Образование Владимир Горшенин, декан международного факультета ЮУрГУ: «В Челябинске можно подготовить специалиста, конкурентоспособного на международном рынке труда»

Владимир Горшенин, декан международного факультета ЮУрГУ: «В Челябинске можно подготовить специалиста, конкурентоспособного на международном рынке труда»

Международный факультет ЮУрГУ знает вся бизнес-элита Челябинской области. Его выпускники являются топ-менеджерами крупных и средних компаний, причем не только российских. Сотрудничество с зарубежными учебными заведениями позволяют выпускникам быть конкурентноспособными на международном рынке труда.

Владимир Петрович Горшенин, декан Международного факультета

О том, какие сейчас процессы происходят в глобальной экономике, как российскому бизнесу подготовиться к грядущему кризису и как система образования реагирует на мировые тенденции, мы беседуем с деканом международного факультета ЮУрГУ, профессором, доктором экономических наук Владимиром Горшениным.

Владимир Петрович, вы часто бываете в командировках, участвуете в различных конференциях, общаетесь с представителями бизнес-школ, руководителями крупных корпорацией. Хотелось бы услышать ваше экспертное мнение, какие тенденции в экономике сейчас наблюдаются?

– За последние два года я побывал в университетах и на предприятиях Китая, Европы, США, поэтому могу сопоставить два взгляда на развитие экономики – восточный и западный. Хочу отметить, что в экономике Китая сейчас нет достаточных драйверов роста. Их политика, связанная с ежегодным 15% обязательным ростом заработной платы, ведет к тому, что через два-три года зарплата в Китае будет точно такая же, как в Америке. Главное преимущество Китая – дешевая рабочая сила – в скором времени перестанет существовать. И это несмотря на то, что государство вкладывает огромные деньги в образование. Например, в Шанхайском университете создано 19 научных центров мирового уровня, выделяются сотни миллионов долларов на их поддержку и приобретение интеллектуальных ресурсов со всего мира. Китайцы, конечно, приятно удивляют нас своими достижениями, технопарками, бизнес-инкубаторами. Но чувствуется напряженная обстановка.

Выпускники международного факультета ЮУрГУ

Когда я спрашивал руководителей крупных китайских компаний, в чем они видят основные точки роста, они старались уйти от ответа, говорили, что будущее видят в развитии биотехнологий, наноматериалов. Это все относится к шестому технологическому укладу, в который мы сейчас все активно заходим. Он требует концентрации колоссальных интеллектуальных ресурсов, мобилизации, информатизации, автоматизации. Но если смотреть вперед, то такой прорыв приведет к тому, что потребности в массовой рабочей силе, чем славился Китай, начнут падать. Это вопрос глобальный, он стоит на повестке дня очень остро.

То есть интерес иностранных корпораций к Китаю со временем может угаснуть?

– В их экономике есть рост, но нет прироста. Уже сейчас Америка перестает вкладывать деньги в развитие предприятий на территории Китая. Анализируя опыт работы американских компаний, можно отметить тенденцию стремительного развития собственного промышленного производства. На фоне того, что рабочая сила в Китае и Америке постепенно уравнялись по цене, в США начали масштабную программу инсорсинга, то есть возврата своих активов из Китая. Эта политика активно поддерживается правительством. Изучая опыт американских корпораций, я увидел тенденцию, что они начали изготавливать собственное высокотехнологичное оборудование – буровые установки, оборудование для переработки сланцевого газа. И что интересно по стоимости оно не дороже, изготовленного в Китае.

В Европе по-прежнему ощущается спад, однако новых точек роста недостаточно. Дело в том, что у любой технологии есть предел, то есть критическая точка переходит к новым технологиям, идет быстрое обновление технологий. Как правило, новая технология дает большую отдачу денег, но жизненный цикл уже меньше. Например, в Чехии на автомобильном заводе SKODA пять лет назад обновление моделей происходило раз в пять лет, сейчас – каждый полгода. Идет бурное развитие IT-технологий, IT-сервисов. В ноябре прошлого года в Москве на международном форуме «Открытые инновации» показывали айфон с датчиками, который определяет качество работы сердца. При малейших отклонениях от нормы он сигнализирует хозяину о том, что необходимо выпить таблетку. Это наглядное применение облачных сервисов. В ближайшее 20 лет такие ноу-хау станут обыденностью.

Уже сейчас спорят – нужно ли строить огромные свинокомплексы, когда есть технология 3D-печатания и, грубо говоря, колбасу, сыр можно «напечатать». Это все идентично натуральному, только дешевле, не губится экология, а объемы производимой продукции могут достигать огромных размеров. Через 20 лет нас будет уже не семь миллиардов человек, а девять, всех нужно накормить. За счет чего обеспечивать население продуктами? В начале 20 века на земле было около двух миллиардов людей, тогда произошла азотная революция: начали вносить минеральные удобрения в почву, и все вроде бы наладилось, удалось резко поднять эффективность сельского хозяйства. Все это было сделано в рамках пятого технологического уклада, но дальнейшее развитие возможно только на следующем качественном скачке.

– Иными словами переход на Шестой технологический уклад осуществляется в экономике не просто. А как сфера образования реагирует на это вхождение?

Как вы знаете, система образования перешла на новые государственные стандарты подготовки кадров для экономики России. Их цель – перейти от фундаментального теоретического образования к практико-ориентированному, формирующему комплекс профессиональных умений, требуемых работодателями. Безусловно, новые цели образовательных программ побуждают к интенсивному поиску тех средств, приемов, форм обучения, которые позволят достигнуть желаемого результата.

Однако наш факультет уже давно работает в таком режиме. Когда еще не было государственных стандартов 3-го поколения, на факультете осуществлялся постоянный мониторинг требований работодателей, в соответствии с которыми корректировались образовательные программы. Этот мониторинг проводился в рамках разнообразных программ Центра дополнительного профессионального образования Международного факультета, на которых ежегодно проходят переподготовку и повышение квалификации до 400-х менеджеров и экономистов. В июле 2012 года два направления подготовки «Инноватика» и «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций» получили общественно-профессиональную аккредитацию АККОРК (Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры).

Результат нас радует: подавляющее большинство студентов на 4-5 курсах уже работают по специальности, нам не известны случаи, когда студенты получившие диплом без троек, не нашли бы работу. По результатам внутреннего мониторинга трудоустройства выпускников, мы можем сделать вывод, что 88,3% устраиваются работать по специальности, 6,5% – «потерялись»: сменили место жительства, изменили телефон и мы с ними не имеем связь, а 5,2% – это те ребята, которые решили полностью сменить профессию. Есть случаи перехода в журналистику, маркетинг, пиар, государственную службу, и даже в педагогику (дворец творчества молодежи). Более того, ежегодно один-два выпускника выигрывают всероссийские конкурсы на топовые позиции управления (это прежде всего студенты кафедры управления персоналом), 3-4 выпускника ежегодно выигрывают право бесплатного обучения за рубежом в магистратуре.

Студенты старших курсов уже работают по специальности – это заслуга факультета или беда факультета?

– Скорее всего, и то, и другое. Заслуга в том, что, во-первых, студенты на производственной практике так хорошо себя показывают, что им часто предлагают остаться на постоянную работу; во-вторых, успешные выпускники, сами являясь менеджерами, часто обращаются к кафедрам за помощью в поиске того или иного специалиста, часто звонят и просят дать характеристику на какого-либо студента. Наша честность и открытость, в этом случае, является гарантией для работодателей. И повторные обращения – этому подтверждение. Это не может не радовать.

По поводу «беды», я бы так не формулировал. Скорее – проблема. Хорошие студенты могли бы больше времени уделять научным исследованиям, может быть, достигать лучших результатов на сессиях. А так время после учебы или до нее отдается работе. Однако есть и уникальные ребята, которые все успевают. Например, Татьяна Панфилова (выпускница 2013 года), отличница, обладательница многих спортивных наград, победитель VII всероссийских студенческих олимпиад в Екатеринбурге, Новосибирске, Тюмени, и вместе с тем работала менеджером по персоналу в «Леди-Прима».

Торжественная церемония вручения профессиональных сертификатов и профессиональных дипломов выпускникам 2013 года Открытого университета Великобритании.
Заместитель посла Великобритании в России господин Денис Киф (справа), проректор по учебной работе ЮУрГУ Владимир Майоров (слева)

– В этой связи появляется вопрос – где ваши студенты проходят практику?

– У нас нет каких-то строго определенных предприятий, так как наших партнеров, друзей, очень много. Факультет, как бизнес-школа, был открыт в 1992 году. За это время выпущено более шести тысяч менеджеров, третья часть из них – это руководители подразделений, директора, собственники бизнеса, которые с удовольствием берут наших студентов на практику. Мало того, многие обижаются, что им студентов не досталось. Это объясняется тем, что иногородние студенты хотят практику проходить в родном городе, что тоже очень просто решается, часть студентов находят варианты практики с денежным вознаграждением, и мы этому не препятствуем. А оставшимся студентам мы можем предложить производственную практику в самых разнообразных компаниях, банках, в соответствии с их пожеланиями.

– А как в аши студенты проводят свободное время, и есть ли оно у них?

– Каждый человек свободное время понимает по-разному. Если вы имеете в виду, чем занимаются наши студенты в свободное от занятий время, то здесь им предоставляется большой выбор: все спортивные секции, творческие коллективы, которые созданы в ЮУрГУ. Вместе с тем на нашем факультете есть свой КВН, футбольная и волейбольная команды, проводятся различные конкурсы, фестивали, спортивные соревнования между группами. Кроме того, студенты принимают непосредственное участие в организации и проведении традиционных для факультета мероприятий – «Посвящение в студенты», «Мисс факультета», «Хеллоуин» и другие. Студенты старших курсов, тяготеющие к педагогической, наставнической деятельности, выполняют роль помощников кураторов на младших курсах.

– В настоящее время отечественная система образования направлена на интеграцию с иностранными вузами. Есть ли на Международном факультете совместные программы?

– Мы активно наращиваем международное сотрудничество. Я также говорил, что мы работаем со Школой Бизнеса Открытого Университета Великобритании. Недавно проведены переговоры с деканом факультета международных отношений Пражского экономического университета, которые показали возможности разработки и реализации совместных программ по международным отношениям и бизнесу.

Подписан меморандум с Университетом Джорджии о подготовке магистров по направлению «информационные системы и технологии» с помощью дистанционного обучения. Для наших магистрантов программа сертификата обойдется всего в 200 долларов. Надо отметить, что у нас есть опыт, который позволяет частично использовать технологии европейских и американских университетов. Так 1 сентября 2013 года пять магистров, обучающихся на факультете по направлению «Инноватика», второй год будут учиться в Финляндии в Лаппеенрантском технологическом университете за счет средств Евросоюза. После обучения они станут магистрами инноватики и получат второй диплом в Лаппеенрантском технологическом университете.

В этом году у нас получило развитие еще одна программа – управление проектами. Мы реализуем его совместно с Гарцбургской академией управления и экономики AFW (Германия). Обучение ведется по дистанционной форме. На выходе выпускники получают немецкий сертификат. Обучение позволяет ребятам грамотно подходить к управлению проектами, потому что система управления проектами в Германии очень хорошо развита и известна в мире. Дистанционный курс идет всего три месяца, но он дает очень хорошую базу для грамотного взгляда на эффективное ведение и управление проектами.

На базе международного факультета создан научно-образовательный центр управления инновациями. Там реализуется два больших гранта. В рамках этого проекта мы уже подготовили двух докторов наук, четырех кандидатов наук. Наш партнер, консультант Александр Лузин в начале июня побывал на всемирной конференции, организованной Университетом Висконсин. В ней участвовали порядка 250 руководителей, президентов крупнейших корпораций Америки. Там обсуждалась интересная технология QPM (быстрореагирующего производства) через создание комплексных бригад, которые могут быстро подхватывать дополнительные заказы за счет своей универсальности и гибко реагировать на внешние вызовы. Сейчас в Америке это очень популярное направление. Кстати, элементы такой технологии использовались и на советских передовых машиностроительных предприятиях еще в 80-е годы. Тогда было совсем не все так плохо, как говорят сейчас. Вначале своей трудовой карьеры после окончания Челябинского политехнического университета я работал на Станкостроительном заводе имени С. Орджоникидзе сменным мастером, у нас тогда уже были комплексные бригады и мы могли дополнительно подхватить заказ. Только мы не знали, что эта технология называется QRM.

У нас есть договоренность со Школой бизнеса Университета Висконсин о том, что после прохождения сертификации мы сможем продвигать эту технологию в Челябинской области.

Помимо классического образования на международном факультете есть курсы МВА, которые проходит вся бизнес-элита Южного Урала. Как вам удается держать марку?

– Мы позиционируемся как региональная школа-бизнеса. Но программа такого уровня с получением диплома Школы бизнеса Открытого университета Великобритании в той же Москве гораздо дороже, чем предлагает ЮУрГУ. Мы имеем большой опыт работы с иностранными коллегами, используем их возможности, наработки. У нас звездный состав преподавателей как челябинских так и московских, которые консультируют крупные российские предприятия. Они законодатели в своей сфере. Например, у нас работают Н. Н. Карпова, профессор из РАНХ и ГС, профессор Г. Н.Константинов из ВШЭ, профессор В. А .Морыженков из ГУУ, перспективный тренер из Москвы Антон Кожемяко – виртуоз, использующий технологии ТРИЗ и многие другие.

МВА дает систематизацию знаний, позволяет посмотреть на многие вещи с другой стороны. Мы стараемся отвечать на вызовы внешней среды, давать знания, которые обязательно пригодятся в работе. Сейчас надвигается очередная волна кризиса. Мы готовим наших слушателей к этому, подсказываем инструменты, с помощью которых можно будет пройти неблагоприятный этап с минимальными потерями.

В. П. Горшенин, декан международного факультета, профессор, д. э. н., и Г. А. Шепталин , замдекана по учебной работе,
к. т. н., доцент – с символом международного факультета ЮУрГУ

Считается, что в России нет бизнес-школ хорошего уровня и лучше не пожалеть денег на обучение за рубежом.

– МВА за рубежом, конечно, хорошо, но, к сожалению, многие вещи сложно использовать в нашей российской действительности. Даже если мы приглашаем известных американских профессоров, они говорят об опыте крупнейших мировых корпораций. Для России это пока не актуально: у нас маленький бизнес, он еще не дорос до таких масштабов. Нужно прожить это время, но не отрываться от рынка.

Преимущество нашего МВА-центра в том, что мы работаем в тесной связке со Школой бизнеса Открытого университета Великобритании – мировым лидером в области MBA, поэтому предлагаем продукт хорошего качества, но с учетом российской специфики. Бизнесмены умеют считать деньги и не будут платить за то, чтобы просто получить диплом МВА. Топ-менеджеры на курсы МВА в ЮУрГУ идут охотно, что подтверждает качество нашей работы.

На международном факультете готовят антикризисных управляющих, поэтому недостатка в примерах, наверное, нет?

– Да, мы готовим антикризисных управляющих на протяжении 15 лет. Это востребованное направление, поскольку кризисы в России – вещь постоянная. Мы уже к ним привыкли. Вот сейчас, что наша страна может предложить миру? Традиционно – нефть и газ, но цены на газ уже начали подать, ведь сланцевая революция – это реальная угроза традиционному газу.

– Предлагаете ли корпоративные программы?

– У нас есть договоры с предприятиями и мы оказываем услуги для компаний крупных и средних компаний, делаем для них годичные программы в области менеджмента и управления проектами. Это перспективное направление, которое, правда, ложится на преподавателей дополнительной нагрузкой.

Кстати, недавно мы провели семинар для сотрудников нашего партнера, там были выработаны интересные предложения по развитию бизнеса на основе технологии ТРИЗ «Продажи b2b».

В этом году исполняется 25 лет российскому бизнесу. Как вы оценивается его развитие и перспективы? Сможет ли наша страна предлагать собственные бизнес-технологии?

– Для этого надо перейти от разговоров об инновационной экономики к ее реализации. Тогда можно ждать изменений. Но это процесс довольно долгий и требует больших инвестиций, времени и квалифицированных человеческих ресурсов.

Пока многие компании в России находятся еще в «детском» возрасте. Далеко не все готовы перейти, например, к системам регулярного менеджмента, потому часто происходит ручное управление, когда руководитель вникает в любые мелочи вместо того, чтобы заниматься стратегическими вопросами. А вот когда у самого директора, владельца появляется желание расти, бизнес начинает измеряться миллиардами рублей, тогда начинают смотреть на новые технологии управления, например, GREENLINE 52. Тут и приходит на помощь международный факультет ЮУрГУ. Ведь хорошее образование, компетентные и грамотные специалисты – это залог роста любой компании.

Международный факультет ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ),


тел.: (351) 267-98-65, (351) 265-73-22 (факс);
e-mail: mf@ifsusu.ru, gor@ifsusu.ru;
Ifsusu.ru.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления