Учитель математики и информатики обычной челябинской школы Александр Мельников признался, что лишь в шестом классе серьезно засел за учебу, в начальной школе он не был не только отличником, но и стабильным хорошистом. Зато в десятом Александр твердо решил поступать в педагогический университет и вернуться в школу учителем, чем сильно удивил родителей. А буквально на днях наш герой вернулся из Москвы победителем. Он признан абсолютным лидером всероссийского конкурса «Педагогический дебют». О конкурсах и честолюбии, об обязательной любви к профессии и тонкостях внеклассной работы мы говорили с Александром Мельниковым, сидя за партой в его светлом просторном классе.
Победа обязывает
– Хороший учитель, которого любят дети, может и не быть победителем конкурсов?
– Безусловно. Конкурсы профессионального мастерства, прежде всего, нужны самому учителю. Открытый урок на городском, областном, российском уровне позволяет мне понять: интересно ли я работаю, правильно ли. В этом смысле конкурс «Педагогический дебют» особенно важен, ведь он проводится среди молодых учителей. Лично для меня это было очень значимое событие.
– Но подготовка к конкурсу отнимает силы, время, нервные клетки, наконец?
– (Смеется.) Согласен. Все это время я просто жил в школе сутками. Спасибо коллективу, который мне помогал, поддерживал меня. И все же конкурс стоит того, чтобы на него тратить время и силы. Недавний выпускник педагогического университета не должен вариться в собственном соку. А выход на конкурсы – это еще и новые знакомства с коллегами. После всероссийского конкурса у меня появились друзья со всей России, из самых разных городов, районов и республик. На российском конкурсе, что очень хорошо, была возможность посетить открытые уроки соперников. И это просто замечательный опыт для конкурсантов.
– Как прошел ваш «всероссийский» урок?
– Ситуация возникла интересная: поскольку мой открытый урок был последним в тот день, то члены жюри решили не выходить из класса, и мне пришлось на глазах жюри готовиться к уроку. Сначала я разволновался, но потом совершенно забыл о жюри. Дети были просто замечательные, они мне помогли забыть обо всем. Это был класс одной из московских гимназий, очень умные ребята. Урок, возможно, показался им легким, потому что мы работали с пройденным материалом, но нашей задачей было обобщение знаний. А я должен был показать, насколько тесно математика и информатика связаны с обыденной жизнью человека. Темой урока я выбрал прогрессию – арифметическую, геометрическую. Урок проходил в кабинете информатики и я алгебру интегрировал с информатикой – дети строили, например, графики изменения пенсионных вложений на протяжении 25 лет накопительного периода.
– Скажите, вам хотелось стать победителем?
– Конечно, я же приехал защищать честь Челябинской области.
– Во время конкурса вы об этом думали?!
– А как же! Это началось с победы в Металлургическом районе, тогда я подумал, что теперь предстоит защищать честь района на городском конкурсе, даже радость на мгновение потускнела. (Смеется.) Ведь победа ко многому обязывает, надо готовиться, чтобы не подвести людей, которые мне помогали.
– То есть человек вы достаточно честолюбивый?
– Можно и так сказать.
Повторение пройденного
– Много ли молодых людей, на ваш взгляд, сегодня приходит работать в школу?
– Если бы я был единственным молодым учителем в России, то все равно работал бы в школе. Уже в 10 классе я решил для себя, что буду поступать в педагогический университет и стану учителем. Однако, судя по участникам конкурсов, я бы сказал, что молодых учителей становится все больше. И среди них много очень хороших преподавателей – это те, кто пришли в профессию по любви. Подумайте, во всероссийском конкурсе участвовали 54 лучших учителя со всей страны! Поверьте, это на самом деле очень яркие личности, все они молодцы просто! И надо отметить, что сегодня государство пересматривает учительскую зарплату, она начала расти, что тоже имеет огромное значение для выбора профессии учителя. Хотя понятие средняя заработная плата не имеет ничего общего с одной учительской ставкой. Как правило, учитель работает на две и на три ставки. Поэтому государству есть к чему стремиться. (Смеется.) Но радует, что проблема уже решается: ставка учителя выросла с 4 600 рублей до 7 000.
– А мужчин много было на конкурсах?
– На всероссийском из 54 участников – 14 или 16 мужчин. По-моему, это хорошо, причем они преподают разные предметы – не ОБЖ и физкультуру, как было в моем детстве. И в Челябинске на Школу молодого учителя тоже приезжают молодые учителя-мужчины. В основном это преподаватели информатики. Но из моей университетской группы только четверо сегодня работают в школе. Из 27 человек. Мало.
– Что предрешило ваш выбор?
– У меня были очень хорошие учителя, и мне захотелось повторить их опыт. Хотя это были в основном женщины. И в нашей семье не было никогда учителей, поэтому мой выбор изумил родителей и старшего брата. Но постепенно они смирились.
– В каких классах сегодня преподаете?
– Сейчас веду информатику у ребят с 9 по 11 классы, и так ежегодно. В третий раз нынче буду выпускать 11 класс. И математику преподаю в 6-8 классах. Пытался преподавать в 4 классе, но понял, что не смогу работать с малышами – мне жалко нагружать их серьезным материалом. Со старшими классами работать проще – можно и нагрузку серьезную дать, и спросить строго. К тому же в младших классах нужно информатику давать в игровой технологии, а мне ближе решение задач. Особенно практикоориентированных задач, тесно связанных с жизнью. Многие старшеклассники сегодня выбирают социально-экономический профиль, а потому должны разбираться в этой сфере, уметь работать в Еxcel. Основная задача на уроках информатики – научить детей пользоваться этой программой. В жизни она им очень пригодится – они смогут сделать все расчеты и по кредиту, и по пенсионным накоплениям...
– Жизненно ориентированная тема на открытом уроке показалась интересной жюри конкурсов?
– Думаю, еще благодаря и этому я стал победителем.
– Кстати, на областном этапе конкурса вы заняли третье место, что помешало стать первым?
– Оказался плохим оратором, а там основным конкурсом были заявлены дебаты. Нужно уметь быстро включиться в тему и мгновенно собраться с мыслями. Во-первых, я немного устал после районного и городского конкурсов, во-вторых, дебаты – не мое. Пока я собирался с мыслями, мой оппонент их произносил вслух. (Смеется). Это было самое сложное для меня испытание. А вот на открытом уроке я чувствовал себя очень комфортно, открытый урок прошел отлично и проект свой я защитил тоже хорошо. Это, вероятно, и позволило мне поехать на всероссийский конкурс.
– Победителям обычно поступает масса предложений сменить место работы.
– Приглашали меня в другие школы, но я останусь в своей. Мне здесь комфортно, коллектив у нас очень дружный. Да и пользы я здесь принесу больше, потому что наша задача – не только дать знания, но помочь ребятам адаптироваться в этой жизни. Они менее защищены от всевозможных проблем, чем дети элитных школ. Короче говоря, мне в этой школе все нравится.
Для себя
– Еще не так давно компьютеры в классах были атрибутом роскоши, сегодня ситуация меняется?
– Конечно, сегодня компьютер стал средством обучения, почти во всех кабинетах стоят компьютеры, проекторы, экраны. И дети стали совсем другими. Еще в первый год моей работы в школе дети не были такими визуалистами, как сегодня. Современные школьники информацию лучше воспринимают визуально. Текстовая задача состоит из предложений, но ребенок должен быстро уловить цифровую основу ее содержания и составить алгебраическое уравнение. Использование компьютера именно этому способствует. Все изменилось кардинально. Когда я был школьником, не было даже понятия такого – «презентация». Сегодня презентацию умеет делать каждый школьник.
– Вы учились в школе в Металлургическом районе?
– Нет, учился и вырос на северо-западе, Металлургический район не был для меня родным. А сейчас я здесь живу и работаю. Уже привык.
– Александр, вы ведь начали работать в этой школе в студенческие годы, почему после окончания университета не выбрали школу в родном районе – на северо-западе?
– Да, я еще студентом начал здесь работать программистом. Мне очень понравился коллектив этой школы, поэтому решил ничего не менять. Правда, после окончания университета не захотел оставаться программистом, я видел себя только учителем.
– Вы учите детей прагматизму в жизни, а они вам не задают вопросов: почему вы выбрали не очень высоко оплачиваемую профессию?
– Бывает. И я им всегда отвечаю: работа в первую очередь должна нравиться. Будущую специальность нужно выбирать только из этих соображений. Когда мои выпускники выбирают ЕГЭ по информатике, я их всегда спрашиваю: любят ли они программирование? Понятно, что в этой сфере важны мозги. Но без любви к профессии ничего не получится. На работу надо ходить с удовольствием. На областном этапе конкурса я был членом жюри и конкурсантов водили на фабрику, где фасуют крупы. Они потом в ужасе рассказывали об этом процессе. Никакого творчества, все доведено до автоматизма. Не всякий человек выдержит. Вероятно, и такую работу нужно любить, чтобы делать ее хорошо. Кому-то работа в школе кажется сумасшествием, а я себя не представляю вне школы. Не вижу я себя клерком в офисе, например.
– Когда почувствовали, что именно математика – ваш предмет?
– В пятом классе. Кстати, в начальной школе я учился не очень хорошо, даже тройки были. Не потому, что не понимал чего-то или не получалось, просто ленился. (Смеется.) Когда начали делить на классы по профилю, выбрал математический, потому что с математикой дружил всегда. Учиться в полную силу я начал только в шестом классе.
– Почему так случилось?
– Мама всегда говорила нам с братом: «Вы учитесь для себя, это вам нужно образование или не нужно, хотите в вуз поступать – надо учиться, не хотите – после девятого класса можно пойти в ПТУ». И я решил учиться всерьез. А по математике у меня была замечательная учительница, благодаря которой я и выбрал профессию. Мы шли с опережением программы, работали всерьез, класс был отборным, сильным.
Шесть дней в неделю
– У вас сегодня есть классное руководство?
– Я был классным руководителем в 9 классе и выпустил этот класс, в прошлом году взял пятый класс. По-моему, с девятиклассниками было проще работать...
– Они не относились к вам, как к равному?
– Нет, как к учителю, никакого панибратства. Все у нас было хорошо, они и сейчас приходят в школу пообщаться, поговорить. Мне было с ними интересно, я старался в каждом открыть какие-то индивидуальные черты, интересные стороны. К тому же я не вел у них уроков математики и не ставил им двоек, поэтому у них не было на меня обид. (Смеется.)
– Вы специально что-то делали для того, чтобы выстроить дистанцию между учителем и довольно взрослыми учениками?
– Ничего специального я не делал. Возможно, сказалось то, что я уже работал в школе программистом, старшеклассники меня знали и относились ко мне как к человеку взрослому и серьезному.
– Часто приходилось им помогать в жизни – разрешать какие-то проблемы?
– Бывало и такое, потому что были в классе дети из неблагополучных семей...
– Современные дети достаточно открыты учителю?
– Девочки более открыты, и они первыми стали обращаться за советом, а потом и парни прониклись доверием. Приходилось решать разные вопросы.
– С пятиклассниками, наверное, все проще?
– Наоборот, все сложнее. Это совсем еще хрупкие создания – осторожность и осторожность важна. Меня в первый момент, когда я взял пятый класс, смутило недоверие родителей. На первой встрече они задали вопрос: «Вы первый год в школе»? (Смеется.) Я их успокоил: не переживайте, в этом году девятый класс выпустил. И все – вопросов больше не было. Родители очень поддерживают меня, помогают во всем, у нас очень хороший родительский комитет.
– А дети задают вам тупиковые вопросы?
– Однажды они мне заявили: «Давайте вы будете у нас только классным руководителем, а математику пусть преподает кто-нибудь другой...». (Смеется.)
– Почему?
– Вот и я задал им этот вопрос и услышал: «Вы такой веселый и добрый, но не на уроках математики. Как учитель вы очень строгий». Честно скажу, взял паузу, не знал, что ответить. (Смеется.) Потом пришлось объяснить, что строгий я для их же блага, что по-другому нельзя. Вот так – веду у них информатику и математику, видимся шесть дней в неделю. Все хорошо. Класс у меня достаточно шумный, энергичный, наверное, они все в классного руководителя удались. (Смеется.)
– Таких учеников трудно заинтересовать на уроке?
– Но можно. Например, системой плюсов.
– ???
– Эту форму урока я применяю, когда закрепляем материал. Даю классу задания, дети начинают решать, а я хожу по кабинету и ставлю в тетрадях плюсы, если каждое задание сделано правильно. Активность детей неимоверно возрастает. Бывает, что ребенок получает за урок до 27 плюсов. Но главное, им самим нравится этот элемент соревнования во время урока – слышали бы вы, какая тишина стоит в классе, все решают, стараются.
– Чем увлекаете их вне класса?
– Недавно ездили в заповедник хищных птиц в Екатеринбурге – дети были просто в восторге. Они увидели элементы соколиной охоты, узнали, как лечат травмированных птиц... Зимой катались на тюбингах в Лазурном. И даже совершили экскурсию на место гибели последнего российского царя – Ганину яму видели, в Храм на крови сходили. Дети меня очень удивили, в храме вели себя спокойно, тихо. Родители, конечно, с нами путешествуют.
– Походов в театр избегаете?
– Нет, со своим девятым классом ходил в театр. И сейчас театр есть в планах. Но сегодня система ограничений такая, что лучше моим ребятам немного подрасти для театра. Да и сильно шумные они пока. В седьмом классе точно пойдем в театр.
– Что читают ваши дети и что читаете вы?
– Дети много читают, но за этим следит учитель русского языка и литературы. Я же люблю научную литературу, много приходится читать профессиональных книжек. Но это не обязаловка, я с удовольствием читаю эти умные книги. Честно скажу, детективы не читаю совсем – не люблю.
О белых воронах
Ученицы старших классов не пишут вам признаний в любви в тетрадках?
– (Смеется.) Нет, все спокойно. В старших классах у меня занимаются дети, которым в университете нужна информатика, среди них девочек очень мало. А если и есть, то очень серьезные, заняты исключительно учебой. Я их жестко мотивирую: если хотите пятерку – надо сделать столько-то, если четверку – достаточно такого-то объема знаний... И вопросы по оценкам к концу четверти возникают очень редко.
– Пятерки часто ставите?
– Нет. Требования серьезные. Но ребята и с четверкой успешно поступают в университеты на серьезные факультеты, причем, на бюджет. Все, кто выбирают информатику в качестве ЕГЭ, успешно поступают в вузы. В прошлом году в ЮУрГУ ребята наши поступили на бюджет, и в 2011 году поступили. Потом приходят в школу, рассказывают о своей университетской жизни.
– Не разочаровались?
– Нет. Говорят: трудно, но интересно. Один из моих выпускников поступил на ПС факультет ЮУрГУ, по информатике он набрал 88 баллов. Хороший парень. Я ему предложил идти на этот факультет, потому что знал, что поступить туда легче, чем потом учиться. А он именно этого и хотел, чтобы трудно было учиться. Поэтому сегодня всем доволен. Выпускники меня радуют.
– Молодой человек не может не думать о карьере. Когда в школу приходит работать молодой мужчина, его изначально видят в будущем директором школы. Нет?
–
Да. И я думаю об этом, есть к чему стремиться, меня школа отправляла на курсы резерва руководителей. Но, поверьте, не собираюсь никого подсиживать. (Смеется.) Руководитель должен обладать хорошим багажом опыта. До этого пока далеко. А если и стану управленцем когда-нибудь, то не откажусь от преподавания. Хотя бы небольшое количество часов оставлю, потому что очень люблю работать в классе. Это мое и лишиться такого удовольствия не соглашусь никогда.
– Сегодня актуальна борьба с вредными привычками. У учителей, наверное, в этом плане вообще все строго?
– Да мне не с чем бороться и не от чего отказываться, я не курю и более вредных привычек не имею. (Смеется.)
– Детям внушаете любовь к здоровому образу жизни?
– Иногда говорю с ними об этом. Но пока не слышу посторонних запахов на уроках. Как только он появится, лекция неминуема. (Смеется). Сейчас среди молодежи здоровый образ жизни становится модным, многие из моих знакомых бросили курить. Если раньше я был в компаниях белой, в смысле, некурящей вороной, то сейчас, напротив, курят один-два человека, остальные – нет.
– И меркантильный вопрос: вы довольны подарками, которые вручили вам после победы на всероссийском конкурсе?
– Очень благодарен за призы на всех конкурсах. Но я был бы просто счастлив, если бы в качестве приза учителю полагалось современное оборудование для его кабинета. Во-первых, школа этого вполне заслуживает, ведь вклад всего коллектива в эту победу просто неоценим. Во-вторых, я смог бы совершенствовать образовательный процесс, а это еще один – и очень значительный – шаг вперед.
Фото: Фото из архива Александра МЕЛЬНИКОВА