В ближайшее время будет обнародован перечень «500 лучших школ России», а также отдельный список, в который вошли сельские учебные заведения. Рейтинг составлялся при содействии Министерства образования и науки России. Насколько необходимы такие списки и по каким критериям оценивать работу школ, обсуждалось на круглом столе в Общественной палате России.
На круглом столе эксперты в области образования представили несколько вариантов построения общественных рейтингов, которые, по их мнению, будут наиболее точно отражать сложившуюся в школах ситуацию и способствовать улучшению качества образования. Однако, как утверждают эксперты, возможны и негативные последствия, такие как накручивание рейтинга, переполненность лидирующих школ и недобор в школах-«аутсайдерах».
При формировании списка 500 школ исследователи использовали в качестве критериев высокие показатели при сдаче ЕГЭ и наличие призеров или победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013 году. В список сельских школ также вошли учебные заведения, которые смогли подготовить участников и призеров олимпиады.
Но вопрос значимости результатов ЕГЭ и школьных олимпиад вызвал разногласия среди экспертов. По мнению директора Московского центра непрерывного образования Ивана Ященко, именно они являются основными статистически достоверными инструментами для создания рейтингов.
Эксперт Татьяна Мерцалова, напротив, считает, что ЕГЭ не может рассматриваться как основной параметр оценки образовательного учреждения. Мерцалова отметила, что существует опасность «выращивания» рейтинга определенных образовательных учреждений в ущерб остальным.
«ЕГЭ – это инструмент, который показывает итоговый результат в стрессовой ситуации, – заявил в свою очередь заместитель секретаря Российского союза ректоров Борис Деревягин. – Он не характеризует школу с точки зрения текущих результатов обучения или проявления талантов ребенка».
Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов считает, что не нужно формировать рейтинг, не зная, кто будет использовать его результаты. Также эксперт уверен, что роль школ в результатах ЕГЭ и олимпиад требует отдельного обсуждения, так как высоким баллам способствует ещё и самостоятельная подготовка детей с репетиторами.
Директор челябинской школы №153 Любовь Дерягина тоже считает, что нельзя оценивать работу учебного заведения только по результатам ЕГЭ. «Этот показатель хорош для оценки лицеев и гимназий, где ведется отбор учеников. В общеобразовательные школы попадают разные дети, и не все могут похвастаться высокими результатами. В нашей школе, например, есть ученики-спортсмены, участвующие в чемпионатах Европы и мира. Представьте, прилетел мальчик с соревнований, а завтра у него ЕГЭ – естественно, баллы могут быть ниже. Также нужно учитывать, что экзамен – это стрессовая ситуация для детей. На мой взгляд, показателем хорошей работы школы является удовлетворенность родителей, ведь они выступают заказчиками. Если их устраивает объем выдаваемых знаний, с их стороны нет жалоб, нареканий, то можно сказать, что школа работает успешно. Еще один важный показатель – социальная успешность, когда выпускники поступают на бюджетные места, в престижные учебные заведения», – считает Любовь Дерягина.
Говоря о рисках составления рейтингов, член Общественной палаты Ефим Рачевский отметил: «Если не будет опасности – не будет и развития». «Рейтинги школ – это важная информация, которая должна быть открыта для всех, – заявил эксперт, – и единый рейтинг может и должен стать важным и решающим для всех, кто связан с системой школьного образования, – и в первую очередь родителей нынешних и будущих школьников».
«Конечно, рейтинги помогают родителям, потому что мы не всегда объективно можем оценить работу школы, учителей. Недавно старшего сына-пятиклассника мы перевели в лицей, чтобы он активно участвовал в олимпиадах. Руководствовались советами других родителей, информацией в СМИ. А вот с младшим сыном-первоклассником другая ситуация – его пришлось отдать в школу, за которой мы закреплены по прописке», – посетовала мама двух школьников Светлана Рогачева.
Пока чиновники советуют родителям при выборе учебного заведения обращать внимание не на рейтинг школы, а на работу конкретных учителей, особенно в начальной школе.
Комиссия Общественной палаты по развитию образования будет дальше курировать вопрос формирования рейтингов общеобразовательных учреждений и создания системы сбора информации для наиболее достоверных показателей.