

Самое главное – это атмосфера школы – очень добрая, теплая и творческая. Это чувствуется сразу – в интерьерах, поведении учеников, отношении к ним учителей. Это по-настоящему «нескучная школа», в которой детям очень интересно учиться! Согласитесь, это самый важный результат.

За счет чего достигается такой успех?

Во-первых, очень сильная и современно мыслящая команда учителей. В конкурсе участвовало более 260 человек, из них мы выбрали нужных нам 30. В выборе не ошиблись. Дружная молодая команда (средний возраст учителей меньше 40 лет) работает очень творчески и показывает замечательные результаты!

Во-вторых, оборудование и оснащение школы. Здание школы построено по нашему проекту и в нем есть всё для эффективного образовательного процесса – уютные классы, современная техника, методические пособия, лаборатории, студии, мастерские.

В третьих, преимущества режима полного дня (с 7:30 до 20:00). Уроки по основной программе и дополнительное образование не оторваны друг от друга, а объединены в одно целое.

К этому надо прибавить очень качественное питание – четырехразовое, по принципу шведского стола. Очень вкусно, разнообразно, как дома. Кроме того, родителям не нужно заботиться об учебниках, канцелярских принадлежностях, школьной и спортивной форме – мы обеспечиваем всем необходимым, это входит в стоимость обучения по принципу «все включено».

Советую зайти на сайт школы и внимательно посмотреть, чем она живет. Каждый день – интересные дела. Какая тут скука, когда живешь в настоящей атмосфере творчества! Проекты, конкурсы, тематические недели – мне кажется, фантазии нашим замечательным учителям нет предела! Родители в голос говорят, что главная проблема – «выманить» вечером детей из школы, они не хотят уходить! Ведь и домашние задания сделаны, весь материал закреплен, но ещё столько интересного (кружки, секции, лаборатории, студии). Дополнительное образование в школе «7 ключей» устроено по принципу «широких возможностей». Мы стараемся, чтобы у детей были возможности попробовать себя в разных видах деятельности, найти свое увлечение, и достигнуть в этой сфере отличных результатов.

Здесь выслушают каждого. Если появилось желание что-то делать, создаются все условия. Так возникли собственные проекты детей: черлидинг, физика, студия мультипликации, исследования, танцы, собственные странички в интернете, рок-группа… Идут переговоры с компанией, производящей мультфильм «Смешарики», о создании на базе нашей школы студии под их руководством, в разработке и другие проекты.

Если ребенок добился пусть даже небольшого успеха в учебе или во внеучебной деятельности, об этом сразу же узнает вся школа.

Не боитесь, что дети, выращенные в таких тепличных условиях, окажутся не приспособленными к жизни. Ведь в вузе, на работе никто под них подстраиваться не будет.

– Нет, не боимся. Что значит тепличные условия? У нас комфортные условия, чистота, красота – это никого не испортит. То, что на детей учителя не кричат, а помогают – это тоже только на пользу. Мы наоборот приучаем учеников работать. В школе достаточно жесткий спрос, нельзя «просачковать» на уроке, продремать, иначе под угрозой окажется работа всей команды. Мы воспитываем решателей.

На этом завязана концепция не только школы, но и всего института. Простой пример: можно получить диплом дизайнера, рисовать эскизы. Но не все дизайнеры способны воплотить свой проект в жизнь, решить возникающие проблемы. С теоретической подготовкой может быть все отлично, но в жизни-то все по-другому. В нашем институте метод проектной работы внедрен три года назад. Четыре недели у студентов идут лекция в аудиториях, а пятая полностью посвящена созданию жизнеспособного проекта. Это хорошая штука, которая заставляет мыслить, искать выходы, находить нестандартные решения.

Связанные одной целью

У вас есть вуз, колледж, теперь и школа. Осталось открыть только садик.

– Идея непрерывного образования – моя давняя мечта. Эта система открывает очень много возможностей, позволяет реализовывать общие идеи. Я в свое время прочитала, как это было устроено в Японии. Мне тоже захотелось создать единый комплекс. Можно было, конечно, арендовать где-то помещения, но мы ждали, когда будут достроены собственные здания. В них все сделано так, чтобы и школьникам и студентам было удобно. Во всем чувствуется единство. На горнолыжный фестиваль «Снежный микс» мы возили и школьников, студенты занимались с ними, катали на санках. Это было так здорово. Во время учебы у них тоже есть совместные проекты.

А как проверить жизнеспособность проекта?

– У нас есть учебные салон красоты, кухня на 16 рабочих мест с суперсовременным оснащением,ресторан, туристический офис... В них студенты получают практические навыки, там же могут проверить эффективность разработанного проекта.

Но мы уже идем дальше. Студенческие работы получают признание в крупных кампаниях. Недавно наши ребята победили в финале конкурса заказных инноваций на проведение исследований и разработку концепций «Платформа развлечений на борту (In-Flight Entertainmеnt)». Этот конкурс был организован федеральной сетью бизнес-инкубаторов Open Innovation Inc по заказу компании «Аэрофлот». К нам также обратилась компания «Камаз», для которой студенты тоже разработают полезные проекты.

В 2009 году Челябинский гуманитарный институт был переименован в Русско-британский институт управления. Почему решили развивать международное направление?

– Для того чтобы быть впереди, надо делать какие-то шаги. Мы начали сотрудничество с британским университетом в Уэльсе. После долгих переговоров добились того, что ребята учатся здесь и получают помимо диплома государственного образца и диплом бакалавра Университета Уэльса. Весь процесс обучения идет под их жестким контролем. Сюда приезжают преподаватели, три раза в год проводят тестирование. Плюс проводится ежегодная летняя практика в Великобритании.

У нас очень большое внимание уделяется зарубежной практике. Студенты ездят на Крит, в Голландию, США, Китай, а зимой – в Австрию. Практика длинная – почти четыре месяца. За это время ребята могут заработать на весь год обучения. Например, в Австрии студенты получают 1300 евро в месяц. Если они хорошо отработают, то хозяева могут оплатить даже перелет.

За время практики студенты получают большой опыт, их бросают в работу, как котят в воду. Но мы не ставим целью обеспечить Европу специалистами. Нам бы хотелось, чтобы они развивали индустрию гостеприимства здесь. В Челябинске за последнее время открылось очень много ресторанов, но сервис серьезно хромает. Недавно водили партнеров из Швейцарии в ресторан. Мне было ужасно стыдно за уровень обслуживания. Хотя у иностранцев представление такое, что в России вообще нет сервиса. С этим нужно бороться.

В РБИУ есть высшая школа менеджмента, сервиса и туризма, дизайна. Что нового абитуриентов и студентов ждет в этом году?

– Будем активно развивать международные связи. Во время приемной кампании-2013 будет объявлен набор в «группу Kempinski» по направлению «менеджмент в ресторанном и гостиничном бизнесе». Студенты этой группы будут готовиться под стандарты сети отелей Kempinski, а выпускники – трудоустроены в Kempinski Grand Hotel Gelendzhik Black Sea 5*и другие отели сети.

Кроме того, у нас большие планы по оснащению института и школы. Уже работает огромный спортивный зал, зал хореографии, тренажерный.1 сентября откроем большой 25-метровый бассейн с хорошей системой очистки. Там будут проходить уроки физкультуры, соревнования, появятся спортивные секции. А на третьем этаже заканчиваем современный киноконцертный зал. Уже сделали очень красивый холл, скоро приступим к установке оборудования. Там будет профессиональная сцена с выдвижным подиумом. Наши дизайнеры смогут организовывать здесь показы своих коллекций, школьники будут смотреть учебные фильмы. Мы ждем с нетерпением, когда завершатся все работы.

В прошлом году министерство образования провело мониторинг эффективности государственных вузов. В этом году такой же «экзамен» придется сдавать частным учебным заведениям. Какого результата ожидаете?

– Критерии, по которым оценивались высшие учебные заведения в прошлом году, вызывают большое удивление. Лично мне непонятно как в челябинском вузе может оказаться столько же иностранных студентов, сколько в столичных. В этом году вводится новый критерий – трудоустройство выпускников. Видимо, весь институт будет работать над тем, чтобы отслеживать судьбу выпускников, а это тысячи и тысячи людей, которые могут перемещаться, менять профессию, что является нормой для всех европейских стран. Мы даем определенную базу, фундамент, а дальше человек должен сам строить свою карьеру. Некоторые и вовсе хотят быть свободными художниками, это в основном к дизайнерам относится.

В любом случае мы будем вынуждены подчиниться и подстраиваться под требования, предъявляемые министерством образования. Но у нас есть большое преимущество – мы как частный вуз очень мобильны, можем быстрее открывать необходимые направления подготовки, расширять базу и т.д. В РБИУ иногда вопросы решаются на небольшом совещании за полчаса, нам не нужно ждать многолетних согласований. К тому же мы сами располагаем своими финансами, вольны вкладывать их в те проекты, которые считаем важными, приглашать тех преподавателей, в которых заинтересованы.

Хозяйка большого дома

Не жалеете, что когда-то бросили преподавать и создали такой институт, может быть под крылышком государства было бы проще?

– Нисколько не жалею. Для меня РБИУ, новая школа – как дети, которых нужно вырастить, воспитать и быть за них ответственными всегда. Есть вузы, в списке учредителей которых по 20-30 человек, ректоры – назначенцы, либо выбираемые через какие-то процедуры. Это могут быть хорошие люди, но они всегда временщики, поэтому, может быть, нет такого желания работать на перспективу, видеть каждый уголок в своем хозяйстве. Я не люблю ходить в какие-либо государственные структуры, потому что там как-то все серо, уныло, бесхозно. В институте, когда иду по коридору, я вижу каждый уголок – где что подклеить, подкрасить. Для меня важно, чтобы было красиво, чисто, уютно, как дома.

Я обожаю сама ездить покупать что-то для института. Сама продумывала каждый кабинет в здании вуза, школе. Какие там ночи со сном. (Улыбается.) Но мне это все нравится, я за это болею душой.

А на дом сил хватает?

– Весь институт знает, что в основном я работаю до пяти. У меня очень много занятий кроме работы – семья, дети, внучки, летом – это дача, где у меня растет около ста роз. Я страстная болельщица, спортивные каналы у меня самые любимые. В феврале ездила в Чехию на чемпионат мира по биатлону. За наш «Трактор» болею, стараюсь не пропускать ни одного важного матча. Сейчас пытаюсь купить билеты на олимпиаду в Сочи.

Я обожаю горы, каждый год езжу в Альпы с нашими студентами, которые в декабре отправляются в Австрию на практику. Когда стоишь на вершине, на высоте 2800 метров, – это непередаваемые ощущения, я храню их в своей памяти очень долго. Еще люблю море, путешествия.

Муза – перестройка

Татьяна Васильевна, почему в 1991 году вы решили вдруг создать женский колледж?

– Я с большим воодушевлением восприняла перестройку. Тогда все начали пытаться открывать свой бизнес, появлялись какие-то фирмы, кооперативы. Я работала преподавателем в вузе, читала лекции по философии и истории. Мне тоже хотелось поучаствовать как-то в жизни города, создать что-то свое. А в какой области я могла себя проявить? Только в образовании – учить не так, как мы учились, а интереснее. В свое время писала курсовую о женских пансионах, мне эта тема была понятна. Возникла мысль, что было бы здорово открыть какое-то учебное заведение для девчонок. Меня всегда пугало общее бескультурие, мы же много потеряли из того образования, которое давалось до революции. Девочек в пансионах учили литературе, иностранным языкам, музыке, они разбирались в живописи, истории, потом могли сами учить своих детей. Кстати, после революции именно выпускницы таких институтов благородных девиц стали первыми учителями в советской России.

Так возник первый женский колледж «Ариадна».

Это направление оказалось востребованным?

– Да, первый набор у нас был где-то 70 человек. Я до сих пор помню этих девчонок. Сейчас они уже взрослые, приводят своих детей к нам в школу. Мы начинали обучение с этикета. И сейчас этому обучаем в школе и в институте – как правильно вести себя за столом, в общении с окружающими, старшими. Этому нужно учить, просто так культура из ниоткуда не возникает. Мы на себя эту миссию взяли и уже довольно долго занимаемся в этом направлении. Все говорят, что у нас студенты какие-то другие. Мы создали атмосферу, в которой стыдно вести себя неправильно.

На ваш взгляд, сейчас проще открывать свое дело?

– Намного сложнее, чем тогда. Я до сих пор удивляюсь, как у меня получилось создать учебное заведение, когда даже закона об образовании-то не было. По совету юристов я зарегистрировала свою научно-производственную фирму, а приказом номер один открыла колледж.

Сейчас, чтобы открыть колледж или школу, нужно найти помещение, которое соответствовало бы всем многочисленным требованиям, набрать сотрудников, заранее разработать учебные планы, программы. Но самое главное – сейчас нужно очень много денег. В 91 году у меня не было ничего. Уставной капитал составлял одну тысячу рублей. Сняла комнатку под лестницей в ДК «Смена», вначале меня пустили даже без денег. Сразу открыла курсы бухгалтеров, тогда был бум. На первые курсы к нам записалось 100 с лишним человек. Потом открыли курсы гувернанток. К нам пошли воспитатели, потому что детсады закрывали десятками, им некуда было деваться. Так были заработаны первые деньги, такие суммы я раньше никогда не видела, потому что преподаватели всегда получали очень мало.

Сфера образования может быть прибыльной?

– Скорее это та сфера, в которую нужно постоянно вкладывать, чтобы получить хороший продукт. Вы знаете, у нас никогда нет лишних денег, мы все время строимся. К сожалению, за 20 с лишним лет, я не накопила себе на виллу на Кипре или еще чего-то. Зато я построила вуз и школу. В них вложено много. Идешь по коридорам и чувствуешь ощущение полета, все сделано красиво, здорово. Я не понимаю людей, для которых зарабатывание денег является самоцелью. Мне лично приятнее потратить на что-то хорошее. В жизни никогда не копила. Даже в молодости, когда жили очень бедно, чуть-чуть появлялись деньги, сразу ездили отдыхать.

Многие не верили в успех ваших идей, когда открывали колледж, когда строили школу. Как удавалось бороться с общественным мнением?

– Я старалась не обращать на это внимание. Даже в безвыходных ситуациях шла вперед. На моем пути было довольного много препятствий, особенно связанных с пробиванием каких-то вещей у наших чиновников. Первое время на меня смотрели как на городскую сумасшедшую. Сейчас, конечно, все процедуры упорядочены. Но раньше я просто рыдала, когда люди, от которых зависело решение вопросов, связанных с электроснабжением, водоотведением наших зданий, пытались унизить, заставить играть по их правилам. Это тяжело, но я не привыкла сдаваться.

Сейчас я редко хожу в высокие кабинеты, гораздо лучше чувствую себя здесь, в вузе. У меня в здесь весь гардероб, я прихожу сюда, как домой. Мне совершенно не хочется выезжать в какие-то казенные кабинеты, я лучше здесь что-нибудь новое придумаю.

7 апреля в школе «7 ключей» мы проводим день открытых дверей. Все могут прийти и лично посмотреть, как здорово получилось. Наши преподаватели подробно расскажут обо всех программах и условиях обучения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
32
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
«Так блестят ведра, из которых полы моют»: журналистка привела 7 аргументов против петуний на заборах в Челябинске
Людмила Орлова
обозреватель
Мнение
«Чтобы пройти к воде, надо маневрировать между загорающими»: турист рассказал об отдыхе в Адлере с семьей
Александр Зубарев
Тюменец
Мнение
«Росавтопром стал похож на подпольный цех». Журналист — об отмене таможенных барьеров для иномарок
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
Не хочешь — заставим: ответ депутату, который предложил закрепить законом статус «Глава семьи» за мужчиной
Екатерина Бормотова
Журналист оперативной редакции
Мнение
Россиянка съездила в Казахстан и честно рассказала об огромных минусах отдыха в соседней стране
Виктория Бондарева
экскурсовод
Рекомендуем
Объявления