Бессонные ночи, встречи с репетиторами, целый год зубрежки и пробных тестов всех мастей для одиннадцатиклассников наконец-то закончились. Начался долгожданный и сложный ЕГЭ-марафон. В этом году волна экзаменов началась с обязательного предмета – русского языка. На удивление первый ЕГЭ прошел без серьезных нарушений: на использовании сотового телефона попался только один школьник.
Взбудораженные выпускники толкутся возле входа в гимназию №80. Черный низ, белый верх – строгие, стильные костюмы и там и тут. Такое чувство, что попал либо на бизнес-встречу, либо офисные сотрудники вышли проветриться. В общем, серьезные люди. Взрослые.
– У нас тут вообще-то деловой дресс-код! – слышу звонкий, хорошо поставленный командный голос. Женщина средних лет, судя по многочисленным бумагам в руках – учитель, ругает неподобающе одетую выпускницу. Девушка в сетчатом топе и джинсах на какой-то момент исчезает из поля зрения. Позже на ученице появился строгий пиджак. Дисциплина!
Толпа взволнована. Ребята, несмотря на серьезность момента, шутят по поводу предстоящих экзаменов и подбадривают друг друга. Среди выпускников замечаю девушку, задумчиво смотрящую в конспект.
– Сложно готовиться?
Недоуменный взгляд.
– Что сложного? В школе все на сто раз повторяли. Я за часть С только волнуюсь, какое сочинение будет. И времени мало. Дома тренировалась – не успеваю, – делится Екатерина.
Взглядом дает понять, что мешаю. Посмотрела на выпускников еще раз, стало ясно, что разговаривать с журналистами ребята не горят желанием. Нервничают все-таки. Шутят, чтобы приободрить друг друга. На провокации не ведутся.
– Ответы скачали?
Группа молодых людей одаривает меня взглядом с легким недоумением.
– Ответы? Да их чуть ли не с начала года продают, там сто вариантов, все равно не угадаешь, какой у тебя. Неоправданный риск – если запалят, то выгонят до следующего года. А надо поступить в этом, или в армию заберут, – заверяет меня в честности Александр.
Баллы, необходимые для получения аттестата, уже известны. Для того чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку, необходимо набрать всего лишь 36 баллов из 100.
«Да и как свой вариант угадаешь? Вот у меня в сейфе сейчас лежит 200 пакетов, которые раздадут выпускникам на экзамене. Незаметно вытащить купленный ответ невозможно», – делится уполномоченный ГЭК Светлана Палагина.
Списать, казалось бы, невозможно. Однако выходить в туалет выпускникам никто не запрещает. «По крайней мере, мы услышим, если начнет звонить и разговаривать. Тогда можно зайти, взять за руку, и все – до свидания», – добавляет Светлана Палагина.
Поддержать школьников пришли учителя. «Нет, нам нельзя контактировать с учениками во время экзамена. Поэтому, будем ждать своих на безопасном расстоянии. Выходить ребятам можно только до туалета, и подойти к ним нам нельзя, для того чтобы даже просто ободрить. Да и не думаю, что нужно – раз уже установлены правила, зачем их нарушать?» – считает учитель школы №15 Галина Меркулова.
«В прошлом году я была инспектором на экзаменах. Помню, трех человек выводили к психологу, он их подбадривал. Причем дети умные, но распереживались. «Меня учитель убьет за плохие баллы! Мама закопает, если не поступлю!» – с удивлением рассказывает Светлана Палагина
Списать на ЕГЭ невозможно – в аудитории два педагога с многолетним стажем и наметанным на недобросовестные действия взглядом, нерадивого ученика заметят сразу.
«Поблажек никаких. Заметили списывание – сразу за дверь. Конечно, решит все конфликтная комиссия, но сдавать позволят практически во всех случаях только в следующем году. В прошлом году много ребят выгоняли с телефонами. Тогда первым экзаменом была, кажется, информатика. Девочка просто достала телефон и положила на парту, скорее всего, просто по привычке. Ее немедленно выгнали», – рассказывает Светлана Палагина.
Первый экзамен прошел только вчера и, как сообщают в минобре, без ЧП. Теперь ребятам предстоит сдать математику и предметы по выбору.